Трансмиссионные масла и жидкости в горной промышленности

Горнодобывающие предприятия России широко используют мощную выемочно-погру-зочную и транспортную технику (большегрузные самосвалы, бульдозеры, погрузчики и др.). Надежное и безотказное функционирование с высокими технико-экономическими показателями этой техники, работающей в сложных условиях, сопряженных с высокими нагрузками и наличием крайне неблагоприятной пыльной и грязной среды, невозможно без применения высококачественных смазочных материалов и использования современной технологии присадок. При этом, эффективность работы тяжелой техники определяется не только использованием высококачественных моторных масел, но и в значительной степени правильно подобранными трансмиссионными смазочными материалами, т.к. по сложности конструкции и серьезности последствий выхода из строя агрегаты трансмиссии занимают первое место после двигателя.

Американская компания ConocoPhillips, более 100 лет разрабатывающая и производящая смазочные материалы для горнодобывающих предприятий, наряду с моторными маслами предлагает широкий ассортимент трансмиссионных смазок под торговой маркой Conoco для любого вида транспортных средств и внедорожной техники, которые отлично зарекомендовали себя при работе в тяжелых условиях эксплуатации техники.

Смазочные материалы для трансмиссий выполняют множество функций. Они обеспечивают: снижение трения и износа движущихся частей; предупреждение коррозии; снижение шума; улучшение отвода тепла; удаление из зоны трения инородных загрязняющих частиц и частиц износа с поверхностей зубьев шестерней и т.д. Учитывая большое количество узлов трансмиссии (коробка передач, главная передача, колесная передача, карданный вал и т.д.), а также различные виды передач и механизмов в их конструкции (зубчатые, фрикционные, гидравлические и др.), агрегаты трансмиссиии отличаются требованиями по смазыванию.

Так, закрытые передачи обычно требуют масла с различными присадками, в зависимости от условий эксплуатации. Обычно при производстве трансмиссионного масла для закрытых передач применяют антиокислительные, противоизносные и антипенные присадки. При тяжелых условиях эксплуатации и высоких нагрузках в состав трансмиссионного масла вводят противозадирные присадки (ЕР-присадки). В открытых передачах смазочный материал должен сопротивляться действиям центробежных сил или трущемуся действию зубьев шестерен. Поэтому для большинства открытых передач требуются трансмиссионные масла с высокими адгезионными свойствами. Смазочные материалы для открытых передач - это, главным образом, высоковязкостные масла или мягкие смазки. В зависимости от условий эксплуатации в состав масла вводятся антиокислительные присадки и противозадирные присадки. При применении смазочных материалов с адгезивными свойствами к ним должно быть направлено особое внимание, потому что они могут притягивать и оставлять в компонентах трансмиссии пыль и грязь, которые будут действовать как абразивы.

При выборе трансмиссионного масла для конкретного вида передачи необходимо принимать во внимание: тип передачи и материал, из которого изготовлена передача; условия эксплуатации, включая скорости скольжения и вращения; тип постоянной нагрузки и температуры; метод смазки; окружающие условия при эксплуатации и требования по техническому обслуживанию.

Большинство механических коробок передач, являющихся одним из основных агрегатов трансмиссии, состоит из системы цилиндрических зубчатых колес и синхронизаторов. Зубчатые передачи сильно нагружены, и для снижения износа предпочтительнее применять вязкие масла с проти-воизносными присадками. Для работы синхронизаторов вязкость масла должна быть низкой. Кроме того, синхронизаторы изготовляются из медных сплавов, поэтому проти-возадирные присадки могут вызывать их коррозию. Вследствие этого для механической коробки передач применяются масла средней вязкости и с умеренными присадками.

В тоже время для гипоидной передачи необходимо высокоэффективное масло, подавляющее изнашивание. Если масло можно применять одновременно и для коробки передач, и для гипоидной передачи, изготовитель масла информирует об этом пользователя специальной отметкой о том, что масло не вызывает коррозии деталей из меди и медных сплавов. Поэтому потребители масел должны быть очень внимательными при выборе одного масла для механической коробки передач и для главной передачи. В любом случае следует получить подтверждение изготовителя о целесообразности такого применения масла.

