Смазочные материалы компании ТНК-TEXACO и перспективы их использования в российской горнодобывающей промышленности

В журнале «Горная Промышленность» №5•2002 был опубликован отчет о семинаре, посвященном опыту использования масел Texaco и автоматизированной системы их расходования в условиях Полтавского ГОКа (Украина).

В декабре 2002 г. во время встречи сотрудников редакции с представителями компании «ТНК-TEXACO» В.Дегтяренко, А.Кораблевым и А.Шацким состоялось обсуждение темы «Смазочные материалы компании «ТНК-TEXACO» и перспективы их использования в российской горнодобывающей промышленности».

– Если резюмировать, в чем состоит главный положительный эффект от применения масел TEXACO на Полтавском ГОКе?

– Неоспорим и подтвержден практикой комплексный эффект эксплуатации автотранспорта на масле TEXACO в ГОКе. Периодичность замены масла возросла с 250–375 до 450–500 мото-часов, что незамедлило отразиться на технико-экономических показателях работы карьерного транспорта: практически вдвое сократилось суммарное время простоя самосвалов на ТО, возрос коэффициент технической готовности транспортных единиц и автопарка в целом, увеличился моторесурс двигателя до капитального ремонта и общий (до полного списания) и, в конечном итоге, возросла годовая производительность автотранспорта.

– Насколько опыт Полтавского ГОКа может быть заимствован российскими горнодобывающими предприятиями?

– Мы не видим каких-либо препятствий для прямого заимствования результатов опыта, наработанного специалистами Полтавского ГОКа, российскими предприятиями, находящимися в сходных климатических условиях. Однако, учитывая, что значительная часть горных предприятий России расположена в районах с более жесткими климатическими условиями, марки используемых смазочных материалов могут оказаться другими. В настоящее время компании TEXACO и ТНК выпускают широкий ассортимент масел и смазок, охватывающий практически весь температурный диапазон – от жаркого и сухого климата до суровых арктических условий. Можно отметить марки масел из каталога TEXACO: моторные – серий Ursa Premium, Ursa Energi, Ursa Super, имеющие температуру застывания от –30°С до – 48°С; трансмиссионные – GEARTEX, MULTIGEAR с температурой застывания от –15°С до –54°С. Из каталога ТНК: моторные – ТНК Дизель Супер, ТНК Дизель Турбо с температурой застывания от –18°С до –30°С; трансмиссионные – ТНК Транс Ойл с температурой застывания –28°С.

Естественно, что ассортимент смазочных материалов TEXACO, предназначенных для горнодобывающей техники, охватывает практически весь диапазон потребителей: от мобильной выемочно-погрузочной и транспортной техники, бурового оборудования, подъемно-кранового и конвейерного, до дробильно-мельничного и компрессорного оборудования.

– Выбор и предпочтение смазочных материалов той или иной фирмы в первую очередь предопределен допусками (т.е. рекомендациями) фирмы-изготовителя машины. Расскажите об этом подробнее.

– Действительно, производители техники в своих спецификациях рекомендуют определенные марки масел. Смазочные материалы TEXACO испытаны и рекомендованы к применению всемирно известными производителями двигателей и машин. Так, в спецификациях к двигателям фирм Cummins и Deutz масла серии Ursa допущены как к первой (заводской) заправке, так и к применению при регламентном техническом обслуживании. Для техники, применяемой в горнодобывающей промышленности, наибольшее поле допуска получили масла новой серии Ursa и, в частности, Ursa Super TD, Ursa Premium TDX.

Следует также отметить трансмиссионно-гидравлические жидкости серии TEXTRAN, одобренные такими производителями как Allison Transmission, Caterpillar, GIMA, John Deere, Massey-Ferguson, New Holland, Voith, Volvo, ZF.

