Опыт ООО «КА технокомплект» в организации полного сервисного обслуживания карьерной техники

К.Ю.Анистратов, к.т.н., Генеральный директор ООО «КА технокомплект»

С.Н.Горьков, главный инженер ООО «КА технокомплект»

В транспортных схемах технологических потоков открытых горных работ существенная роль отводится карьерным самосвалам большой и особо большой грузоподъемности. В эпоху интенсивного развития открытого способа добычи полезных ископаемых большинство транспортных подразделений горнодобывающих предприятий создавалось в условиях развития крупных отраслевых и союзных специализированных центров капитального ремонта и восстановления узлов, агрегатов карьерной техники и машин в целом. В связи с этим имеющиеся производственно-технические базы большинства предприятий отрасли изначально не были подготовлены к проведению капитальных и восстановительных ремонтов машин, включая карьерный транспорт.

В условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие является независимой и самостоятельной производственной единицей, приходится проводить перепрофилирование и переоснащение существующей технической базы, что требует значительных финансовых затрат и большой продолжительности проведения этого процесса. Кроме того, изменяется сам подход к методам управления производством и качеству проведения технического обслуживания и ремонта в соответствии с постоянно растущим техническим уровнем карьерного транспорта.

На этом фоне основные проблемы автотранспортных подразделений горнодобывающих предприятий СНГ заключаются: в необходимости изменения системы управления технического обслуживания техники, направленной на обеспечение оперативного управления производством; в исключении простоев техники из-за отсутствия необходимых запасных частей и материалов; в предотвращении накопления неликвидных запасных частей на складах; в обеспечении реальной заинтересованности персонала сервисных служб в повышении качества технического обслуживания и ремонта, технологического уровня выполняемых работ; в формировании квалифицированного состава персонала и т.д.

Требованиям управления процессом технического обслуживания карьерной техники полностью удовлетворяет система сервисного обслуживания, реализуемая специализированной компанией, связанной в свою очередь с изготовителем оборудования.

Исходя из опыта работы ООО «КА технокомплект» по сервисному обслуживанию, можно выделить следующие основные схемы реализации сервиса карьерной техники.

•    Оказание сервисных услуг по ремонту техники по требованию Заказчика (выполнение работ по договору и наряд-заданию на основании формируемой дефектной ведомости).

•    Сервисное обслуживание техники, предусматривающее предоставление услуг инженерного персонала сервисной компании по техподдержке по ставкам за час работы персонала (по нормативам или факту) или по месячной ставке за конкретную единицу обслуживаемой техники при оплате запчастей по факту их использования (фирма Zeppelin на Ковдорском ГОКе).

•    Сервисное обслуживание техники, предусматривающее предоставление услуг по плановому и аварийным ремонтам техники (возможно дополнительно и выполнение работ по техническому обслуживанию) специалистами сервисного предприятия и поставку запасных частей для обеспечения этих ремонтов при оплате:

-    за фактически выполненный объем работ;

-    за моточасы наработки на линии (Zeppelin на Карельском Окатыше);

-    за часы технической готовности.

•    Полное сервисное обслуживание (ПСО), предусматривающее комплекс мероприятий, включающий полное техническое обслуживание, ремонт и поставку необходимых запасных частей, быстроизнашивающихся частей, шин и расходных материалов для выполнения всех видов работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтами техники силами специализированной сервисной организации («КА технокомплект» реализует договоры на ПСО Кольской ГМК и УК Прокопьевскуголь).

Другим подходом к решению задачи повышения эффективности системы управления техническим обслуживанием и эксплуатации карьерной техники является оказание услуг по договорам услуг и полного сервисного обслуживания или подряда на ведение горных и траспортных работ при полном сервисном обслуживании техники (рис. 1).

В этом случае подрядная организация оказывает услуги горнодобывающему предприятию по разработке и транспортированию горной массы принадлежащей ей техникой.

ООО «КА технокомплект» оказывает услуги своей техникой, бульдозерами и экскаваторами на оговоренных переделах горных работ предприятий УК Прокопьевскуголь, ООО «Энергоресурс», на разрезах в Кузбассе и др. по ставке за «час технической готовности».

Договором предусматривается гарантированное количество часов технической готовности на единицу техники – 580–600 часов в месяц для выполнения услуг и работ на объектах Заказчика.

Срок действия Договора на услуги и полное сервисное обслуживание бульдозера – 3 года. По окончании срока действия Договор пролонгируется или Заказчик выкупает технику.

