Новое оборудование для подземных горных работ

С середины 60-х гг. прошлого столетия на Воронежском заводе начато производство транспортного оборудования для рудников и шахт. Именно в эти годы были созданы новые образцы шахтных самоходных вагонов и решена задача замены на калийных рудниках Урала и Белоруссии импортной техники на отечественную.

В настоящее время основным доставочным средством на отечественных калийных рудниках является шахтный самоходный вагон 5ВС15М, который эксплуатируется в комплексе с комбайнами ПК-8, Урал 61, Урал 10А, Урал 20А, Урал 20Р. Среднегодовая производительность комплекса составляет 350 тыс. т.; максимальная – более 500 тыс. тонн.

В последние годы вагон 5ВС15М находит применение на шахтах Кузбасса при проведении подготовительных выработок. При этом была проведена модификация вагона, учитывающая специфику работы в условиях угольных шахт.

Учитывая тенденции повышения производительности комбайнов до 10 т/мин., в последние годы создан вагон ВС30 грузоподъемностью 30 т для условий Верхнекамского месторождения калийных солей. Вагон ВС30 успешно прошел промышленные испытания и рекомендован к серийному производству, которое начато в 2003 г. Испытания вагона показали, что для более эффективной его работы необходим новый бункер-перегружатель, отличающийся от серийного большей грузоподъемностью, наличием 3-х скоростного конвейера и привода передвижения. В этой связи конструкторским бюро ОАО «Рудгормаш», возглавляемым к.т.н. В.С. Литвиновым, специально для работы в комплексе с ВС30 разработана конструкция бункера-перегружателя БПС25, который в настоящее время проходит приемочные испытания на рудниках ОАО «Уралкалий».

Созданию в столь короткий период новых машин в значительной степени способствовали:

- высокий профессионализм сотрудников бюро;

- тесная связь разработчиков с заказчиком.

Все машины разрабатывались совместно со специалистами ОАО «ВНИИТ» и ОАО «Уралкалий», при этом значительный вклад в создание новой техники внесли: зам. техн. директора ОАО «Уралкалий» А.И.Шумахер, гл. механик И.И.Горбацкий, гл. специалист ОГМ В.П.Рыбкин, зам. нач. отдела новой техники И.А.Веденеев, зав. лабораторией В.Л.Пинский.

- принципиальность и открытость при проведении приемочных испытаний и в процессе доводки машины.

Внедрение на калийных рудниках самоходного вагона ВС30 и самоходного бункера-перегружателя позволит повысить производительность комплекса на 30–70%.

Разработчики новой техники и участники испытаний поделились своими впечатлениями о ее работе с журналистом Виктором Зениным и ответили на его вопросы.

В.С. Литвинов, к.т.н., главный конструктор по транспортному оборудованию ОАО «Рудгормаш»

На заводе работает с 1959 года

– Мне в жизни повезло, поскольку с самого начала трудовой деятельности судьба свела с предприятием ОАО «Уралкалий» и его людьми. Вся техника, которая создана нами – это плод тесного сотрудничества. Аналогов созданной техники в мире нет: это нас и радует и обязывает ко многому.

– Почему комбайны производит Копейский машиностроительный завод, а вагоны – ОАО «Рудгормаш»?

– Этот вопрос уходит корнями в те времена, когда происходило формирование отрасли и создание новой техники, которая должна была прийти на смену импортной, в частности, американской. Было принято решение создавать вагоны в Воронеже, комбайны в Копейске, имеющем опыт производства комбайнов для угольной промышленности, а бункеры-перегружатели – третий элемент этой технологической схемы – на Пермском заводе горно-шахтного оборудования. Эта специализация сохраняется до сих пор, хотя некоторые изменения имеют место. Так, например, Копейский завод начал производство бункеров-перегружателей и поставил на испытания самоходный вагон. Нами для ВС30 создан бункер-перегружатель, проходящий сейчас приемочные испытания.

– Где сейчас применяются Ваши вагоны и где они могут еще использоваться?

– В настоящее время вагоны находят широкое применение в калийной промышленности (Верхнекамское и Старобинское месторождения). Кроме того, имеет место их использование на ряде угольных шахт Кузбасса.

– Недавно в Воронеже проводилось совещание, на котором говорилось о новых технологиях. Вы учитываете новые технологии, которые разрабатывает наука?

