Методические принципы повышения производительности экскаваторно-автомобильных комплексов в условиях технического перевооружения разрезов СУЭК

И.Б. Строгий, главный технолог по открытым горным работам ОАО «СУЭК»

В настоящее время многие предприятия открытой добычи полезных ископаемых вступили в фазу развития, которая помимо прочего характеризуется техническим перевооружением – обновление парков оборудования, совершенствование систем управления производством.

В таких условиях особое внимание уделяется эффективности использования основных средств. В развитие предприятий инвестируются немалые ресурсы, что требует максимально возможной отдачи. Существующие методы повышения эффективности не в полной мере отвечают поставленным задачам и не могут давать максимальных результатов. Единые нормы выработки не охватывают новые модели оборудования, как отечественного, так и зарубежного производства. Для выявления и раскрытия действительного потенциала нового горнотранспортного оборудования необходимо обновлять подходы к работе по повышению эффективности.

Компания СУЭК в последние годы инвестировала большие средства в обновление парков техники, введены и продолжают вводиться в работу высокопроизводительные экскаваторы, самосвалы большой и очень большой грузоподъемности, вспомогательная техника. Для достижения ожидаемых от инвестиционного капитала результатов были установлены целевые показатели производительности для новых машин.

В процессе работы выяснилось, что без участия менеджмента, непосредственно заинтересованного в максимальной отдаче от вложенных средств, без глубокого изучения процессов производства с их стороны и без соответствующего воздействия на них невозможно добиться выдающихся результатов в росте производительности. Практика показала, что целенаправленная работа по повышению эффективности эксплуатации техники дает результат в виде прироста её производительности до 50–100% в сроки от недели, до 2–3 месяцев.

Концепция повышения эффективности использования автомобильных погрузочно-транспортных комплексов в условиях технического перевооружения разрезов СУЭК основана на практическом опыте систематического повышения производительности разрезов Тугнуйский, Заречный, Черногорский, Восточно-Бейский и других.

Теоретическая база

В теории производственного менеджмента повышение эффективности использования работающего оборудования обеспечивается двумя путями: экстенсивным (по времени) и интенсивным (по мощности). Показателем, характеризующим экстенсивность использования оборудования, принято считать продолжительность времени производительной работы оборудования в структуре календарного фонда времени. Интенсивное использование оборудования характеризуется показателями выпуска продукции за единицу отработанного времени, т.е. его производительностью.

Для анализа эффективности использования ресурсов рассчитывают следующие показатели:

- экстенсивный коэффициент:

Ки экс. = Траб.к ,

где: Траб. – время в работе; Тк – календарный фонд времени.

- интенсивный коэффициент:

Ки инт. = СВсут./СВmax ,

где: СВсут. – среднесуточный выпуск продукции; СВmax – максимально возможный среднесуточный выпуск продукции (плановый).

Этих показателей достаточно для того, чтобы на их основе разработать методику постоянного повышения эффективности использования горнотранспортного оборудования карьеров.

Разработка методики

Для систематизации работы по повышению эффективности необходим стержень – формализованный циклически повторяющийся процесс принятия решений. За основу взят известный цикл Деминга (рис. 1а), представляющий собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей (он собственно описывает в общем виде повседневную деятельность компании).

a)

050 1a

б)

050 1b

Планирование – установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.
Выполнение – результат выполнения запланированных работ.
Проверка – сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.
Воздействие (управление, корректировка) – принятие мер по устранению причин, вызвавших отклонения от запланированного результата, изменениями в планировании и распределении ресурсов.
Диагностика – сбор и обработка данных по показателям интенсивности и экстенсивности, выявление потенциала, направлений работы по его реализации (важно: выявляем потенциал для развития, а не причины отставания, это имеет принципиальное значение).
Разработка/корректировка мероприятий – работа по разработке конкретных мероприятий по реализации выявленного потенциала.
Выполнение мероприятий – реализация потенциала с упором на достижение устойчивого результата.