TEXACO также производит всемирно известный антифриз Havoline XLC, одобренный большинством производителей дизельных двигателей. Главными потребителями этого продукта являются Caterpillar, Detroit Diesel, Hitachi, Komatsu, MAN-ERF, MTU, Scania

и Volvo Construction.

– Как следует из приведенного Вами перечня, допуски на использование продукции TEXACO сегодня распространяются на тяжелые горные машины таких фирм, как Caterpillar, Terex, Komatsu и некоторых других.

– Да, это прежде всего, гидравлические экскаваторы названных вами фирм, силовые агрегаты которых базируются на двигателях Cummins, Cummins-Komatsu, а также карьерные автосамосвалы с такими же агрегатами.

И не только этих фирм. Сегодня двигатели Cummins устанавливаются на экскаваторах и колесных погрузчиках фирмы Hyundai, на гидравлических карьерных экскаваторах нового поколения Brawal-4011 (Польша), на подземных автосамосвалах Atlas Copco и других.

Нельзя не упомянуть двухтактные дизельные двигатели фирмы Detroit Diesel, широко применяющиеся на буровых станках. Для них мы предлагаем масла серии Ursa Extra Duty.

Современные машины для подземных горных работ и тоннельно-транспортном строительстве, как правило, оснащаются двигателями фирм Deutz, Cummins. Вместе с тем, масла серии URSA, по данным практики их применения на Полтавском ГОКе, показали очень хорошие результаты и в двигателях Pielstick (Словакия), установленных на 120-тонных БелАЗах.

– Вам должно быть хорошо известно, что сегодня на большинстве карьеров и разрезов России и стран б.СССР используется автомобильный карьерный транспорт, представленный БелАЗами грузоподъемностью от 30–45 до 120–220 т. Как Вы оцениваете в таких условиях перспективы применения продукции

TEXACO и ТНК?

– Во-первых, сегодня карьерный автотранспорт и БелАЗы, в частности, являются одним из главных фактических и потенциальных потребителей смазочных материалов наших фирм. Для БелАЗов малой и средней грузоподъемности, оснащаемых, как правило, двигателями российского производства, предлагаем масла ТНК, а для БелАЗов большой и особо большой грузоподъемности (110 т и выше) с двигателями фирм Pielstick и Cummins – Ursa Super TD 15W-40. Для элементов и узлов трансмиссии рекомендуются российские продукты ТНК.

Во-вторых, мы осведомлены о том, что по заказу потребителей завод БелАЗ будет поставлять автосамосвалы и другую технику с двигателями фирмы Deutz и модернизированным и более экономичным вариантом Pielstick. Спецификациями этих фирм наши масла серии Ursa Super допущены к использованию.

В-третьих, заметим, что потенциал потребностей российского рынка в смазочных материалах TEXACO и ТНК не ограничивается только карьерным автотранспортом.

– Очевидно, Вы имеете в виду и других потребителей?

– Список потенциальных потребителей наших материалов достаточно большой, т.к. многие действующие горные предприятия переживают стадию реконструкции и технического перевооружения. При этом обновляется парк выемочно-погрузочного, транспортного, бурового, дробильно-обогатительного, вспомогательного и иного оборудования зарубежного, отечественного и совместного производства.

Большинство подземных машин и оборудования, эксплуатирующегося на шахтах России и стран СНГ, имеет силовые агрегаты на основе двигателей фирмы Deutz. Гидравлические экскаваторы карьерного типа фирм Caterpillar, O&K, Komatsu, и некоторых других имеют силовые агрегаты, в которых масла серии Ursa допущены к использованию. Буровые станки Sandvik Tamrock, компрессорные и дизель-генераторные установки Atlas Copco также оснащаются дизельными двигателями упомянутых фирм. Поэтому все российские предприятия, использующие вышеуказанное оборудование, наши реальные потребители.

– Вы работаете на рынке смазочных материалов России уже довольно давно, имеете солидный опыт и обширные контакты с российскими фактическими и потенциальными потребителями материалов TEXACO и ТНК. Насколько готовы современные российские специалисты к использованию ваших продуктов, как правило, более дорогих и какое главное препятствие к более широкому ее распространению в России Вы видите?

