Первый тяжелый самосвал Komatsu с механическим приводом

Фирма Komatsu известна как крупнейший производитель тяжелых карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией – программа ее большегрузных самосвалов с маркой Komatsu-Haulpak включает 12 моделей грузоподъемностью от 110 до 282 тонн.

Фирма имеет также опыт изготовления самосвалов с механическим приводом в классе до 80 тонн. В соответствии с требованиями современного рынка фирма решила расширить типоряд машин с механическим приводом, выпустив самосвал HD-985-3 грузоподъемностью 100 тонн.

Все основные узлы и агрегаты спроектированы и изготовлены фирмой Komatsu. На машине установлен 12-циллиндровый двигатель SA12V140 с турбонаддувом и последующим охлаждением мощностью 753 кВт, развивающий крутящий момент до 4.17 кН·м при оборотах 1500 мин-1. Максимальная скорость движения составляет 70 км/час; вместимость кузова с «шапкой» (2:1) – 64 м3; геометрическая вместимость – 45 м3; высота кузова от земли – 4.54 м; максимальная грузоподъемность – 105 тонн; общая масса самосвала с грузом – 178.8 тонн, радиус поворота – 12.5 м.

Стенки кузова и дно, имеющие по восемь ребер жесткости, способствуют увеличению прочности и долговечности кузова. Уменьшенный объем сварки главной рамы снизил концентрацию напряжений. В критических местах используются чугунные детали.

На автосамосвале применяются как традиционные системы и устройства (низкоэмиссионный двигатель Komatsu, многодисковый замедлитель Komatsu, моторный тормоз, трансмиссия TORQFLOW, подвеска Mac Pherson, бортовой монитор для технической диагностики), так и ряд технических новшеств (система противоблокировки тормозной системы ABS; электронная система весоизмерения PLM II; система переключения режима тяги MSS; трехрежимная гидропневматическая подвеска).

Фирма Komatsu первой из компаний, производящих строительное и карьерное оборудование, применила на большегрузных самосвалах систему противоблокировки тормозов ABS (Anti-Lock Braking System). Эта система поставляется по требованию заказчика. Система ABS предотвращает скольжение шин по скользкой поверхности дороги при использовании рабочих тормозов и обеспечивает контроль за управлением самосвала в аварийных ситуациях.

Система переключения режима тяги MSS (Mode Switching System) позволяет работать самосвалу в режиме предельной мощности при движении на подъем или в экономическом режиме с низким расходом топлива и низким уровнем шума.

Новейшая система весоизмерения PLM II (payload meter) благодаря современным электронным средствам дает возможность осуществлять компьютерный контроль и производить анализ работы автосамосвала с целью повышения эффективности его использования. Уровень загрузки фиксируется электронным весовым устройством PLM II. Операционные данные записываются на карточку IC, способную вместить 2900 рабочих циклов. Анализ данных может производиться водителем на рабочем месте или в специально оборудованном офисе. В первом случае для расчета веса горной массы используется бортовой микрокомпьютер, во втором – персональный компьютер. Система PLM показала высокую эффективность при эксплуатации на карьерах Лебединского, Михайловского, Удачнинского и Нерюнгринского ГОКов. 

Журнал "Горная Промышленность" №3 1997