Рис. 1 Повторяющийся процесс принятия решений (а) и повторяющийся процесс управляющих решений (б)

Для целей повышения эффективности необходимо скорректировать сущность пунктов и изменить порядок их выполнения. Тогда цикл управляющих решений будет иметь вид, как на рис. 1б.

Пункт «Планирование» намеренно удален, так как в предлагаемом методе не задается конкретных значений плановых показателей производительности. Планом можно считать скорейшее приближение к теоретическому максимуму, обнаруженному при диагностике. Его невозможно достигнуть, но к нему следует постоянно приближать результат. Однако существует одна оговорка – мероприятия целесообразны тогда и только тогда, когда затраты на них не превышают эффекта от их реализации (далее о приоритетах в мероприятиях подробнее). Отношение процессов друг к другу представлен на рис. 2.

Рис. 2 Отношение процессов друг к другу

Рис. 2 Отношение процессов друг к другу

Процесс повышения эффективности существует вне процесса основной деятельности, но в качестве выходов представляет корректировки для основного процесса в виде мероприятий по повышению эффективности.

Диагностика

Суть диагностики заключается в выявлении потенциала для улучшений, ее методика была разработана на основе вышеперечисленных показателей. Изучая составляющие показателей экстенсивности и интенсивности, мы пришли к выводу о необходимости разделения исследования на два вида, отличающихся по временным интервалам – длинные интервалы (месяц, квартал, год – экстенсивность), короткие интервалы (смена, сутки – интенсивность).

Для изучения длинных интервалов необходимы данные по использованию календарного фонда времени за соответствующие периоды, а именно – время работы оборудования, время плановых простоев и время неплановых простоев согласно классификатору простоев (для каждого типа оборудования классификация своя).

В качестве примера рассмотрим показатели работы парка автосамосвалов СУЭК за период 3 месяца. Далее в качестве примеров берутся данные, как по автосамосвалам, так и по экскаваторам, это необходимо для того, чтобы показать – принципиальной разницы в подходах нет.

Рис. 3 Структура неплановых простоев карьерных самосвалов

Рис. 3 Структура неплановых простоев карьерных самосвалов

После обработки данных получаем структуру неплановых простоев карьерных самосвалов (рис. 3).

Так же эти данные можно представить в другом виде (рис. 4), для понимания формирования коэффициентов использования парка и технической готовности (коэффициент использования в данном случае – это экстенсивный коэффициент):

Рис. 4 Структура использования календарного времени самосвалов

Рис. 4 Структура использования календарного времени самосвалов

Кип = 0,64 (как видно из диаграммы на рис. 4).

Метод изучения коротких интервалов – проведение хронометрических наблюдений. Для этих целей разработана специальная форма (рис. 5), изображающая снимок рабочей смены единицы оборудования (в данном случае экскаватора).

Рис. 5 Фотография рабочего времени экскаватора

Рис. 5 Фотография рабочего времени экскаватора

Такое исследование трудоемко, но позволяет по секундам разобрать рабочую смену машины, выявить потенциал в развитии производительности, определить направления работы по его задействованию. Резюме акта хронометрических наблюдений экскаватора (показаны нормативные и фактические значения времени циклов, структура использования времени внутри смены) представлены в виде таблиц и диаграмм (рис. 6).

Рис. 6 Информация по работе экскаватора за смену

Рис. 6 Информация по работе экскаватора за смену

Результат диагностики: В качестве показателя, характеризующего потенциал в развитии производительности, очевидным образом следует применить интегральный коэффициент («коэффициент эффективности»?), представляющий собой произведение экстенсивного и интенсивного коэффициентов.

В данном примере его расчет будет выглядеть как:

Кэф. = Ки экс. · Ки инт. = 0,64 · 0,77 = 0,49.

Его значение позволяет сделать очень серьезный вывод о том, что технический предел эффективности оборудования (фактическая среднесуточная производительность которого не ниже расчетной на основе простоев, принятых в ЕНВ и показателей времени циклов, определенных опытным путем) теоритически может в 2 раза (!) превышать достигнутые по факту результаты.

Это обстоятельство не оставляет выбора – необходимо реализовывать потенциал.

