Масла Shell Rimula в горной технике: что показали испытания

В период 1999–2001 гг. в Казахстане проведена серия испытаний дизельных масел семейства Shell Rimula в двигателях карьерных самосвалов БелАЗ.

Наиболее распространенными продуктами, которые исторически применяются на этой технике, являются масла отечественного и российского производства М-10ДМ, М-10Г2К, М-14В2. Дизельные масла Shell Rimula – продукты, отлично зарекомендовавшие себя в горной технике от Австралии до Канады и от Чили до Якутии. Они производятся из высококачественных компонентов, содержат эффективные присадки. Как показали испытания, их более высокая цена вполне может быть компенсирована низким расходом, продленным ресурсом, повышением надежности техники.

На базе ОАО «ССГПО» на двигателях Pielstick 8РА4-185 (Словакия) проводились испытания масла Rimula D. Принятый на предприятии интервал между заменами масла составляет около 300 мото-часов. Применение масла Rimula D позволило не только снизить расход масла на угар в зависимости от состояния двигателя в среднем на 50%, но и отказаться от промежуточного, рекомендуемого производителем после наработки двигателем 7000 мото-часов, ремонта двигателя. Как результат, руководство ОАО «ССГПО» приняло решение перевести на масло Rimula D и дизельные двигатели 6ДМ-21A российского производства.

ОАО «Жайремский ГОК» проводил испытания масла Shell на автосамосвалах БелАЗ 7548 с двигателями ЯМЗ-240 в сравнении с маслом М-10ДМ. Целью программы была демонстрация следующих преимуществ применения масла Rimula D:

•    уменьшение потребления масла за счет снижения угара и увеличения интервала замены;

•    обеспечение чистоты деталей, что способствует снижению износа и, соответственно, повышению надежности дизеля.

Испытания были разделены на два этапа. На первом этапе в течение 4 месяцев на десяти машинах, работавших на масле Rimula D и на масле М-10ДМ, контролировались следующие параметры:

•    угар учитывался по доливке масла (контроль и учет доливки осуществлялся совместно с представителем Shell на месте);

•    состояние двигателя оценивалось путем частичного разбора и визуального осмотра во время проведения очередного технического обслуживания.

На машинах, работавших на масле Shell Rimula D, угар масла был в среднем в 5 раз меньше, чем на самосвалах, работавших на масле М-10ДМ. Визуальный осмотр двигателей показал, что применение масла Rimula D позволяет обеспечить чистоту деталей двигателя, в то время как в двигателях, работавших на масле М-10ДМ, наблюдалось большое количество отложений. Известно, что это нарушает нормальный температурный режим работы, что в свою очередь ведет к очень быстрому окислению масла, а также повышенному износу. Поэтому чистота двигателя способствует повышению надежности силового агрегата.

Через два месяца испытаний на машинах с наименьшим угаром масла был начат второй этап испытаний, целью которого ставилось увеличение интервала замены масла с 250 до 375 мото-часов. Для этого проводился регулярный контроль его состояния. Выбор машин с минимальным расходом масла был обусловлен тем, что при меньшей доливке масло работает в более тяжелых условиях, так как не подпитывается свежими присадками с каждой новой порцией. При этом ставилась задача продемонстрировать, что Shell Rimula D сохраняет допустимый уровень рабочих свойств в течение 500 мото-часов. По мнению проводивших испытания специалистов подтвержденная наработка в 500 мото-часов надежно гарантировала, что после 375 мото-часов работы масло сохранит свои свойства.

Масло Rimula X испытывалось на дизелях Pielstick 8РА4-185 и ЯМЗ-240 в г.Жезказгане на базе «Корпорации Казахмыс». С целью продемонстрировать возможность увеличения интервала замены при использовании масла Shell интервал замены масла преднамеренно доводили до 600 м·ч. В результате на двигателях ЯМЗ расход масла на угар понизился на 40%, а на 8РА4 – «более чем в три раза» (цитата из заключения технических специалистов предприятия). Но по нашему мнению, и именно такая рекомендация была сделана, после наработки двигателем на одной заливке масла 300 м·ч необходим регулярный контроль состояния масла, его детальный анализ. Эта рекомендация основывается на том, что парк двигателей ЯМЗ «Корпорации Казахмыс» имел на момент испытаний значительную наработку. Каждый двигатель имеет свои характерные особенности, способные привести к его аварийной остановке. Эти особенности возможно диагностировать только с помощью регулярно проводимого развернутого анализа масла.

В условиях подземных рудников этого же предприятия на двигателях Caterpillar 3406 DITA и 3408 РС-ТА проводились испытания масла Rimula X. Испытания показали, что даже после 400 мото-часов масло было в рабочем состоянии, что подтверждено результатами его анализа, проведенного независимой лабораторией «Вернолаб» во Франции. Выявленное в некоторых случаях наличие в пробах масла следов кремниевой пыли, топлива и охлаждающей жидкости позволило принять своевременные меры по устранению причин их появления и снизить риск аварийного выхода двигателя из строя.

Кроме всего прочего, подобные данные позволяют сделать выводы о качестве текущего ремонта и технического обслуживания двигателя.

Опыт этих испытаний еще раз подтверждает, что подобные проблемы легко определяются с помощью регулярного анализа масла, а значит, могут быть оперативно устранены. Таким образом возможно контролировать состояние двигателя и с минимальными затратами устранять только намечающиеся неисправности, существенно продлевая тем самым ресурс двигателя.

Подводя итоги, можно сказать, что применение масел Shell Rimula вместо масел М-10ДМ, М-10Г2К, М-14В2 на двигателях автосамосвалов БелАЗ позволяет:

•    заметно, в несколько раз, сократить общее потребление масла за счет снижения расхода на угар и продления интервала между заменами;

•    снизить расходы на запасные части и текущий ремонт, благодаря повышению чистоты двигателя, повысить производительность работы машин.

Результаты испытаний не только еще раз подтвердили высокую эффективность масел семейства Shell Rimula, но и показали перспективность их использования на технике, давно находящейся в эксплуатации. В сочетании с регулярно проводимым анализом масла это позволяет существенно повысить надежность и эффективность ее работы.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001