Масла ОАО «ЛУКОЙЛ» для дизельных двигателей большегрузных автосамосвалов и внедорожной техники

В.В.Галкина, В.А.Окружнов

Для со­вре­мен­ных дви­га­те­лей боль­ше­груз­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов, трей­ле­ров и дру­гой тех­ни­ки ха­рак­тер­ны вы­со­кие на­груз­ки, дли­тель­ное вре­мя ра­бо­ты в на­пря­жен­ном ре­жи­ме, при­ме­не­ние сер­ни­с­тых ди­зель­ных топ­лив.

В свя­зи с этим к мо­тор­ным мас­лам для ди­зе­лей предъ­яв­ля­ют­ся осо­бые тре­бо­ва­ния:

• оп­ти­маль­ный уро­вень ки­не­ма­ти­че­с­кой вяз­ко­с­ти мас­ла 12-15 сСт при 100°С ле­том и 6-8 сСт зи­мой (класс вяз­ко­с­ти 15W-40 по SAE);

• зна­че­ния ще­лоч­но­го чис­ла не долж­ны быть ни­же 6 мг КОН/ на 1 г мас­ла;

• тем­пе­ра­ту­ра вспыш­ки в от­кры­том тиг­ле долж­на на­хо­дить­ся в ин­тер­ва­ле 210–230°С.

При этом мас­ла долж­ны об­ла­дать вы­со­ки­ми мо­ю­ще-дис­пер­ги­ру­ю­щи­ми (дол­го­ра­бо­та­ю­щи­ми) и пу­с­ко­вы­ми свой­ст­ва­ми, а уро­вень их суль­фат­ной золь­но­с­ти (оп­ре­де­ля­ет склон­ность к на­га­ро-ла­ко­от­ло­же­ни­ям на де­та­лях ци­лин­д­ро-порш­не­вой груп­пы) не дол­жен пре­вы­шать 1,65%.

В на­сто­я­щее вре­мя ОАО «Неф­тя­ная ком­па­ния «ЛУ­КОЙЛ» вы­пу­с­ка­ет ши­ро­кую гам­му мо­тор­ных ма­сел для дви­га­те­лей боль­ше­груз­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов и вне­до­рож­ной тех­ни­ки, ко­то­рые от­ве­ча­ют ука­зан­ным тре­бо­ва­ни­ям (табл. 1).

Дви­га­те­ли вне­до­рож­ной тех­ни­ки, ра­бо­та­ю­щие при еще бо­лее вы­со­ких на­груз­ках и с ак­тив­ным по­па­да­ни­ем ча­с­тиц са­жи и не­сго­рев­ше­го топ­ли­ва в кар­тер, тре­бу­ют при­ме­не­ния ма­сел с бо­лее мощ­ным па­ке­том при­са­док (с ще­лоч­ным чис­лом 8.0 и бо­лее). Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це ма­сел в на­и­боль­шей сте­пе­ни этим тре­бо­ва­ни­ям от­ве­ча­ют мас­ла се­рий ЛУ­КОЙЛ-Д(м) и ЛУ­КОЙЛ-СУ­ПЕР.

Мас­ла се­рии ЛУ­КОЙЛ-Д(м) яв­ля­ют­ся се­зон­ны­ми (вы­пу­с­ка­ют­ся лет­ние и зим­ние мар­ки) и име­ют ще­лоч­ные чис­ла не ме­нее 8.0, что обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ные мо­ю­щие свой­ст­ва. Вы­со­кое со­дер­жа­ние ме­тал­ла в при­сад­ке обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шие про­ти­во­из­нос­ные свой­ст­ва. Они име­ют уро­вень золь­но­с­ти не бо­лее 1.5%. Эти мас­ла со­от­вет­ст­ву­ют выс­шим тре­бо­ва­ни­ям оте­че­ст­вен­но­го стан­дар­та ГОСТ 8581 на ди­зель­ные мас­ла и вы­год­но от­ли­ча­ют­ся от ма­сел груп­пы Г2 по по­ка­за­те­лю це­на/ка­че­ст­во.

Бо­лее до­ро­гие, чем мас­ла груп­пы Д, и бо­лее ка­че­ст­вен­ные все­се­зон­ные мас­ла се­рии ЛУ­КОЙЛ-СУ­ПЕР клас­са вяз­ко­с­ти 15W-40 пре­вы­ша­ют тре­бо­ва­ния ГОСТ 8581, име­ют улуч­шен­ные вяз­ко­ст­но-тем­пе­ра­тур­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки (ин­декс вяз­ко­с­ти 110-120) и бо­лее вы­со­кие мо­ю­ще-дис­пер­ги­ру­ю­щие свой­ст­ва (ще­лоч­ное чис­ло не ме­нее 9.5). При этом обес­пе­чи­ва­ют­ся хо­ро­шие пу­с­ко­вые свой­ст­ва (тем­пе­ра­ту­ра за­мер­за­ния ма­сел -35°С).

