Лидером быть нелегко, но почётно

Леонид Круглов

Более двадцати лет назад ЗАО «Нитро Сибирь» в партнерстве с известной шведской компанией Nitro Nobel (теперь часть концерна Dyno Nobel) начала производство в России взрывчатых веществ различных типов.

Только в 2013 году на заводах компании произведено более 422 тыс. т взрывчатых веществ для применения при горных буровзрывных работах.№4 (110) 2013

Компания «Нитро Сибирь» по праву считается российским лидером непростой отрасли производства взрывчатых веществ (ВВ) – только за период с 2005 по 2013 год ею произведено более 2,0 млн т опасной и столь необходимой продукции. Всего же за годы работы заводы компании выпустили немногим больше 2,5 млн т ВВ – 1000 железнодорожных составов!

Разработанные компанией «Нитро Сибирь» эмульсионные взрывчатые вещества (ЭВВ) семейства «Сибирит» производятся на основе оригинальных эмульгаторов в соответствии с индивидуальными техническими требованиями каждого заказчика и особенностями проведения БВР. Сейчас компания выпускает ЭВВ «Сибирит» шести типов.

О высоком научном потенциале компании, уровне технологических процессов и качестве ВВ производства «Нитро Сибирь» говорит тот факт, что производимые ею взрывчатые материалы отвечают всем требованиям Европейского рынка и уже много лет успешно экспортируется во многие европейские страны.

Разработка и производство ВВ – лишь часть огромной работы, которой занимаются специалисты ЗАО «Нитро Сибирь». Мало просто разработать лучшую рецептуру взрывчатых веществ, необходимо их произвести и доставить к месту проведения буровзрывных работ (БВР). «Нитро Сибирь» разрабатывает и выпускает весь комплекс технологического оборудования для этого. Это и комплексные заводы по производству ЭВВ семейства «Сибирит» в полностью автоматизированном цикле, и средства их доставки и хранения в полевых условиях, и автомобили для доставки ЭВВ к месту проведения буровзрывных работ и заряжания скважин.

Обычные автомобили для такой работы не годятся. Эмульсия и газогенерирующая добавка (ГГД) сами по себе безопасны, но их смешение, если оно произойдет в дороге, представляет большую угрозу. А доставлять их надо обязательно вместе и в строго определенных объемах, но в разных емкостях. На месте подготовки взрывных работ смесь готовится в процессе ее зарядки в скважину установленным на автомобиле смесителем полностью автоматически по заданной программе в зависимости от характеристики скважины и требований взрывников.038 2

На всех этапах технологического процесса контролируется температура и состав готовой взрывсмеси. Цистерна смесительно-зарядной машины (МСЗ) оборудована теплоизоляцией из негорючего материала, а шланги, по которым смесь подается в скважину, выполнены из специального материала с особым внутренним покрытием, снижающим трение заряжаемого продукта. Глубина заряжаемых скважин может достигать 65 м, а диаметр от 75 до 320 мм. Чтобы смесь свободно протекала по шлангу, его постоянно увлажняют водой, доставляемой к скважине той же смесительнозарядной машиной. По мере заполнения скважины смесью шланг должен постоянно извлекаться из скважины в автоматическом режиме со скоростью подъема уровня смеси.

Взрывчатое вещество – опасный и сложный в доставке груз, не допускающий и не прощающий никаких небрежностей в обращении. Уровень конструкторской проработки и надежности техники должен быть высочайшим, и здесь компании «Нитро Сибирь» опыта не занимать. На протяжении почти 20 лет она изготавливает смеси собственной разработки и выпускает технику для их доставки на горнодобывающие предприятия. За этот период компания выпустила более 80 МСЗ на шасси КамАЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, Scania.038 t1

В 2013 году, используя накопленный опыт, конструкторы ЗАО «Нитро Сибирь» создали новую модель смесительно-заряжающей машины МСЗ-16, которая заметно отличается от машин предыдущих поколений.