– Препятствий, как минимум, два: первое – недостаточная, а порой просто плохая осведомленность о свойствах и преимуществах того или иного сорта ГСМ; второе – привычка использовать только дешевые расходные, в том числе горюче-смазочные, материалы и не задумываться, к чему это может привести в новых, изменившихся экономических условиях, когда техника стала более сложной и чувствительной к их качеству. Экономия не только иллюзорна, но и вредна для производства: ведь «неожиданные» поломки двигателя, даже единичной машины, хотя и вполне, и легко прогнозируемые при использовании дешевых смазочных материалов, и особенно поставляемых через «третьи» руки, сегодня оборачиваются для предприятия большим ущербом и срывом производственных программ.

С удовлетворением наблюдаем и формирование новой тенденции: многие специалисты и целые предприятия уже отказались от принципа, используемого ранее при обслуживании техники: «заливать, что под руку попадет». Сегодня все больше специалистов приходит к твердому пониманию необходимости использования только гарантированно качественных расходных смазочных и горючих материалов. Ведь это единственный путь получить от машины тот эффект в работе, на который она была спроектирована и создана.

– Какую роль играет российское горное и дорожно-строительное машиностроение в расширении потенциального круга потребителей смазочных материалов TEXACO и ТНК?

– Ряд российских машиностроительных заводов за последние годы сделал значительный рывок вперед в направлении повышения конкурентоспособности выпускаемой техники и создания новых ее образцов. Поэтому большую группу потенциальных потребителей составляет продукция российских заводов, особенно созданная за последние 5–10 лет. Так, «Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко» оснащает почти весь ряд выпускаемой техники комплектующими узлами и агрегатами известных мировых производителей (Cummins, Bosch Rexroth и др.). ОАО «Промтрактор» (Чебоксары) недавно представил новую модель трактора «ЧЕТРА», которая создана по уровню требований зарубежных потребителей, с силовым агрегатом на базе дизеля Cummins. И, наконец, крупнейший российский машиностроительный завод «Ижорские Заводы», создав опытную модель карьерного гидравлического экскаватора с ковшом 5.5 м3, предусматривает его оснащение агрегатами и узлами также от фирм – мировых лидеров в моторостроении, гидравлике, автоматике и др. Это далеко не полный перечень наших потенциальных потребителей.

В заключение нашей беседы хотелось бы отметить такой момент: российская горнодобывающая промышленность все более и более продвигается в северные районы Европейской части, Урала, Сибири, Якутии и северо-востока России. Здесь добывается значительная доля (а в ближайшие периоды будет разворачиваться освоение новых месторождений) стратегически важных и высокоценных полезных ископаемых: золота, алмазов, бокситов, хромитов, марганца, угля и др. Для этого горнодобывающие предприятия закупают высокопроизводительную и капиталоемкую технику, надежная работа которой в столь суровых природно-климатических условиях во многом определяется не только ее техническим уровнем, но и качеством сервисного обслуживания, а это значит, качеством расходных эксплуатационных материалов и, в первую очередь, горюче-смазочных материалов. Именно так ставится сегодня вопрос: в экстремальных климатических условиях надежность функционирования техники – единственный экономически оправданный способ достижения проектных параметров предприятия. А это обеспечивается, в том числе, применением качественных фирменных смазочных материалов. И наши продукты соответствуют таким требованиям.


Пользуясь случаем, приглашаем руководителей и ведущих специалистов – ваших основных читателей – обращаться к нам в Московское Представительство «ТНК-TEXACO» при возникновении любых вопросов, связанных с использованием масел TEXACO и ТНК. Здесь они получат квалифицированную и полную информацию, а также исчерпывающие ответы по всем вопросам о возможностях и эффективности использования наших продуктов.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002, стр.