Роль профессионально-педагогического образования в развитии человеческого капитала России

О.В. Тарасюк, к.п.н., профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург);

А.В. Осколкова, студентка Машиностроительного института Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург)

В широком смысле человеческий капитал – это интенсивный производительный фактор экономического развития общества, включающий образованную часть трудовых ресурсов, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное его функционирование как производительного фактора развития страны.

Если считать, что человеческий капитал – это интеллект, знания, качественный и производительный труд работника, т.е. главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, то важнейшими, при этом остаются вопросы не только чему и как учить будущих специалистов для различных отраслей экономики, но и кто их будет учить. Ответы на эти вопросы являются инструментом формирования рынка профессиональных образовательных услуг, который призван в первую очередь обеспечить высокую конкурентоспособность, а следовательно, высокий уровень профессиональных качеств получателей этих услуг в соответствии с запросами рынка труда. Это в свою очередь обусловливает необходимость обеспечения высокого качества подготовки выпускников с учетом реальных требований предприятий, стимулирует внедрение новых педагогических технологий, совершенствование учебно-материальной базы учебного и учебно-производственного процессов. Однако ни в коей мере не означает подчинение учебного процесса решению экономических задач.

Наоборот, для того чтобы более успешно решать экономические задачи, в частности, развивать собственную производственную деятельность, учебным заведениям систем начального и среднего профессионального образования необходимо обеспечивать высокий уровень подготовленности учащихся как в области теоретического, так и производственного обучения, всемерно укреплять кадровый потенциал мастеров и педагогов профессионального обучения.

Профессионально-педагогическое образование (ППО) – представляет собой единственный в стране вид образования, который специально создан и нацелен на решение кадровых проблем начального и среднего профессионального образования.

Актуальность этого вида профессионального образования подтверждается современным состоянием кадрового состава профессионально-педагогических работников учебных заведений систем начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов среднего звена для экономических видов деятельности России.

С концептуальной точки зрения профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.

Профессионально-педагогическое образование осуществляется в тех учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими нормативными документами.

Российский государственный профессионально-педагогический университет – это ведущий вуз системы профессионально-педагогического образования России, на базе которого располагается Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО), являющееся ведущим органом Министерства образования и науки РФ, определяющего политику развития системы профессионально-педагогического образования России.

Сегодня особое внимание уделяется вопросам обеспеченности экономики России рабочими кадрами. Для преодоления дефицита квалифицированных кадров требуются инновационные подходы, а именно: изменение существующей системы подготовки, а также переподготовки и повышения квалификации рабочих специалистов.

Изменения, происходящие в российской экономике, направленные на стабилизацию производства, развитие новых экономических механизмов, требуют квалифицированного кадрового обеспечения.

К одной из основных проблем подготовки рабочих кадров, имеющих четвертый, пятый или даже шестой квалификационный разряд, относится проблема повышения качества подготовки кадров для производства.

В настоящее время ППО способствует реализации задач опережающего развития системы качественной подготовки профессионально-педагогических кадров для учреждений начального и среднего профессионально-педагогического образования, т.е. мастеров и педагогов профессионального обучения. Преимущество ППО в том, что оно содержательно ориентирует выпускников на преподавание не отдельного учебного предмета, а на содержание профессионального обучения по группам родственных рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования, что позволяет выпускникам системы профессионально-педагогического образования успешно адаптироваться к предстоящей профессионально-педагогической деятельности.

Развитие уровневого профессионально-педагогического образования и его влияние на формирование и развитие личности будущего мастера или педагога профессионального обучения трудно переоценить.

Создание современной структуры учебной деятельности студентов, адекватных современным приоритетам российского модернизирующегося образования, в полной мере позволяет обеспечить баланс интересов, как мастера и педагога профессионального обучения, так и в конечном счете, интересов государства и его граждан.

В настоящее время УМО по ППО координирует деятельность по подготовке профессионально-педагогических кадров 222 образовательных учреждений России, в том числе 134 вузов и 88 колледжей, осуществляющих подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения для различных отраслей экономики по специальностям высшего и среднего профессионально-педагогического образования «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Сегодня для всех российских профессиональных образовательных учреждений актуальной является реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как первоочередная задача, и профессионально-педагогическое образование не является исключением. В связи с этим все более значимым становится развивающий потенциал уровневого профессионально-педагогического образования, учитывающий ожидания общества, требования работодателей, в подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения. Основная роль в этой работе принадлежит Учебно-методическому объединению по профессиональнопедагогическому образованию (УМО по ППО). Тесно сотрудничая с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, которые являются представителями работодателей для будущих мастеров и педагогов профессионального обучения, УМО по ППО определяет пути дальнейшего развития системы профессионально – педагогического образования, направленной на решение проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров.

На протяжении всего периода деятельности УМО по ППО большое внимание уделялось учебно-методическому обеспечению инженерно-педагогического (профессионально – педагогического) образования. Были сформированы и активно работали над созданием учебников и учебных пособий международные авторские коллективы, выпущены сборники научных трудов с участием представителей Болгарии, Польши, стран б. Югославии. В УМО были сконцентрированы методические разработки вузов и колледжей объединения. Эти разработки рекомендовались для использования в других вузах и колледжах. В современных условиях реализации компетентностного подхода к процессу обучения эта деятельность продолжается и становится все более актуальной.

Ежегодно УМО по ППО проводит пленумы, в работе которых принимают участие и зарубежные специалисты.

УМО по ППО участвует в разработке образовательных и профессиональных стандартов педагога профессионального обучения, в том числе и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) для подготовки бакалавров и магистров.

УМО по ППО разработана «Концепция подготовки профессионально-педагогических кадров в современных условиях» и Целевая комплексная программа «Профессиональнопедагогические кадры России», которые отражают основные проблемы и содержат мероприятия по их решению, направленные на развитие не только ППО, но и систем НПО и СПО.

Таким образом, УМО по ППО удалось создать в Российской Федерации единое образовательное пространство для подготовки профессионально-педагогических кадров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которое постоянно расширяется за счет внедрения образовательных программ по специальности и направлению подготовки «Профессиональное обучение» (по отраслям), что играет ведущую роль в развитии человеческого капитала России.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2012, стр.70