ДОБЫВАЕМ… рентабельность

В конкурентных условиях цель практически любого коммерческого предприятия, в том числе горно-добывающего, – повышение рентабельности производства. Достичь этого можно путем увеличения объемов добычи, повышением производительности работ и сокращением затрат. Значительная часть затрат добывающего предприятия связана с эксплуатацией парка техники и транспорта. Рассмотрим основные методы сокращения расходов, применяемые компаниями горнодобывающей отрасли.

Транспортный комплекс любого горнодобывающего предприятия можно разделить на две основные группы: карьерный технологический транспорт и вспомогательный.

Большинство предприятий данной отрасли уже давно эксплуатируют автоматизированные системы управления технологическими процессами горнотранспортного комплекса (АСУ ГТК). Цель установки АСУ ГТК – оптимальное управление грузопотоками, учет и контроль работы погрузочно-транспортных комплексов, мониторинг эксплуатационных режимов и, в конечном счете, снижение эксплуатационных издержек и повышение объема добычи полезного ископаемого.

Мы выяснили, что на сегодняшний день АСУ ГТК весьма востребованы российской горной промышленностью. Давно известны и успешно эксплуатируются системы таких производителей как «ВИСТ Групп», Wenco, Modular, MicroMine, «Союзтехноком» и др.

В последние годы для добывающих предприятий все более актуальным становится решение задач надежного контроля заправки механизмов и расхода ГСМ. В связи с этим возникла необходимость установки высокоточных топливных датчиков и их интеграции в АСУ ГТК. Для реализации контроля ГСМ лидеры российского рынка АСУ ГТК («ВИСТ Групп», Wenco) интегрировали в свои системы высокоточные топливные датчики компании Omnicomm.

FMS с модулями дистанционной передачи данных ZigBee

Основные варианты внедрения АСУ на горнодобывающих предприятиях предполагают:

• внедрение АСУ ГТК только на карьерной технике, выполняющей выемочно-погрузочные и транспортно-доставочные технологические процессы;

• внедрение АСУ только на вспомогательном транспорте и технике – на МАЗах, КамАЗах, УРАЛах, бульдозерах, экскаваторах и другом оборудовании;

• комплексное оснащение всего автопарка, включающее внедрение АСУ ГТК на карьерной технологической технике и установку систем контроля расхода топлива на вспомогательном транспорте и оборудовании.

В настоящей статье мы расскажем о варианте комплексного оснащения парка основной технологической и вспомогательной техники, реализованном на предприятиях золотодобывающей компании «Полюс».

Установленные на Олимпиадинском ГОКе АСУ ГТК выполняют функции автоматизации следующих процессов: управление выемочно-погрузочным оборудованием и карьерным транспортом, буровыми работами, вспомогательной техникой.

Осуществление данного проекта ведется компанией Wenco с 2007 года. Для достижения комплексного эффекта в решение Wenco были интегрированы топливные датчики LLS компании Omnicomm. Также Omnicomm разработали специальное программное обеспечение для работы интеграционного решения. По итогам первого этапа внедрения АСУ Wenco и систем контроля расхода топлива FMS Omnicomm на Олимпиадинском ГОКе возросла эффективность использования автотранспорта: уменьшилось среднее время простоя самосвала в ожидании погрузки; улучшились качество отчетности и качество управления транспортными потоками; установлен контроль за дисциплиной персонала обеспечивший исключение незапланированных простоев, повысилась производительность погрузочной техники.

Системы контроля расхода топлива FMS были установлены совместно с комплексами Wenco более чем на 100 единицах основного горного оборудования, среди которого карьерные самосвалы Caterpillar 777D, Caterpillar 777F, Komatsu HD785-5, Terex Unit Rig MT3300AC, БелАЗ-7540-А, бульдозер Komatsu WD-600, погрузчик Komatsu WA-800. Более чем на 150 единицах вспомогательной техники системы FMS были установлены в качестве единственного прибора контроля расхода ГСМ и контроля работы техники (в основном, на грузовиках КАМАЗ).

Существенно важным результатом анализа данных FMS стало выявление истинного расхода топлива по каждому виду техники. Выяснилось, что каждая единица одного и того же типа потребляет различное количество горючего. Это объясняется разным состоянием топливной системы и двигателя, разным сроком службы (а значит, износом) и даже особенностями условий работы и манерой управления водителя. Полученные данные позволили скорректировать нормативы расхода топлива и достигнуть ощутимой экономии по данной статье.

Кроме статистики заправок и сливов система FMS предоставляет данные по пробегу транспорта, расходу топлива на моточас, времени работы и простоя. Эти данные позволяют находить оптимальные режимы загрузки техники, пресекать простои, мотивировать персонал в соответствии с объемами выполненной работы.

АСУ ГТК, бесспорно, эффективная технология повышения рентабельности горнодобывающей компании, но достаточно дорогостоящая и применение которой экономично на тяжелой карьерной технике. Оснащение таким оборудованием вспомогательного транспорта экономически нецелесообразно. Но если для большегрузных карьерных самосвалов АСУ ГТК – основной инструмент контроля, а системы контроля расхода топлива – дополнительный, то на вспомогательной технике именно приборы FMS приносят ощутимый экономический эффект.

В карьерной технике хищения топлива ограничены условиями труда, в то время как водители и механизаторы вспомога-тельной техники имеют неконтролируемый доступ к горючему.

Опыт ЗАО «Полюс» показал, что установка расходомеров FMS практически не встретила сопротивления со стороны водителей карьерных самосвалов, в то время как на КАМАЗах, УРАЛах, МАЗах, бульдозерах и погрузчиках данные приборы систематически выводили из строя…

Таким образом, экономия топливных отчислений на вспомогательной технике внесла ощутимый вклад в процесс снижения текущих затрат компании.

В статье использованы материалы, предоставленные ООО «ОмниМайнинг-Кемерово» (дилер компании Omnicomm на территории Кузбасса и Кемеровской области). В результате беседы со специалистами компании мы подготовили материал об итогах внедрения систем контроля расхода топлива FMS в автотранспортном предприятии шахты «Распадская», которая входит в холдинг Распадская Угольная Компания – крупнейшего предприятия угледобывающей отрасли Кузбасса и России. Этот материал будет опубликован в последующих номерах журнала «Горная Промышленность».

Выражаем благодарность ООО «ОмниМайнинг-Кемерово» за предоставленную информацию.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2009