Компания Vermeer продолжает расширять модельный ряд горнодобывающей техники

Томас Кноте, технический менеджер фирмы Vermeer

Следует сказать несколько слов о предыстории появления машин Vermeer на горных предприятиях России и Украины. После того, как уже в 2005 году на российском рынке впервые была показана успешная работа землеройно-фрезерной машины Vermeer T1255 Terrain Leveler® (TL) при строительстве и расширении аэропортов Геленжика, Москвы и Хабаровска, в последующие годы, вплоть до 2012 года, данный тип машины нашел свое признание и при разработке российских гипсовых месторождений.

082 1

По оценкам специалистов компании Vermeer, относительно большой рынок сбыта горнодобывающих машин открывается на предприятиях Украины, добывающих открытым способом различной прочности известняки. Так в мае 2012 г. в Крыму была принята в эксплуатацию машины Vermeer T1255 TL, с цепным приводом режущего барабана, которая к текущему времени уже отработала свыше 1000 моточасов на разработке одного из новых месторождений известняков. Совсем недавно фирма Vermeer, наладив серийное производство новой модели – Vermeer T1655 TL, предъявила свой новый «козырь» в состязаниях фирм, специализирующихся на создании и производстве горнодобывающих машин для послойной безвзрывной разработки месторождений твёрдых полезных ископаемых.

№1 (107) 2013

Работа землеройнофрезерной машины Vermeer T1255 TL на реконструкции аэропорта Внуково (Москва, июнь 2008 г.)

Очередным шагом по расширению и модернизации модельного ряда горно-добычных машин стал выпуск с 2012 г. на рынок нового варианта на основе стандартной базовой модели T1255, отличающегося изменённой концепцией фрезерного барабана.

Речь идёт о машине модели Vermeer T1255 Terrain Leveler® Direct Drive (T1255 TL DD). Впервые в Европе эта машина, оснащенная новым фрезерным барабанам с прямым гидростатическим приводом на ось с обеих сторон барабана, была представлена на эксплуатационном показе в сланцевом карьере Эстонии. В 2012 году последовали очередные её рабочие демонстрационные показы уже в Германии. Благодаря уменьшенному диаметру барабана, созданию, совместно с фирмой Kennametal (США), новой конструкции и геометрии держателей резцов и не в последнюю очередь, – новому принципу рабочего барабана Direct Drive («Прямой привод»), был достигнут рост производительности 30% при одновременно сниженном расходе дизельного топлива в расчёте на тонну готовой продукции и значительно меньших затратах на техобслуживание.

Ниже рассмотрены некоторые элементы технологии и достигнутые результаты промышленного применения машины с прямым приводом рабочего барабана Vermeer T1255 TL DD, в условиях гипсового карьера в Германии.

082 3

Вид на режущий барабан машины Vermeer T1255 TL, поставленной на карьер известняков (Крым, май 2012 г.)

В период с 10 по 20 декабря 2012 г. на карьере фирмы Knauf Deutsche Gipswerke KG (Германия), в Роттлебероде, состоялась промышленная эксплуатация машины T1255 TL DD.

Цель её – выявление возможностей высокопроизводительной и эффективной отбойки гипса и ангидрида из массива и определение фактической производительности машины. Чтобы решить эти задачи на карьере был выделен участок площадью 4150 м2 с максимальной длиной рабочего прохода для машины – 160 м. Для создания условий высокопроизводительной работы машины на выделенном участке с её помощью была выполнена нивелировка поверхности: по длинной стороне площадки с уклоном 30‰; по короткой стороне (поперёк) площадки – с уклоном 20‰. Работы по нивелировке площадки с достижением требуемых уклонов выполнялись с помощью установленной на машине системы лазерного управления.

Общий вид фрезерного барабана Direct Drive

Общий вид фрезерного барабана Direct Drive

Геологические условия гипсового месторождения фирмы Knauf в Роттлебероде – довольно сложные, т.к. качество и прочность полезного ископаемого – не стабильны, не одинаковы и сильно переменчивы по площади месторождения, по глубине залегания и длине простирания залежи. На действующем карьере добыча гипса в различных участках осуществляется в основном с применением буровзрывной подготовки массивов к выемке. По предварительному договору с фирмой Knauf на добычу гипса машиной Vermeer было отведено 60 часов. Однако запланированное время машина не отработала, и не потому, что погодные условия в это время были не самые лучшие, а потому что из-за высокой её производительности предприятие в столь короткий период не смогло бы переработать весь добытый ею гипс. А по технологической схеме горного и обогатительного производства – промежуточного складирования сырья не предусмотрено.

