Масла для газовых двигателей

Об особенностях эксплуатации техники, работающей на газовом топливе,
рассказываeт доцент МАДИ (ГТУ), к.т.н. Борис Петрович ГОРБУНОВ
(кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта и сервис»)


С точки зрения температурного режима работа двигателя на газовом топливе сопряжена с более высокими температурными нагрузками в сравнении с дизельным ДВС. Это связано со свойствами самого энергоносителя. Использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива считается наиболее перспективным.

Метан (СН4), разведанные запасы которого достаточно велики, в настоящее время используется как экологически чистый и сравнительно недорогой альтернативный вид топлива.

Двигатели на компримированном природном газе (КПГ)* работают как в стационарных условиях (энергетика – газогенераторы и т.п.), так и в «мобильных» условиях (силовые агрегаты грузовиков, дорожно-строительной техники и т.п.).

Опыт эксплуатации двигателей автотранспортных средств на КПГ показывает, что для подобного рода техники необходимы специальные смазочные материалы (моторные масла). Объективными причинами, заставляющими рано или поздно принимать такое решение, являются:

•    более высокая теплотворная способность стехиометрической смеси метана с воздухом (3.38 кДж/м3) по сравнению со смесью дизельного топлива и воздуха (2.77 кДж/м3) – превышение составляет 22%;

•    изменение объемной и весовой теплотворной способности природных газов в зависимости от месторождения и периода его разработки (от 33290 до 47000 кДж/м3) – превышение более чем на 40%.

Отклонение параметров моторного масла от требований, предъявляемых к нему в процессе его эксплуатации в газовых и газодизельных двигателях, может привести к разрушению деталей цилиндропоршневой группы. Это является следствием нарушения температурного режима работы ДВС и усугубляется наличием повышенного содержания сульфатной золы.

В случае, когда двигатель работает по газодизельному циклу, ситуацию осложняет обильное количество твердых частиц сажи в моторном масле, образующейся в процессе неполного сгорания дизельного топлива. В этом случае, в режиме повышенных нагрузок ДВС, сажа работает как абразив, производя задиры на зеркале цилиндров и юбке поршня (рис. 1).

Нарушение температурного режима приводит к разрушению камеры сгорания ДВС (рис. 2)

Некоторые технические параметры специализированного газового моторного масла представлены в таблице.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

•    невысокий уровень сульфатной золы в газовом масле (0.55%) по сравнению с обычным маслом (1.2–1.5%) необходим для недопущения прогорания клапанов и поршней вследствие нарушения температурного режима;

•    в специальном газовом масле содержится оптимально сбалансированный пакет присадок.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.