– Процесс совершенствования выпускаемого оборудования идет непрерывно. Сегодня производительность комбайна 10 т/мин становится реальностью, и первым нашим шагом в решении проблемы доставки руды от такого комбайна явилось создание вагона ВС30. Впереди у нас доводка созданных машин. Мы уже начали эту работу и к концу года, я думаю, появится новый образец вагона, который в себе соединит все достижения, которые у нас имеются в этой области. В настоящее время мы работаем над созданием нового вагона, работающего от напряжения 1140 В, что даст значительную экономию энергии и позволит сократить эксплуатационные затраты. Пока все выпускаемое заводом оборудование работает на напряжении 660 В, однако в дальнейшем планируется переход на 1140 В.

– На «Рудгормаше» делают не только вагоны, но и другую погрузочно-разгрузочную технику, можно более подробно осветить этот вопрос?

– Наше подразделение занимается всем комплексом горно-шахтного оборудования. Сюда, помимо самоходных вагонов и бункеров входят: погрузочно-доставочное оборудование – это машины ПД-5А, ПТ-4 с дизельным приводом и на пневмоприводе; машины для доставки людей и оборудования – 1 ВОМА, 1 ВЛГА, УКР(л), УКР(г).

– Добыча угля в 2003 г. увеличилась на 7.6% и составила 275.14 млн. т, при этом объем экспорта увеличился на 20%. По прогнозам экспертов цены на уголь на мировом рынке вырастут более чем на 50%. Естественно, это потребует изготовления новых единиц техники для добычи угля, готовы ли Вы к решению этих задач?

– Область применения самоходных вагонов (а это единственный вид оборудования, который потенциально мог бы применяться на угольных шахтах, учитывая их взрывоопасность) ограничена только проходческими работами. Поэтому пока широкого их применения в угольной промышленности и на угольных шахтах не может быть в силу имеющейся специфики. Поставки вагонов для угольной промышленности незначительны и носят локальный, разовый характер.


И.А.Веденеев, зам. начальника отдела внедрения новой техники ОАО «Уралкалий»:

– ОАО «Уралкалий» сотрудничает с Рудгормашем с середины 60-х годов прошлого столетия. Вагон 5ВС15М за эти годы несколько раз модернизировался. В настоящее время по надежности и по качеству машина удовлетворяет требованиям эксплуатации на рудниках ОАО «Уралкалий». Вагон 5ВС15М используется в качестве основной транспортной машины для перевозки руды от комбайна до пунктов разгрузки на расстояния до 200 м. Другого оборудования для этих целей мы не применяем. И мы еще долгое время будем работать на вагонах воронежского завода.

– Имеется ли на вашем предприятии в наличии подобная импортная техника?

– Импортной техники у нас не имеется. Более того, когда к нам недавно приезжали представители фирмы «Джой» и ознакомились с вагоном ВС30, они однозначно сказали, что у нас имеется достаточно надежная, хорошая отечественная техника: «Вы наши вагоны покупать не будете».


В.П. Рыбкин, главный специалист отдела главного механика ОАО «Уралкалий»:

– Новый 30-тонный самоходный вагон выпущен в 2002 г. Создан он совместными усилиями специалистов ОАО «Рудгормаш» и ОАО «Уралкалий». Вагон испытания прошел успешно. Сейчас изготовлен вагон (заводской №2), в конструкции которого учтены все замечания. Дополнительно изготовлен самоходный бункер-перегружатель грузоподъемностью 25 т, используемый как промежуточная емкость, позволяющая не останавливать комбайн при уходе вагона на разгрузку. Это опытная машина, на которую ОАО «Уралкалий» возлагает большие надежды. Вся эта техника в комплексе должна увеличить производительность не менее чем на 30%.

– Вероятно бункер-перегружатель можно было заказать где-то у другого производителя, почему именно был выбран «Рудгормаш»?

– Разумеется, что бункер-перегружатель можно было заказать в другом месте. Но, учитывая успех «Рудгормаша» с вагоном ВС30, а также видимые преимущества представленного ОАО «Рудгормашем» технического проекта на бункер-перегружатель по сравнению с другими претендентами, предпочтение было отдано ОАО «Рудгормаш».

Н.А. Дреев, бригадир комбайнового комплекса:

– Будем испытывать новую для нас технику, опыт есть, есть и желание. Начинали мы с вагонов грузоподъемностью 10 т, сейчас – 15-тонные вагоны, которые являются надежной техникой и к которой мы привыкли.


Б.А. Борзаковский, председатель экспертного совета ОАО «Галургия», г.Пермь:
– Моя работа заключается в том, чтобы выпускаемое и вновь создаваемое оборудование соответствовало требованиям безопасности. Должен сказать, что самоходные вагоны, которые производятся ОАО «Рудгормаш», соответствуют правилам безопасности, имеют сертификаты соответствия. Заводские испытания новой техники показали, что правилам безопасности она соответствует и пригодна для проведения приемочных испытаний.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2004