«Черный ящик» чистая прибыль

А.Б.Внуков, Генеральный директор ООО «Геопарк», к.т.н., старший научный сотрудник

Чтобы найти деньги, лежащие на дороге, не обязательно смотреть под ноги. Иногда стоит посмотреть вверх, где в космической тишине навигационные спутники, пролетая над Землей, посылают свой сигнал (совершенно бесплатно) всем, кто желает определить свое точное местонахождение.

Это ли не мечта руководителя - знать, где и в какое время находился любой автомобиль, принадлежащий предприятию, с какой скоростью и в каком направлении двигался, сколько километров проехал и сколько горючего истратил, -иметь этакое «всевидящее око»? Современные спутниковые технологии позволяют такую сказку сделать былью. Для этого достаточно на борту каждого автомобиля установить по небольшому прибору, принимающему сигналы тех самых навигационных спутников, а на диспетчерском пункте - соответствующую программу.

Одним из таких источников путевой информации «с колеса» может служить бортовой самописец или так называемый «черный ящик», установленный на борту автомобиля. Принципом работы такого ящика является использование спутниковой навигации для определения точных параметров движения автомобиля.

Обрабатывая сигналы, поступающие от навигационных спутников, «черный ящик» вычисляет и записывает в энергонезависимый модуль памяти весь пройденный путь в течение заданного отрезка времени. Запись может охватывать один или несколько рейсов за день, неделю и даже месяц с точностью до нескольких десятков метров и до секунды. При этом водитель не в силах повлиять на точность и объективность показаний этого неподкупного и неусыпного свидетеля дорожных «приключений».

По возвращении водителя из рейса, ящик освобождается от распирающей его информации диспетчером (или иным лицом) только одному ему доступным способом. Теперь информация перестает быть тайной, и на экране монитора, на красочной карте города или области во всех подробностях «проявляется» полная картина движения в виде следа (по-иностранному - трека), оставленного автомобилем на дорогах отечества и зарубежья. Программное обеспечение позволяет нажатием нескольких клавиш узнать: когда, сколько и в каких местах водитель останавливался, где превышал скорость, по какому маршруту двигался, не лихачил ли, не левачил ли, и многое другое, чего ранее узнать было практически невозможно.

При желании можно даже посмотреть «мультик», в котором нарисованная машина в ускоренном темпе движется по экрану на фоне карты с хронометрической точностью повторяя все маневры автомобиля.

Теперь не надо дожидаться конца месяца (квартала), чтобы, получив неутешительные итоги финансового отчета, бить «по хвостам». Нарушители могут быть немедленно призваны к порядку, графики, расписания и маршруты движения могут корректироваться в соответствии с изменяющейся дорожной обстановкой.

Опыт внедрения систем типа «черный ящик» на различных автопредприятиях убедительно показал, что использование спутниковых навигационных технологий, воплощенных в «черных ящиках» - это один из действенных методов борьбы с многочисленными нарушениями на автотранспорте и удержания дорожной ситуации под контролем.

И не обязательно использовать дорогие аналоги, позволяющие видеть перемещение транспортных средств в реальном времени. Эта аппаратура более дорогая сама по себе и, кроме того, требует дополнительных постоянных эксплуатационных расходов за услуги сотовой связи, так как каждый запрос о местоположении автомобиля оплачивается. Если таких запросов в сутки - сотни, а автомобилей - десятки, нетрудно подсчитать, во сколько обойдется содержание такой системы. «Черные ящики» не требуют никаких дополнительных расходов. Заплатив единожды, предприятие становится полным хозяином системы, позволяющей взять под контроль использование подвижного состава.

И неважно, какой профиль предприятия: грузовые, пассажирские, городские, междугородние или международные перевозки, ведь для каждого из них «черный ящик» - это

источник оперативной, достоверной и объективной информации об эффективности использования ресурсов предприятия. Перефразируя известные слова Черчилля, можно сказать, «кто владеет информацией, - тот владеет»... предприятием. И пока руководитель не обладает полной информацией о работе водителей, об использовании транспортных средств, владельцем предприятия он может считаться лишь формально.

Неочевидным, но вполне обоснованным можно считать также утверждение, что установка подобных систем благоприятным образом отражается на безопасности дорожного движения. На самом деле все просто.

Пристальное изучение полученной навигационной информации позволяет выявить водителей с рискованной манерой вождения, позволяющих себе резкие ускорения, экстренные торможения, превышения скорости, езду по тротуарам и другие «художества», совместимые разве только с правилами «Формулы-1», и принять предупредительные меры до того, как случится непоправимое.

* * *

Опыт внедрения систем контроля показал, что сам факт их установки на автомобили предприятия оказывает «неизгладимое» психологическое воздействие, а система окупается всего за несколько месяцев.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2006