Разработка/корректировка мероприятий

При первом цикле, описанном выше, мероприятия разрабатываются, при последующих циклах, на основе вновь полученных данных существующие мероприятия корректируются, разрабатываются новые. Необходимо отметить, что не обязательно подразумевается постоянная деятельность в данном направлении, возможно разовое воздействие, если результат работы будет устойчивым.

Итак, направления для разработки мероприятий выявлены при диагностике, далее, после проведения факторного анализа, разработка состоит из следующих этапов:

1. Составление перечня мероприятий.

Как правило, повышение эффективности в первую очередь касается процессов производства, снабжения, кадровой политики (по степени важности).

Перечень мероприятий составляется путем интервьюирования соответствующих ответственных сотрудников по всем пунктам, где выявлен потенциал для развития, методом мозгового штурма, методом экспертных оценок и др. В данном случае любые способы подходят, на этом этапе главная задача – зафиксировать максимальное число возможных решений по всем выявленным направлениям.

Но все ли мероприятия заслуживают внимания? Какие из них стоит реализовывать в первую очередь, а какие не стоит реализовывать вовсе?

2. Расстановка приоритетов.

Очевидно, что одни мероприятия дадут больший эффект с меньшими затратами, как временными, так и финансовыми, другие будут не столь результативными. Каким образом расставить приоритеты? Для этого необходимо разделить все мероприятия на четыре группы (рис. 7), используя данные о предполагаемых затратах и ожидаемом эффекте.

Рис. 7 Расстановка приоритетов

Рис. 7 Расстановка приоритетов

Далее не трудно распределить мероприятия по степени важности, назначить ответственных за исполнения и сроки исполнения, другими словами внести корректировки в планирование основных процессов, обозначив деятельность по повышению эффективности используемого оборудования.

Выполнение мероприятий

При исполнении мероприятий необходимо обратить особое внимание на скорость появления эффекта и устойчивость получаемых результатов.

При реализации таких мероприятий очень важным фактором становится осведомленность персонала всех уровней о целях и методах повышения эффективности. Реализуя ряд мероприятий необходимо обучение персонала, во многих случаях оно является ключевым фактором успеха.

Так же необходим постоянный мониторинг на предмет степени достижения желаемых результатов, в случае недостижения, недостаточно быстрого достижения требуемых результатов либо потребности в достижении еще более высоких показателей цикл работ по повышению эффективности необходимо повторять по той же схеме.

В качестве примеров применяемых мероприятий можно привести следующее:

1. Организация погрузки на два подъезда (для экскаваторов) – снижает среднее время цикла минимум на 10%, полностью удаляет простои по причине зачистки подъезда бульдозером;

2. Пересмотр обозначенных в ЕНВ необходимых простоев – совмещение их (например, обед) с другими нормативными простоями, такими как топливозаправка, перегон, мелкий ремонт и др.

3. Корректировка политики снабжения для минимизации простоев по причине отсутствия запасных частей;

4. Разработка и совершенствование систем мотивации, с изучением степени их воздействия на результат;

5. Совершенствование процесса подготовки пород к выемке для более качественного дробления, минимизации времени простоя по БВР;

6. Совершенствование системы краткосрочного планирования с максимально возможной интеграцией представителей всех участков и отделов на производственных единицах, и многое другое.

Заключение

В процессе разработки методики и выполнения этой работы получено несколько важных выводов:

1. Нормы и планы, устанавливаемые на основе расчетов, и наблюдаемые по факту результаты не являются догмой, всегда есть потенциал для их развития – технический предел производительности горной машины, как правило, гораздо выше фактической её производительности;

2. Реальный технический предел производительности оборудования, это переменная величина, обновляемая (как правило, в большую сторону) в процессе выполнения диагностики.

Таким образом, существует реальная возможность значительного повышения эффективности использования оборудования по приведенной методике, которая, что важно, применима не только к новому оборудованию.

Ключевые слова: эффективность, горный транспорт, инновации

Журнал "Горная Промышленность" №3 (121) 2015, стр.50