Масла для дизелей

Эксплуатационные свойства масла определяют возможную область его применения (тип и степень форсирования двигателя). Простое перечисление только некоторых из этих свойств (противоизносные, моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные, энергосберегающие, противопенные, испаряемость, щелочное число) показывает, как важно правильно толковать надписи на торговых этикетках.

На торговых этикетках обязательно будет указан вид масла, который зависит от его основы (базового масла), в которую вводят пакеты присадок для формирования эксплуатационных свойств. В качестве базовых масел используются минеральные масла (полученные переработкой нефти), синтетические масла (полученные путем синтеза), а также их смеси. Соответственно моторные масла подразделяют на минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и частично синтетические или полусинтетические (Semi Synthetic). Высокая стоимость «синтетики» связана со сложностью технологических процессов ее изготовления, а также лучшими эксплуатационными свойствами и малым изменением вязкости масла от температуры.

Вязкость – свойство масла, связанное с трением между его слоями. Она уменьшается с ростом температуры масла и повышается при охлаждении. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел: от –35°С (холодный пуск) до +150–180°С (максимальная температура масла в поддоне картера двигателя при работе с полной нагрузкой летом). При этом производители масел разделяют их на классы, выделяя специальными обозначениями зимние масла (обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска), летние (надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре ниже нуля) и всесезонные (благодаря специальным присадкам меньше разжижаются при высоких температурах и не слишком густеют при низких температурах). Летние и зимние масла постепенно вытесняются всесезонными, так как нет необходимости заменять их при наступлении другого сезона.

Ведущие российские производители масел, такие как ОАО «ЛУКОЙЛ», приняли для классификации своих лучших масел по вязкости требования SAE – Общества автомобильных инженеров (США). Поэтому на емкости с маслом, например, ЛУКОЙЛ-СУПЕР, есть обозначение SAE 15W-40. Это значит, что масло – всесезонное, которое обеспечивает холодный пуск при –15°С и надежное смазывание двигателя в диапазоне температур окружающего воздуха от –20°С до +45°С.

При изготовлении масел ОАО «ЛУКОЙЛ» учитывает требования классификации API (Американский институт нефти), которая подразделяет моторные масла на две категории:

S    (Service) – для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;

C    (Commercial) – для дизелей коммерческих автотранспортных средств. Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая (от A до L) – уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств.

Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий. Так, масло «ЛУКОЙЛ-Авангард» соответствует высшему уровню качества по API и имеет обозначение CG-4/SJ.

Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой EC (Energy Conserving). Таким качеством обладают, например масла «ЛУКОЙЛ-Люкс» – API SJ/CF + EC (для класса вязкости 5W) и «ЛУКОЙЛ-Синтетик» – API SJ/CF +EC.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4).

Европейская классификация ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам, содержит 12 классов и разделяет их на три категории:

A – для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и А3-98);

В – для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, В3-98 и В4-98);

E – для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, Е3-96, Е4-99 и Е5-99).

Последние две цифры указывают год последнего утверждения класса.

Минеральное масло «ЛУКОЙЛ-Авангард» принадлежит к трем категориям AСEA – A3-98, B3-98, E3-96.

В классификациях API и ACEA сформулированы минимальные базовые требования, согласованные между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. Автозаводы могут выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в их документах. Например, масло «ЛУКОЙЛ-Авангард» одобрено к применению фирмами Mercedes-Benz, пункт 228.3 и MAN – спецификация 3275.

ОАО «ЛУКОЙЛ» контролирует все этапы изготовления масел и гарантирует их соответствие объявленным классам качества. Для исключения подделки продукции на предприятиях ОАО «ЛУКОЙЛ» вводят в масла биомаркеры, а дилеров обеспечивают приборами для контроля их содержания. В сочетании с оптимальным соотношением цена–качество эти меры приводят к росту доверия к продукции ОАО «ЛУКОЙЛ», а это дорогого стоит. 

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001