Износ и разрыв являются наиболее частыми факторами, приводящими механическую систему к старению. Износ обычно происходит в результате загрязнения и разложения смазочного материала. Существуют различные типы коробок передач, но все они требуют смазочного материала, потому что все они имеют движущиеся части, которые передают энергию вращением. Это значит, что загрязняющие примеси могут не только вызывать срабатывания смазочного материала, но они также взаимодействуют с движущимися поверхностями, вызывая износ, и приводят к неисправностям. Адгезия, абразив и коррозия на поверхностях движущихся металлических частей обычно вызваны загрязнением масла. Загрязнение - любая примесь (инородное тело) или материал, который проходит через фильтр системы и причиняет вред работающему оборудованию, и, тем самым, снижает эффективность его работы. С одной стороны это загрязняющие примеси, образующиеся внутри коробки передач: твердые материалы, влага и аэрация. С другой стороны - это химические или физические вещества из окружающей среды. Последнее приобретает особое значение в условиях горнодобывающих предприятий, где некоторые загрязняющие примеси могут быть уникальны - типа каменноугольной пыли, пыли железной руды и др.

Поэтому предприятиям не следует пытаться снизить первоначальные затраты на закупку трансмиссионного масла, приобретая дешевые продукты, а учитывать, что отдавая предпочтение более дорогим маслам возможно в будущем получение значительной экономии средств на техническом обслуживании внедорожной техники. Известно, что снижение затрат при применении высококачественных масел достигается, главным образом, благодаря увеличению интервала замены масла, а также снижению стоимости техобслуживания и времени на ремонт агрегатов трансмиссии при одновременном увеличении их ресурса.

Компания ConocoPhillips выпускает широкий ассортимент трансмиссионных масел, которые отвечают современным требованиям безотказной работы тяжелой техники в тяжелых условиях ее работы на предприятиях горнодобывающей промышленности. Трансмиссионные масла Conoco производятся на основе особо чистых базовых масел каталитического гидрокрекинга. Поэтому они прекрасно зарекомендовали себя в самосвалах и тракторной технике, работающих на горнодобывающих предприятиях.

Conoco PowerDrive® Fluid

Рабочая жидкость Conoco PowerDrive соответствует строгим требованиям к рабочим характеристикам трансмиссий с силовым переключением, бортовых и главных передач с переключением скоростей под нагрузкой, дисковых тормозов с гидравлическим приводом, которые обычно устанавливаются на оборудовании Caterpillar и Allison.

Жидкость Conoco PowerDrive соответствует требованиям спецификации Caterpillar TO-4. Классы SAE 10W и 30 одобрены в качестве трансмиссионных жидкостей Allison C-4, а классы SAE 10W, 30 и 50 - в качестве трансмиссионного масла Komatsu KES 07.868.1. PowerDrive обеспечивает прекрасную защиту от износа для зубчатых передач FZG и для насосов системы гидроуправления Vickers 35VQ25.

Conoco PowerTran® Fluid

Рабочая жидкость Conoco PowerTran, произведенная на основе гидрокрекингового базового компонента высшего качества, представляет собой многоцелевую рабочую жидкость для трансмиссионных, тормозных, гидравлических и других вспомогательных систем для сельскохозяйственных машин и оборудования, транспортных машин повышенной проходимости и промышленных тракторов.

Рабочая жидкость Conoco PowerTran прекрасно выдерживает низкие температуры и обеспечивает плавную работу зубчатых передач при холодном пуске. Она способствует снижению износа, уменьшению ржавчины и коррозии. Специальные присадки защищают уплотнения от течей, а также обеспечивают надлежащее функционирование тормозов и узлов муфты трансмиссии. Рабочая жидкость Conoco PowerTran обладает великолепной способностью выдерживать нагрузки и окисление при длительной эксплуатации.

Жидкость Conoco PowerTran рекомендуется для применения там, где требуется гидравлическая жидкость Caterpillar TO-2, Denison HF-2 и HF-1, Eaton, Sperry-Vickers и Sundstrand. Она соответствует или превосходит спецификации, установленные John Deer, Case IH и New Holland.

Syncon™ HP Synthetic Gear Oil

Трансмиссионное масло Conoco Syncon™ HP Sythetic Gear Oil является 100% синтетическим многофункциональным смазочным материалом с противозадирными присадками для передач, которое соответствует категории качества API GL-5. Оно специально разработанно для применения в легковых автомобилях и грузовиках с гипоидными трансмиссиями, для работы в условиях экстремальных температур или при тяжелых условиях эксплуатации. Масло имеет сверхвысокую термическую стабильность и сопротивляемость окислению при высоких температурах, в сочетании с отменными низкотемпературными свойствами, чтобы обеспечить превосходные эксплуатационные характеристики в широком диапазоне температур. Syncon™ HP Sythetic Gear Oil производится на основе термически стабильного и долговечного пакета присадок, который обеспечивает увеличенный срок службы масла и эксплуатации передачи при разных условиях работы автомобиля, и при различных скоростях, нагрузках, температурах и вращающих моментах.

