Фронтальные погрузчики компании Doosan-Daewoo

Южнокорейская компания Doosan Infracore Co. Ltd. (до 2005 года Daewoo Heavy Industries Machinery Ltd.), широко известная как производитель строительной техники (миниэкскаваторы и экскаваторы на гусеничном ходу, колесные экскаваторы и погрузчики), вышла в России на рынок горнодобывающего оборудования. Компания через своего дистрибьютора ЗАО «Амкодор-Оптим» осуществляет поставку техники, в частности, колесных одноковшовых фронтальных погрузчиков на горнодобывающие предприятия России.

Как показывает анализ структуры мирового рынка строительного оборудования, колесные погрузчики стабильно занимают второе место, уступая только гидравлическим экскаваторам. Популярность колесных погрузчиков объясняется рядом факторов, основными из которых являются:

-    отношение реальной грузоподъемности погрузчика к его массе в 2-2.5 раза выше, чем у гидравлических экскаваторов;

-    близость значений коэффициентов наполнения ковша у погрузчика и экскаватора, которые обычно составляют 0.75-0.8, реже 1.0-1.1;

-    возможность эффективного выполнения выемочно-погрузочных работ в забоях малой высоты;

-    удельная стоимость колесного погрузчика, отнесенная к одному кубическому метру вместимости ковша, в 1.5-2 раза ниже, чем у гидравлических экскаваторов;

-    сопоставимость удельной стоимости разработки и погрузки горной породы и грунтов;

-    более высокие показатели мобильности и маневренности колесного погрузчика, позволяющие выполнять одной машиной погрузочные и транспортные работы.

В настоящее время южнокорейской компанией Doosan Infracore Co. Ltd. создан и освоен производством типоразмерный ряд современных колесных одноковшовых фронтальных погрузчиков, состоящий из 6 базовых моделей и охватывающий диапазон мощности от 99 до 335 л. с., с вместимостью ковша от 1.5 до 5.4 м3 и массой от 8.6 до 30.2 т (табл. 1). Вся техника имеет допуск на применение в горнодобывающей промышленности.

На погрузчиках применены 2 типа кинематических схем: Z-образная и параллельная (ТС). На погрузчиках моделей Mega 160 и Mega 200 применяются обе схемы, а на погрузчиках более высоких классов применена только Z-образная схема.

Кинематическая Z-образная схема с одним гидроцилиндром опрокидывания ковша получила самое широкое распространение, т.к. обладает повышенной величиной вы-рывного усилия, что важно при работе с прочными материалами и позволяет обеспечивать более высокие рабочие скорости погрузочного оборудования, что способствует снижению длительности рабочего цикла.

Параллельная схема обладает меньшим вырывным усилием и несколько пониженными кинематическими скоростями, но обеспечивает возможность параллельного перемещения ковша по всей высоте его подъема.

Погрузчики в зависимости от видов разрабатываемых материалов могут комплектоваться ковшами различной вместимости и назначения.

Основные кинематические и технические параметры погрузочного оборудования приведены в табл. 2.

Необходимо отметить, что погрузчики Mega 160TC и Mega 200-VTC могут быть укомплектованы вилочным оборудованием для работы со штучными грузами.

По структуре типоразмерного ряда погрузчики фирмы могут быть отнесены к средней категории машин этого назначения, которые предназначены, в основном, для выполнения погрузочных работ в гражданском, промышленном и дорожном строительстве, а также в отрасли, связанной с добычей строительных материалов, и в комму-

нальном хозяйстве. Погрузчики моделей Mega 400-V и Mega 500-V могут быть применены в горнорудной промышленности на операциях по зачистке забоев и на перевалке горной породы.

Погрузчикам Doosan-Daewoo присущи многие решения, принятые на современных погрузчиках. Эти конструктивные решения отражают современный мировой технический уровень. Из основных таких решений следует отметить:

- применение компактных рядных дизельных двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха, обладающих высокой экономичностью, большим коэффициентом запаса крутящего момента и низкой токсичностью выхлопных газов, отвечающих действующим международным нормам;

применение гидромеханических трансмиссий, включающих одноступенчатые однофазные гидротрансформаторы с высоким коэффициентом трансформации в пределах 2.87-3.06, планетарные 3-х и 4-х ступенчатые коробки передач с переключением под нагрузкой, ведущие мосты с планетарными колесными редукторами; применение шарнирно-сочлененных рам с углом складывания полурам 40°;

применение балансирной подвески задних ведущих мостов с углом качания ±11° (подмоторные мосты) и жестких ведущих передних мостов (подковшовые мосты), что обеспечивает точность управления машиной с сохранением постоянного контакта шин с опорной поверхностью; использование широкопрофильных шин внедорожного типа;

-    применение современных гидравлических систем управления рабочим погрузочным оборудованием с давлением 20 мПа, позволяющим добиваться малой продолжительности рабочего цикла погрузчика, плавности и точности управления;

-    применение современных цельнометаллических шумо-и виброизолированных кабин с большой площадью остекления, обеспечивающих высокий уровень обзора, оснащенных системами вентиляции, обогрева и кондиционирования с фильтрацией поступающего в кабину воздуха, а также современными контрольно-измерительными приборами, регулируемым гидрорулем, подрессоренным регулируемым сидением оператора. Кабины имеют встроенные системы защиты жизни оператора в случае опрокидывания машины (система ROPS) и падения на кабину тяжелых предметов (система FOPS), отвечающих международным стандартам ISO по безопасности. Применительно к погрузчикам этой фирмы необходимо отметить использование ряда комплектующих узлов зарубежного производства - дизельного двигателя Cummins QSM 11 на погрузчике модели Mega 500-V, узлов трансмиссии (коробка передач, раздаточная коробка, ведущие мосты) немецкой фирмы ZF для всех моделей.

Рассматривая этот ряд погрузчиков, следует отметить, что его построение имеет достаточную стройность, характеризующуюся коэффициентом перехода от одной модели к соседней по массе от 1.23 до 1.35 при среднем значении 1.28, а по мощности от 1.11 до 1.44 при среднем значении также 1.28. Таким образом, типоразмерному ряду погрузчиков свойственно пропорциональное увеличение массы к росту мощности, имея некоторые диспропорции, присущие моделям Mega 400-V и Mega 500-V, когда рост мощности для погрузчика Mega 400-V опережает рост его массы (при сравнении с моделью Mega 300-V), а у погрузчика Mega 500-V рост массы опережает рост мощности (при сравнении с моделью Mega 400-V).

Таким образом, семейство погрузчиков компании Doosan-Daewoo отвечает современному техническому уровню, в конструкции которых применены современные прогрессивные технические решения.

Анализ российского рынка погрузчиков 2005 г. показал, что доля погрузчиков, охватываемая типоразмерным рядом этих машин, составляет около 45% его объема.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2006