Конвейерная лента с базальтовой тканью

В.Г. Соловьев, к.т.н., директор ООО «Торговый дом «Трансбелт»

Е.А. Третьяков, первый зам. генерального директора ОАО «Уральский завод РТИ»

С.В. Соловьев, инженер

Основной недостаток современных теплостойких конвейерных лент состоит в их низкой температуростойкости. Максимальная температура, при которой не происходит прожиг резиновой обкладки при транспортировании горячих сыпучих материалов не превышает 200°C. С повышением температуры транспортируемого материала происходит резкое разрушение верхней обкладки и затем несущих тканей, вследствие чего происходит разрушение самой ленты и образуются сквозные отверстия, то есть прожиги или отслоение верхней обкладки от тканевого каркаса. Ремонт таких разрушений очень трудоемок и нарушает прочностные характеристики самой ленты.

Конвейерная лента с базальтовой тканью

К тому же в процессе эксплуатации теплостойких лент помимо температурного воздействия они одновременно подвергаются значительному абразивному износу, что приводит к быстрому истиранию верхней обкладки конвейерной ленты, а затем и к разрушению самого тканевого каркаса. Все попытки увеличить температуростойкость самой резины до настоящего времени не принесли ощутимых результатов. За рубежом для увеличения температуростойкости и повышения износостойкости верхней обкладки теплостойких конвейерных лент предлагают использовать металлическую сетку. В этом случае резко возрастает стоимость самой ленты и ее собственная погонная масса. При этом проблема отвода тепла в процессе транспортирования горячих сыпучих материалов остается не решённой, так как происходит нагрев самой металлической сетки и разрушение резиновой и тканевой основы под ней.

Кардинальное повышение тепературостойкости конвейерных лент и одновременно увеличение износостойкости верхней резиновой обкладки можно обеспечить использованием базальтовой ткани (патент №91932 от 10.03.2010 г. ООО «Торговый дом «Трансбелт»).

К достоинствам инновационной конструкции ленты относятся: большая рабочая температура у базальтовой ткани – 750–800°C; износостойкость значительно выше, чем у резины и полиуретана; теплопроводность – минимальная; отсутствие искрообразования в процессе эксплуатации, что позволяет беспрепятственно применять ленту в шахтных и других опасных производствах; высокая экологическая чистота.

ОАО «Уральский завод РТИ» – единственное Российское предприятие, которое нашло средства и технологическую возможность создать и внедрить данный инновационный проект, несмотря на всю его сложность и производственную загруженность завода. Выражаем за это огромную благодарность генеральному директору завода кандидату экономических наук Сергею Викторовичу Фомину.

В результате длительных исследований удалось получить необходимую прочность связи резины и базальтовой ткани и разработать технологию изготовления любой серийной конвейерной ленты с защитной базальтовой тканью в верхней обкладке. Это позволяет резко увеличить качество не только теплостойких конвейерных лент, но и лент для угольной промышленности и общепромышленных лент. Стоимость конвейерных лент с базальтовой тканью возрастёт не более чем на 30% и, по сравнению с любой импортной лентой, останется значительно ниже. При этом износостойкость лент новой конструкции как минимум в два раза выше, чем у любой импортной конвейерной ленты. На настоящий момент аналогов созданным конвейерным лентам с базальтовой тканью в мировой практике не сущестаует.

В настоящее время ОАО «Уральский завод РТИ» и ООО «Торговый дом «Трансбелт», несмотря на известные трудности, возникающие при освоении новых инновационных видов продукции, и без поддержки отраслевых Министерств продолжает исследования с целью замены несущих каркасных тканей на базальтовые, прочностью 500 Н/мм и выше.

ОАО «Уральский завод РТИ» приступил к промышленным испытаниям конвейерных лент с базальтовой тканью в верхней обкладке и готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными предприятиями и заказчиками.

Журнал "Горная Промышленность" №1 (95) 2011, стр.38