Трансмиссионное масло Syncon™ HP Sythetic Gear Oil рекомендуется для обслуживания обычных дифференциалов и для дифференциалов с повышенным трением (LSD) в легковых автомобилях и грузовиках, а также для обслуживания дифференциалов, главных передач и раздаточных коробок различных видов внедорожной мобильной техники. Оно также может применяться в несинхронизированных механических трансмиссиях грузовиков, автобусов и тяжелого оборудования, где производитель предписывает применять трансмиссионное масло категории качества API GL-5 или МТ-1. Трансмиссионное масло Syncon™ HP Sythetic Gear Oil допущено для 800 тыс. км интервала замены в осях тяжелых грузовиков согласно гарантиям Eaton Roadranger или Meritor (Rockwell).

Syncon™ HP Synthetic Transmission Oil

Conoco Syncon™ HP Synthetic Transmission Oil является синтетическим смазывающим материалом для тяжело нагруженных механических коробок передач с синхронизаторами или без них. Оно одобрено компанией Eaton Corp. как альтернатива синтетическому трансмиссионному маслу Eaton Roadranger. Оно также подходит для подшипников и передач, применяемых на промышленных предприятиях, и для которых рекомендуется применять трансмиссионные масла с классами вязкости ISO 150 и ISO 220.

Синтетическое трансмиссионное масло Syncon™ HP Synthetic Transmission Oil производится из высококачественного базового масла на основе полиальфаолефинов, чтобы обеспечить эффективную защиту от ржавчины, коррозии, окисления и износа. Благодаря низким показателям температуры потери текучести и вязкости при низкой тем-

пературе синтетическое трансмиссионное масло Syncon HP Synthetic Transmission Oil легко поступает в места смазки в очень холодную погоду. Имеет класс вязкости SAE 50, что удовлетворяет требованиям спецификациям API MT-1, GL-1 и Eaton PS-081. Масло рекомендуется для классов 6, 7 и 8 механических коробок передач производства Eaton Corp. (отделение Fuller), Dana Corp. (отделение Spicer) и др. Интервал замены масла может быть увеличен до 800 тыс. км.

Universal Gear Lubricant

Conoco Universal Gear Lubricant - высококачественное трансмиссионное масло, работающее в условиях высоких нагрузок, предназначенное для использования в различного типа цилиндрических, конических и гипоидных передачах, дифференциалах и механических коробках передач, как синхронизированных (API GL-5), так и несинхронизиро-ванных (API GL-4) легковых автомобилей, грузовиков, автофургонов, автобусов и внедорожной техники повышенной проходимости, эксплуатирующихся в тяжелых и сред-нетяжелых условиях. Имеются пять классов вязкости.

Conoco Universal Gear Lubricant обладает отличной термической стабильностью и устойчивостью к окислению, а также максимально предохраняет механизмы от износа и коррозии. SAE 80W-90 и SAE 85W-140 подходят также и для смазки трансмиссий в различных промышленных станках и оборудовании, которым требуется смазка AGMA №4 или №7.

Conoco PowerDrive® 5000 и 6000

Conoco PowerDrive® 5000 (SAE 50) и 6000 (SAE 60) - это смазочные материалы с высокими эксплуатационными характеристиками, которые специально разработаны для применения в осях и редукторах колес дорожной техники Caterpillar. Современная технология производства этих смазочных материалов обеспечивает улучшенные эксплуатационные характеристики для шестерен и подшипников в конических передачах и дифференциалах. Смазочные материалы Conoco PowerDrive® 5000 и 6000 удовлетворяют требованиям спецификации Caterpillar FD-1 для FDAO (масло для оси главной передачи) при соответствующих классах вязкости и могут применяться как прямые заменители.

Все трансмиссионные масла компании ConocoPhillips для техники, работающей на карьерах и на шахтах, обладают превосходными эксплуатационными характеристиками по холодному пуску, что обеспечивает текучесть смазочного материала при низких температурах, снижает вероятность износа деталей при холодном пуске до минимума.

Ученые и технологи в области смазочных материалов компании ConocoPhillips поставляют продукты, которые соответствуют самым жестким требованиям спецификаций производителей транспортных средств и внедорожной техники. Применение высококачественных трансмиссионных масел Conoco, обладающих стабильными эксплуатационными характеристиками, - это реальный шаг на пути к тому, чтобы значительно увеличить производительность техники и обеспечить значительную экономию средств потребителям.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2006