По за­яв­ке по­тре­би­те­лей ОАО «ЛУ­КОЙЛ» вы­пу­с­ка­ет ди­зель­ные мас­ла се­рии ЛУ­КОЙЛ-СУ­ПЕР с улуч­шен­ны­ми пу­с­ко­вы­ми свой­ст­ва­ми клас­сов вяз­ко­с­ти 10W-30 и 10W-40, а для экс­плу­а­та­ции ди­зе­лей в лет­нее вре­мя го­да мас­ло клас­са вяз­ко­с­ти 20W-40.

Для при­ме­не­ния в ди­зе­лях в зим­нее вре­мя го­да и все­се­зон­но в рай­о­нах Край­не­го Се­ве­ра ОАО «ЛУ­КОЙЛ» вы­пу­с­ка­ет мас­ла се­рии ЛУ­КОЙЛ-СУПЕР на по­лу­син­те­ти­че­с­кой ос­но­ве (ста­рое на­и­ме­но­ва­ние ЛУ­КОЙЛ-Арк­тик-2) клас­сов вяз­ко­с­ти 5W-30 и 5W-40.

Мо­тор­ные мас­ла се­рии ЛУКОЙЛ-СУПЕР от­ве­ча­ют меж­ду­на­род­ным тре­бо­ва­ни­ям SAE, API и АСЕА. Мно­гие мас­ла из этой се­рии име­ют одо­б­ре­ние фир­мы Мер­се­дес-Бенц. Уро­вень ка­че­ст­ва ма­сел се­рии ЛУ­КОЙЛ-Су­пер со­от­вет­ст­ву­ет тре­бо­ва­ни­ям к пер­спек­тив­ным дви­га­те­лям ОАО «АВ­ТО­ДИ­ЗЕЛЬ» (ЯМЗ) и ОАО «КА­МАЗ». Это поз­во­ля­ет ре­ко­мен­до­вать их для смаз­ки ди­зе­лей за­ру­беж­но­го про­из­вод­ст­ва и пер­спек­тив­ных оте­че­ст­вен­ных мо­де­лей.

Для фор­си­ро­ван­ных ди­зель­ных дви­га­те­лей лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей Ком­па­ния вы­пу­с­ка­ет по­лу­син­те­ти­че­с­кие мас­ла се­рии ЛУ­КОЙЛ-ЛЮКС API SJ/CF клас­сов вяз­ко­с­ти по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40, а так­же пол­но­стью син­те­ти­че­с­кое мо­тор­ное мас­ло ЛУ­КОЙЛ-СИН­ТЕ­ТИК API SJ/CF клас­са вяз­ко­с­ти по SAE 5W-40. Од­на­ко оцен­ка тех­ни­че­с­кой воз­мож­но­с­ти и тех­ни­ко-эко­но­ми­че­с­кой це­ле­со­об­раз­но­с­ти их ис­поль­зо­ва­ния в мощ­ных ди­зе­лях до­рож­ной и вне­до­рож­ной тех­ни­ки — за­да­ча бли­жай­ше­го бу­ду­ще­го.

«ЛУ­КОЙЛ» осу­ще­ств­ля­ет кон­троль ка­че­ст­ва сма­зоч­ных ма­те­ри­а­лов в те­че­ние все­го про­цес­са их из­го­тов­ле­ния. Вся про­дук­ция име­ет до­пу­с­ки к про­из­вод­ст­ву и при­ме­не­нию, а так­же сер­ти­фи­ка­ты со­от­вет­ст­вия Гос­стан­дар­та РФ и ги­ги­е­ни­че­с­кие сер­ти­фи­ка­ты Гос­са­нэ­пи­дем­над­зо­ра РФ. Ком­па­ния га­ран­ти­ру­ет их со­от­вет­ст­вие объ­яв­лен­ным клас­сам ка­че­ст­ва.

Для со­хра­не­ния вы­со­ко­го ка­че­ст­ва ма­сел при транс­пор­ти­ров­ке и хра­не­нии их ре­а­ли­за­ция про­из­во­дит­ся, как пра­ви­ло, в круп­ной (200, 50, 20 и 10 л) и мел­кой (1, 4, 5 л) та­ре. Для пре­дот­вра­ще­ния под­де­лок мас­ла в ка­ни­с­т­рах объ­е­м­ом 50 л и ме­нее вы­пу­с­ка­ют­ся с еди­ным ди­зай­ном эти­ке­ток, фир­мен­ным то­вар­ным зна­ком и го­ло­гра­фи­че­с­ким зна­ком, за­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ным в меж­ду­на­род­ной го­ло­гра­фи­че­с­кой ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей го­ло­грамм.

Журнал "Горная Промышленность" №5 1999