Эксплуатация машины Vermeer T1255 TL DD на добыче сланца в Эстонии

Эксплуатация машины Vermeer T1255 TL DD на добыче сланца в Эстонии

Не смотря на это, результаты эксплуатации машины получились очень высокими. Достаточно сказать, что 12 декабря 2012 г., во время демонстрации прибывшим из России и Украины специалистам фирмы Knauf, машина добыла 1680 т смешанного гипсового камня за 3 час. 20 мин. работы. При температуре окружающего воздуха –7°С машина рыхлила массив гипса слоями толщиной от 25 до 35 см, обеспечивая тем не менее различную, в пределах требуемых кондиций, кусковатость продукции.

082 6

Рабочий борт гипсового карьера Knauf, где эксплуатировалась новая машина Vermeer T1255 TL DD (Роттлебероде, Германия)

Временами, при появлении в массиве чистого ангидрида прочностью до 120 МПа машина достигала даже более высокой производительности, превышающей 550 т/час.

За период добычи гипса и ангидрида на фрезерном барабане машины Vermeer T1255 TL DD были заменены лишь два резца типа «TS30C X» фирмы Kennametal. Причиной замены резцов стала поломка твёрдосплавных наконечников во время фрезерования высокопрочного ангидрида. Во время фрезерования смешанного гипс-ангидридного массива ни поломок резцов, ни выхода из строя страховочных колец – не наблюдалось.

Краткие технические характеристики базовых моделей Vermeer

Удельный расход дизельного топлива машиной Vermeer T1255 TL DD, оснащённой двигателем мощностью 600 л.с., составил всего 0,2619 л/т добытого гипса. Этот показатель включает и расход топлива на предварительный прогрев двигателя и «холостое» перемещение машины.

Фракционный состав гипс-ангидрида, добытого машиной Vermeer T1255 TL DD

Фракционный состав гипс-ангидрида, добытого машиной Vermeer T1255 TL DD

Почасовой расход дизельного топлива составляет в среднем от 85 до 95 л/час (максимальное значение). Во время эксплуатации машины Vermeer T1255 TL DD в Роттлебероде была достигнута средняя производительность 432 т/час при разной прочности гипса в пределах 20–40 МПа и ангидрида – до 120 МПа.

082 8

По предварительным анализам, производственные затраты за каждый час работы T1255 TL DD примерно на 100 долл. США ниже, чем у машин с цепным приводом рабочего барабана. Не смотря на столь значительные преимущества, машина с прямым приводом не лишена недостатков, главный из которых в том, что прямой гидростатический привод, установленный по бокам режущего барабана, препятствует отстраиванию полностью вертикального откоса уступа.

082 9

Опыт, накопленный за годы использования в мире горнодобычных машин Vermeer, позволяет утверждать, что наибольший эффект от их эксплуатации достигается при использовании лазерных систем управления или комплексных систем управления GPS. Вполне понятно, что Vermeer рекомендует использование лазерных систем для повышения производительности машины и снижения износа деталей и агрегатов, и, в конечном итоге, расходов на добычу единицы продукции карьеров.

Работа машины Vermeer T1255 TL DD в забое гипсового карьера фирмы Knauf (Роттлебероде, Германия)

Работа машины Vermeer T1255 TL DD в забое гипсового карьера фирмы Knauf (Роттлебероде, Германия)

Во время предстоящей выставки Bauma-2013, 15–21 апреля 2013 г. в Мюнхене (Германия) будет проводиться презентация машины Vermeer T1255 TL Direct Drive на открытой площадке стенда компании Vermeer – F6/N621/1. Приглашаем всех читателей журнала посетить в эти дни наш стенд.

ООО "Вермеер РусСервис"

www.vermeer.ru

Журнал "Горная Промышленность" №1 2013, с 82