Опыт работы ООО «КА технокомплект» по сервисному обслуживанию карьерной техники

К.Ю.Анистратов, к.т.н., Генеральный директор ООО «КА технокомплект»
С.Н.Горьков, главный инженер ООО «КА технокомплект»

В настоящей статье представлен анализ опыта работы специализированной сервисной компании ООО «КА технокомплект» на основе оценки фактических результатов за три года работы парка карьерной техники Комбината Печенганикель.

Принципы полного сервисного обслуживания карьерной техники

Полное сервисное обслуживание (ПСО) предусматривает комплекс мероприятий, включающий полное техническое обслуживание, ремонт и поставку необходимых запасных частей, быстроизнашивающихся частей, шин и расходных материалов для выполнения всех видов работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом техники силами специализированной сервисной организации.

В зависимости от условий договора приобретение основных узлов и агрегатов взамен выработавших свой ресурс лежит или на собственнике карьерной техники, или входит в ставку за час технической готовности техники.

Оплата за полное сервисное обслуживание производится за час технической готовности техники.


Техническая готовность - суммарное время наработки на отказ карьерной техники, определяемое сложением продолжительности всех временных интервалов, в течение которых единица техники готова к работе, вне зависимости от фактического использования ее рабочего потенциала. Измеряется в «часах технической готовности», в течение которых она является технически пригодной к эксплуатации.

Своевременное проведение технического обслуживания и ППР в соответствии с инструкциями завода-изготовителя при фиксированной ставке оплаты за час технической готовности обусловлено самой экономикой полного сервисного обслуживания.

Любое нарушение норм техобслуживания и регламентных работ приводит к интенсификации износа деталей, повышению рисков непрогнозируемого выхода их из строя, и в итоге - к потере часов техготовности или повышению затрат на аварийный ремонт узлов и агрегатов, снижению объема наработки, невыполнению плана и, соответственно, к уменьшению дохода сервисной компании.

При этом реализуется принцип приобретения оригинальных и высококачественных запасных частей, качественных материалов, ГСМ и т.д.

Реализация проекта полного сервисного обслуживания на комбинате Печенганикель Кольской ГМК

ООО «КА технокомплект» приступило к реализации проекта полного сервисного обслуживания карьерной техники БелАЗ на комбинате Печенганикель по поручению ПО «БЕЛАЗ» 1 апреля 2003 г. Согласно условиям договора «КА технокомплект» принял к обслуживанию 84 единицы карьерной техники (табл. 1).

Средний возраст карьерных самосвалов грузоподъемностью от 75 до 120 т на начало 2006 г. составил 6.5 лет при среднем пробеге самосвалов БелАЗ-75121 - 303 тыс. км, БелАЗ-75145 - 315.4 тыс. км, БелАЗ7549 -231.1 тыс. км.

Норма списания данных машин составляет 330 тыс.км, следовательно, остаточный ресурс в среднем по парку в 2006 г. составил для БелАЗ-75121 -8.2%, для БелАЗ-75145 - 4.5%.

В условиях погашения открытых горных работ на комбинате Печенга-никель была принята политика поддержания парка карьерной техники без его обновления.


Снижение грузооборота (рис. 1) определило сокращение численности парка самосвалов и, соответственно, объема годовой наработки часов технической готовности (рис. 2).

Поэтому, перед ООО «КА технокомплект» была поставлена задача выполнения плана по объему часов технической готовности карьерной техники имеющимся парком до конца отработки карьера.

Вместе с тем, несмотря на старение парка карьерной техники, объем наработки часов технической готовности на один среднесписочный самосвал в 2003-2005 гг. вырос по сравнению с базовым 2002 г. в среднем на 8%. При этом удельный грузооборот на один фактически отработанный час технической готовности самосвала остался на прежнем уровне (табл. 2, рис. 3).

Поддержание технической готовности парка машин, более 50% которого по нормативам подлежит списанию, представляет собой достаточно сложную задачу. Решение этой задачи возможно или за счет дополнительных вложений средств на приобретение основных узлов и агрегатов, или повышения трудозатрат и расходов на текущий ремонт.


Несмотря на объективность тенденции роста затрат на эксплуатацию карьерной техники, ставки оплаты за час технической готовности в течение трех лет работы рассматриваемого проекта не изменялись при выполнении сервисной компанией планов по объему часов техготовности.

Таким образом, реализация проекта прошла по пути повышения объема работ по ремонту техники сервисной компанией.

Анализ объемов выполнения технических обслуживаний (ТО) и плановых ремонтов (ПР) показал, что при сохранении количества воздействий по техническому обслуживанию самосвалов - 1.97 ТО в месяц на один среднесписочный самосвал, количество ремонтов увеличилось с 0.04 до 0.13 ПР в месяц на один самосвал, то есть в 3.25 раза (см. рис. 3). Это и объясняет причину некоторого падения объема годовой наработки часов технической готовности на среднесписочный самосвал (см. табл. 2).

Анализ структуры затрат в течение 2003-2005 г. показывает на увеличение доли ФОТ и шин, вследствие общей тенденции роста средней зарплаты персонала в регионе, рыночного повышения стоимости шин, масел и смазок, запасных частей (табл. 3, рис. 4).


В первом полугодии 2005 г. только рост цен на КГШ для большегрузных самосвалов составил 15%, а в целом за три года на 47% (табл. 4). Цены на ГСМ выросли в течение трех лет на 24-25%, на запасные части, узлы и агрегаты в целом на 35%, а на отдельные до 140%. Применение отремонтированных и восстановленных запасных частей, узлов и агрегатов (выработавших свой ресурс) для поддержания технической готовности техники ведет к дополнительному увеличению трудозатрат. (Срок службы реставрированной и отремонтированной запасной части всегда меньше новой).


Выводы

1.    Приведенные аналитические данные свидетельствуют о том, что применение принципа полного сервисного обслуживания, реализованного в договоре между ООО «КА технокомплект» и Кольской ГМК, за период 2003-2005 гг. позволило существенно снизить общий уровень затрат на технический сервис и ремонт карьерной техники комбината Печенганикель.

2.    Общие затраты уменьшились по сравнению с принятым за базу 2002 г., несмотря на инфляционные процессы, старение техники, а также рост затрат на запасные части, материалы, фонд оплаты труда 2003-2005 гг.

3.    ООО «КА технокомплект» в целом выполнило плановый объем часов технической готовности парка карьерной техники при соблюдении графиков ТО и ППР, поддерживая парк в работоспособном состоянии в соответствии с действующими нормативами.

4. Уменьшение наработки часов технической готовности на один списочный самосвал в 2005 г. обусловлено объективным старением парка технологического транспорта.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2006