Моторные дизельные масла «Ravenol» на нефтяных основах

Уже более 7 лет на российском рынке активно эксплуатируются моторные масла «Ravenol», ориентированные на массового потребителя. Основное отличие этой торговой марки – разумная ценовая политика при сохранении сверхвысоких потребительских свойств. Это удалось достигнуть за счёт современных и новых технологий, в основе которых лежат разработка и применение высококачественных нефтяных основ и оригинальных пакетов присадок.

Основой всех моторных масел являются либо нефтяные масляные фракции, либо специальные синтетические жидкости. Нефтяные основы сравнительно дешевы, но имеют ряд недостатков. Основную трудность при их производстве представляет очистка от нежелательных примесей, уменьшающих стабильность масел. Традиционные методы очистки (фенольная и более современная – селективными растворителями) не позволяют добиться получения полностью очищенных масел. Получаемые продукты содержат остаточные количества соединений азота, серы, кислорода, которые в условиях работы двигателя образуют смолистые соединения и нерастворимые осадки. Это приводит к образованию шлама, повышенным лаковым отложениям на поршне, «залеганию» поршневых колец и т.д. Срок службы таких масел сравнительно мал. Особенно быстро масла теряют свои свойства при работе в тяжёлых условиях, которые характерны для большегрузных автомобилей, дорожной и строительной техники, специального автотранспорта, например, карьерных автосамосвалов.

При производстве основ для масел «Ravenol» используется новый, разработанный в последние годы, метод каталитического гидрокрекинга. Он заключается в обработке масляных фракций водородом при высокой температуре и под большим давлением в присутствии специальных катализаторов. В этих условиях нежелательные примеси разлагаются, и, в конечном счёте, получаются практически бесцветные высокоочищенные фракции, отличающиеся высокой термической и окислительной стабильностью. На практике это означает, что масла, полученные традиционными методами (например, отечественное М10 Г2к) требуют замены через 5–10 тыс.км пробега, а масла серии “R” – через 30–45 тыс.км.

Присадки в современные масла вводятся в большом количестве, достигающем 20% и более. Они позволяют придать маслам моющие, диспергирующие, противоизносные и другие необходимые свойства, поэтому к ним предъявляются специфические требования. В частности, они должны совмещаться с катализаторами дожига отработавших газов, устанавливаемых на автомобилях. Традиционные присадки в качестве активных компонентов содержат соединения фосфора, цинка, серы (называемых каталитическими ядами), которые оказывают исключительно вредное действие на катализаторы, резко снижают их работоспособность и уменьшают срок их службы. Каждая фирма держит в секрете составы своих продуктов, но среди присадок, применяемых в маслах «Ravenol», таких соединений нет. Поэтому масла «Ravenol» смело можно использовать на современных автомобилях, оборудуемых каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

Масла «Ravenol» отличаются высокой способностью сохранять смазочные свойства в широком интервале температур. Это особенно важно для большинства регионов Российской Федерации, которые характеризуются суровыми климатическими условиями. При охлаждении масла, как известно, загустевают. Их высокая вязкость отрицательно сказывается на работе двигателя, особенно плохо на его пусковых свойствах в холодное время года. При этом разные масла изменяют свою вязкость при изменении температуры в достаточно широком диапазоне. Специальные присадки позволяют уменьшить загустевание масел при охлаждении и, наоборот, предотвратить их разжижение при нагревании. Это свойство характеризуется показателем, который называется индексом вязкости (ИВ). Чем выше ИВ, тем лучше свойства масла: у лучших нефтяных масел без присадок ИВ составляет 85. Введение присадок может существенно увеличить ИВ и довести его значение до 100 и более единиц. Присадки, вводимые в отечественные масла, обеспечивают значение ИВ на уровне 110–120. Специально разработанные фирмой RAVENOL присадки позволяют обеспечить величину индекса вязкости для выпускаемых ею масел в пределах 140–150.  

Журнал "Горная Промышленность" №1 2002