Организационно реализация договоров на сервисное обслуживание и услуги осуществляется через региональные специализированные сервисные центры.

Функции специализированных сервисных центров

Сервисный центр предоставляет комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники (при необходимости, по восстановительному ремонту).

Для поддержания высокого уровня работоспособности обслуживаемой техники сервисный центр разрабатывает и поэтапно реализует программу повышения качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, предусматривающую техническое переоснащение (модернизацию) производственно-технической базы, повышение технологического уровня обслуживания карьерной техники, создание ремонтного фонда оборотных узлов и агрегатов, обеспечение неснижаемого фонда запасных частей и материалов.

Все работы проводились высококвалифицированным персоналом с применением современных средств диагностики и инструментальных методов контроля.

Применение специальной компьютерной системы планирования технического обслуживания и ремонта, прогнозирования ресурса и уровня безотказности, учета выполненных работ, логистики с четким планированием закупок запасных частей и материалов на конкретный период времени, является непременным условием эффективного функционирования сервисного центра.

Сервисный центр обеспечивает поставку сертифицированных запасных частей и материалов, закупленных непосредственно у производителей (или дилеров), с предоставлением гарантийных обязательств Заказчику.

Перед принятием техники на полное сервисное обслуживание сервисный центр проводит оценку ее технического состояния с составлением дефектных ведомостей на каждую единицу. При необходимости проводится восстановительный ремонт и восстановление комплектности техники, подготавливаются документы для передачи техники на полное сервисное обслуживание. Оценка технического состояния техники проводится специалистами сервисного центра совместно с представителями горнодобывающего предприятия. Одновременно проводится оценка состояния производственно-технической базы.

Переход от существующей системы обслуживания к полному техническому обслуживанию техники сервисным центром включает следующие этапы:

-    заключение договора между горнодобывающим предприятием и сервисным центром на ремонт техники. При этом для каждой единицы техники составляется смета затрат на ремонт, согласовывается спецификация необходимых запасных частей для проведения ремонта, определяются графики проведения ремонтов;

-    оформление и передача в аренду производственных площадей и оборудования автотранспортного цеха горного предприятия сервисному центру (при необходимости);

-    создание склада запасных частей и материалов для обеспечения бесперебойной работы, оборотного фонда узлов и агрегатов для обеспечения своевременного и качественного выполнения ремонтов;

-    приобретение и ввод в эксплуатацию современного технологического оборудования, разработка подробной технической документации, технологических карт;

-    обучение ремонтного персонала и водителей, а также периодическое повышение их квалификации на специально организованных курсах;

-    создание служб контроля за эксплуатацией техники и поддержанием технологических дорог в требуемом состоянии, а также за соблюдением полного выполнения технологических процессов проведения технического обслуживания и ремонта.

Реализация этих этапов перехода на ПСО обеспечивает  рост коэффициента технической готовности самосвалов (рис. 4) и экономию средств горнодобывающих предприятий в размере от 10 до 20%.

Технико?экономические показатели

Проведенный анализ простоев карьерных самосвалов, без учета простоев дорожно-строительной и вспомогательной техники, (табл. 1) за период с 2002 г. (до перехода на ПСО) по 2004 г. (внедрение сервисного обслуживания) без учета возрастной структуры парка самосвалов позволил получить следующие результаты (табл. 2, рис. 2):

-    сокращены простои техники по причине отсутствия запчастей в основном за счет оперативных поставок, организации склада оборотных агрегатов и технически обоснованного прогнозирования ситуации механиками и ИТР;

-    сокращены простои техники в ремонте и техническом обслуживании за счет рациональной организации труда, внедрения строгого контроля за исполнением работ в полном объеме с соблюдением всех требований;

-    осуществлено своевременное предупреждение серьезных и крупных поломок благодаря проведению предупредительных ремонтов и своевременной замене изношенных и неисправных частей, узлов и агрегатов техники, что и позволило предотвратить аварийный выход их из строя;

-    повышена материальная заинтересованность работников в быстром и качественном выполнении работ в полном объеме, путем внедрения системы надбавок и премий.

Необходимо отметить, что имело место увеличение продолжительности простоев по организационным причинам (см. рис. 2, 3) при росте парка исправной техники, готовой к работе, но невостребованной и находящейся в резерве. Ранее эти простои были меньше только за счет того, что техника специально удерживалась в течение более длительного времени в ремонте (или специально направлялась на ремонт), чтобы не «портить» отчетность и избегать сокращения финансирования на содержание техники, выделенного управляющей компанией на будущий период работы.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2005