Карьерные самосвалы Euclid-Hitachi

С труктурным подразделением корпорации Hitachi по выпуску карьерных самосвалов является Hitachi Construction Truck Manufacturing Ltd. [HTM], которое расположено в штате Онтарио (Канада). Фирма Euclid является пионером в производстве карьерных самосвалов. Типоразмерный ряд карьерных самосвалов представлен серией EH и включает 12 моделей грузоподъемностью от 32 до 317.6 тонн. Эксклюзивной особенностью самосвалов Euclid-Hitachi, является его передняя подвеска с амортизатором Neocon который работает по принципу сжимаемой жидкости. Данная конструктивная особенность позволяет повысить надежность и эффективность самосвала, а так же продлевает срок эксплуатации колес на 20–30%.

Автосамосвалы Euclid-Hitachi поставляются с двигателями ведущих мировых производителей Cummins, Detroit Diesel мощностью от 400 до 2000 кВт. НТМ, как и большинство производителей карьерных самосвалов, отдает предпочтение при оснащении тяжелых самосвалов (грузоподъемностью свыше 130 т) электрическому приводу.

В самосвалах Hitachi впервые стали использовать электрический привод на переменном токе, что позволило повысить надежность и сократить эксплутационные расходы. Безотказный динамический тормоз и новейшая электронная система управления и контроля Statex III, разработанная ведущим мировым производителем General Electric, кардинально повышает производительность самосвалов. Одним из элементов системы управления является контроллер скорости притормаживания, с помощью которого обеспечивается постоянное плавное притормаживание машины и предотвращается повышение оборотов мотор колеса. Микропроцессор, встроенный в контроллер переключения передач, автоматически выбирает оптимальную передачу в соответствии со скоростью передвижения, нагрузкой и дорожными условиями, что максимально облегчает выполнение операций. По требованию заказчика машины Euclid-Hitachi могут быть оборудованы антипробуксовочной системой активного контроля тяги АТС (Active Traction Control), которая обеспечивает лучшее перемещение по скользким дорогам, меньшую нагрузку на трансмиссию, увеличивает срок службы шин и производительность самосвала. Основными элементами системы являются микропроцессоры, осуществляющие контроль за скоростью вращения передних и задних колес обеих сторон для максимального сцепления с поверхностью дороги. Основой долговечности самосвалов является прочнейшая рама фирменной разработки, для изготовления основных элементов которой используется высокопрочная сталь (прочностью 690 H/мм2). Рабочие поверхности кузова выполнены из легированной износоустойчивой стали Hardox 400. Толщина всех элементов кузова: днище – 26 мм, передняя часть – 16 мм, борта – 14 мм, козырек – 8 мм. При изготовлении защитного козырька и ребер жесткости днища используется высокопрочная легированная сталь. Конструкция с горизонтальным расположением ребер жесткости позволяет равномерно распределить нагрузку на кузов и избежать концентрации напряжения в отдельных точках. Ударное воздействие при погрузке равномерно распределяется по всей длине. Минимальное расстояние между ребрами жесткости обеспечивает дополнительную надежность конструкции. Независимо от положения кузова происходит непрерывный подогрев днища выхлопными газами. Выпускные отверстия, расположенные в конце кузова, предотвращают попадание выхлопных газов в кабину и загрязнение воздушных фильтров. Рулевая система «закрытого типа» работает как постоянно действующая гидростатическая система, которая состоит из двух гидроцилиндров двойного действия, гидронасоса с компенсатором и разгрузочного клапана. В системе установлен реверс-гидроаккумулятор, который резервирует мощность рулевого и тормозного управления по стандартам SAE J и ISO. Круговое расположение приборов на панели, легко читаемые датчики, монитор и система предупреждения с LCD монитором, просторная кабина, регулируемое сидение оператора, телескопическое выдвижение рулевой колонки, фильтрация воздуха, дополнительное место инструктора все это создает удобство и комфорт для оператора.

Самосвалы Euclid успешно эксплуатируются в России и странах СНГ: на Тырныаузском ГОКе (Россия) с 1979 г., на Донском ГОКе (Казахстан) с 1982 г., на Навоийском ГМК (Узбекистан) с 1993 г., в ГМК «Печенганикель» (Россия) с 1995 г., на Михайловском ГОКе (Россия) с 1995 г., на ОАО «Карельский Окатыш» (Россия) с 1995 г., на разрезе «Эстонсланец». Пробеги наиболее старых машин, находящихся в эксплуатации, нередко превышают 800–900 тыс. км.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2005