Промышленный «остров» в Подмосковье. Презентация новой продукции машиностроительного завода «ТОНАР»

Журнал «Горная промышленность» поддерживает хорошие связи с машиностроительным заводом «Тонар», регулярно присутствует на презентации новой продукции завода, имеющей отношение к горной промышленности. Последняя такая презентация состоялась в декабре текущего года. Каждый раз при посещении завода возникают новые впечатления. В этот раз специалистам-горнякам был представлен новый автопоезд.

Презентация происходила в лесу на специально подготовленной трассе, что только усилило впечатления от новой машины, ее возможностей, но главное от общения со специалистами завода и его инженерно-техническим персоналом.

Но еще более сильны впечатления от самого завода – это на самом деле промышленный «остров», расположенный не в каком-то крупном населенном пункте, а в обычной подмосковной деревне в Орехово-Зуевском районе Московской области. Так и хочется написать доброжелательный очерк об истории становления завода, промышленная деятельность которого начиналась с рядовых прицепов для легковых автомобилей и торговых ларьков и приведшая к производству разнообразной номенклатуры продукции, включая сложную технику для горной промышленности. Если и говорить всерьез об импортозамещении, то продукция завода «Тонар» – яркий тому пример.

От лирического предисловия перейдем к краткому описанию представленной на презентации внедорожной многозвенной машины модели ТОНАР-7502, предназначенной для перевозки горных пород на открытых разработках по специально разработанным технологическим дорогам в наиболее суровых климатических условиях, например на горных предприятиях Республики Саха (Якутия), природно- климатические условия которой во многих отношениях являются экстремальными.многозвенный автопоезд Тонар

Одним из решений по повышению эффективности отработки месторождений в таких условиях может стать применение новых видов транспорта для доставки руды от месторождений до существующих обогатительных фабрик с минимальными затратами. Одним из перспективных направлений развития грузовой автомобильной техники являются автопоезда большой длины и соответственно повышенной грузоподъемности, созданные на основе звенной компоновки.

Завод «Тонар» уже имеет определенный опыт создания таких автопоездов для горнодобывающих предприятий Якутии. Завод принимает активное участие в разработке, испытании и поставке техники для компании «АЛРОСА».многозвенный автопоезд Тонар

На перевозке руды с месторождения «Зарница» уже работает автопоезд грузоподъемностью 130 тонн. Первый опыт эксплуатации выявил проблемы, возникающие при эксплуатации сцепок по схеме автомобиль и прицеп. Самая главная – это выход из строя поворотного круга, поломки рессор.многозвенный автопоезд Тонар

Резко снижаются эксплуатационные возможности машины с колесной формулой 6х4 в условиях гололедицы и др. Новый представленный многозвенный автопоезд с колесной формулой тягача 6х6 обладает повышенной проходимостью и может составить достойную конкуренцию авто- поездам, которые уже работают на Верхне-Мунском месторождении. Грузоподъемность новинки составляет 125 850 кг, общий объем кузовов – 79 куб.м. Силовым агрегатом автопоезду служит 19-литровый двигатель CUMMINS QSK19 мощностью 760 л.с., который работает в паре с автоматической коробкой передач Allison 6620. Установленный высокоэффективный теплообменник обеспечивает максимальную производительность работы двигателя, причем при самой низкой стоимости жизненного цикла и минимальном воздействии на экологию. Чтобы добиться максимальной эффективности при работе в особо тяжелых условиях применили полный привод с раздаточной коробкой ZF.многозвенный автопоезд Тонар

Автопоезд комплектуется кузовами объемом 39, 5 куб. м каждый, с боковой разгрузкой с нижней осью вращения.

Основные изменения коснулись кабины, которая теперь отличается высоким уровнем комфорта, улучшенной обзорностью и теплошумоизоляцией. Установлены 2 автономных отопителя, применена подвеска кабины на 4-х пневмоподушках.многозвенный автопоезд Тонар

Необслуживаемая балансирная задняя подвеска на резиновых упругих элементах способна надежно работать в условиях больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Подвеска на резиновых упругих элементах конструктивно проще, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность при температурах от -60°С до +50°С. Чтобы избежать проблем с поворотным кругом, специалисты МЗ «Тонар» применили соединение через шкворень.многозвенный автопоезд Тонар

В начале 2018 г. автопоезд отправился на место работы – Верхне-Мунское месторождение, осваиваемое компанией «Алроса». Специалисты завода ведут ежедневный мониторинг технического состояния и результатов работы машины. Для обслуживания техники на месте находятся инженеры- механики МЗ «Тонар» для обеспечения бесперебойной работы и своевременного ремонта.многозвенный автопоезд Тонар

В настоящее время ТОНАР ведет разработки по внедрению автопоезда с активным прицепом грузоподъемностью 250 тонн.

Журнал "Горная Промышленность" №6 (142) 2018