Для такой специфической техники, как МСЗ важен выбор шасси, и специалисты ЗАО «Нитро Сибирь» остановилась на автомобиле MAN TGS 8ƒ4. Определяющими при этом стали подбор необходимой комплектации, доработка шасси под специфические условия эксплуатации в условиях горных предприятий, совместная разработка конструкторской документации на МСЗ, сопровождение сборки и испытаний машин; предоставление полного объема конструкторской документации на шасси и организация в ЗАО «Нитро Сибирь» собственных авторизированных сервисов для гарантийного и послегарантийного обслуживания машин. В базовой комплектации шасси поставляется с 16-ступенчатой КПП ZF, что положительно отражается на экономичности и ходовых качествах. В ходе доработки шасси под комплекс МСЗ был разработан и установлен специальный надрамник, кронштейн запасного колеса, защита радиатора из стали толщиной 9 мм.

Машина предназначена для транспортирования невзрывчатых компонентов ЭВВ типа «Сибирит»: эмульсии, газогенерирующей добавки и раствора водяного орошения (ВО), их смешения и заряжания скважин на открытых горных разработках, получения ЭВВ с заданными показателями и контроля его количества, подаваемого в скважину.038 4

Блок резервуаров для составляющих компонентов ЭВВ, установленный на датчики весовой системы, оборудован загрузочными люками, площадкой обслуживания, дугами, защищающими в случае опрокидывания люки и вспомогательное оборудование, установленное в верхней части блока.

Резервуар эмульсии выполнен зауженным в нижней части – такая форма обеспечивает минимальные объёмы, остающейся эмульсии на его стенках после разгрузки. В нижней части блок резервуаров с обеих сторон оборудован нишами, в которых расположено технологическое оборудование. Для снижения тепловых потерь наружные поверхности блока резервуаров покрыты теплоизоляцией.

Учитывая специфику груза, огромное внимание уделено системе безопасности, которая включает аварийный выплавной люк резервуара эмульсии, предохранительные клапаны резервуара эмульсии, закрывающиеся при опрокидывании машины, что препятствует вытеканию эмульсии из резервуара. Машина получила цепь заземления, автоматическую систему пожаротушения двигателя, боковую и заднюю защиту по ГОСТ Р 41.58-2001 и ГОСТ Р 41.73-99.

Приводы исполнительных механизмов и агрегатов машины, включая шнек резервуара, – гидравлические.

Машина оборудована системой автоматического дозирования, обеспечивающей включение, контроль и отключение технологического оборудования, автоматическое или ручное поддержание расхода компонентов в рамках заданных значений, отгрузку заданного количества ЭВВ в скважину, предотвращение возникновения опасных режимов работы машины.

Управляется система с размещенной в кабине водителя панели оператора, оснащённой сенсорным дисплеем для ввода/вывода информации об основных параметрах работы технологического оборудования. Кроме этого, управление работой технологического оборудования машины МСЗ-16 дублируется ручным режимом.

При полной массе заправленной установки 16 т машина – компактнее и соответственно маневреннее предшественниц. Это крайне важно, учитывая, что заряжать скважины приходится на довольно ограниченных площадях. В новой модели машины шланговый барабан с выдвижной стрелой переместили с задней площадки рамы за кабину, перед емкостью с эмульсией. Кроме того, машина снабжена выносным пультом управления. Теперь всеми рабочими процессами может управлять один водитель-оператор, раньше же экипаж МСЗ состоял из двух человек.

Машина оснащена системой подачи эмульсии и ГГД в емкости из цистерн специальных машин-доставщиков в полевых условиях, что позволяет эксплуатировать машину на больших удалениях от стационарных заводов. На многих горнодобывающих предприятиях МСЗ работают на удалении от заводов до 300 км, есть опыт доставки взрывчатой эмульсии на расстояния до 1200 км.

Скорость движения машины 85 км/ч ограничена требованиями правил ЕЭК ООН №89, позволяющих эксплуатировать ее на федеральных дорогах общего пользования для доставки ВВ на любые расстояния.

Несколько месяцев эксплуатации машины «МСЗ-16 – MAN 8ƒ4», показали, что по ходовым качествам на подготавливаемом к взрыву блоке она выигрывает у аналогичных четырехосных машин на шасси других производителей. В перспективе планируется выпуск аналогичной машины на полноприводных шасси, в том числе на односкатных шинах размера 16R с подкачкой, с канадским арктическим пакетом, аналогичным используемому на Аляске, и многими не менее интересными и оригинальными опциями.

ЗАО «Нитро Сибирь»

www.nitros.ru

Ключевые слова: Нитро Сибирь, ВВ, Nitro Nobel, взрывчатые материалы

Журнал "Горная Промышленность" №4 (110) 2013, стр.38