Завод «ТОНАР» следующий шаг в создании тяжеловозного магистрального транспорта для угольных карьеров

М.Н.Котровский

О продукции подмосковного машиностроительного завода «ТОНАР», одного из самых молодых отечественных автозаводов, рассказывалось в журнале «Горная Промышленность» №3 (97)/2011, в связи с презентацией полуприцепа грузоподъёмностью 80 т, предназначенного для экспортных дальнемагистральных перевозок угля одного из монгольских угольных карьеров.

Вмодельном ряду завода «ТОНАР», наряду с доминированием машин для перевозки самых разнообразных сельскохозяйственных продуктов (от зерна и силоса до животных и птиц) – всё увереннее и динамично расширяется сегмент производства большегрузных тягачей с полуприцепами и автопоездов для перевозки по дорогам общего пользования углей и других видов сыпучих полезных ископаемых и промышленной продукции.

№3 (103) 2012

Современная география потребителей продукции завода «ТОНАР» охватывает всю территорию России. Потребителей углевозных машин всё больше характеризует «восточный акцент», так как располагаются они преимущественно в восточных регионах страны и распространены не только в широтном (от Урала до Владивостока), но и меридиональном направлениях, от южной части Кузбасса и Красноярского края до заполярного порта Певек, что на побережье Восточно-Сибирского моря. В этой северной точке, с довольно суровыми климатическими условиями, машины «ТОНАР» заняты на перевозках угля и других продуктов из порта к потребителям, по автодороге на расстояние от 50 до 80 км и более.

27 января 2012 года опытные образцы тягача с полуприцепом грузоподъёмностью 65 т и тягача-контейнеровоза с раздвижной рамой были представлены на испытательной площадке завода. В ожидании прибытия гостей и заказчиков новой продукции, директор завода «ТОНАР» Юрий Павлович Вайнштейн сообщил собравшимся, что представленные головные образцы разработаны в КБ завода и изготовлены в его цехах по техническим условиям двух конкретных заказчиков. Один из них – углепромышленник из Кузбасса, рассчитывающий в конечном итоге на то, что завод «ТОНАР» для него и других заказчиков будет изготавливать автопоезда грузоподъёмностью 130 т, в составе тягача и двух 65-тонных полуприцепов.

Словно по заявке Заказчика – кузбассовца, пожелавшего увидеть работу заказанной машины в «условиях, максимально приближённых к реальным», в конце января в Московской области установились нешуточные, почти сибирские морозы, по ночам доходившие до –25°C. Однако даже такие холода не понизили интереса прибывших гостей и потенциальных потребителей из Московского и других, в т.ч. несибирских, регионов страны к новым образцам машин. И головные образцы новой техники «ТОНАР» успешно выдержали испытание холодом. Так, полуприцеп, накануне «под завязку» заполненный влажной крупной берёзовой щепой, опрокинув кузов с откидывающимся боковым бортом, легко разгрузился. При этом, несмотря на частичное смерзание груза ни примерзания, ни налипания его к бортам и днищу кузова, практически не наблюдалось. Комментируя это, Ю.П.Вайнштейн сообщил, что на внутренние поверхности кузова при его изготовлении было нанесено покрытие Okulen, сверхпрочного высокомолекулярного полиэтилена, предотвращающего примерзание любых влажных грузов.

046 2

Специалисты автозавода уверены, что и уголь влажностью 18%, который предстоит перевозить полуприцепами в Монголии, не породит такой проблемы.

Успешной демонстрации контейнеровоза мороз также не стал помехой: его рама вполне послушно раздвигалась до размеров ряда стандартных контейнеров (15, 20, 25, 40 футов), а также по команде водителя из кабины тягача легко сдвигалась до минимального размера.

После осмотра новых машин на демонстрационной площадке гости и участники показа переместились в актовый зал заводоуправления. Здесь свой рассказ Ю.П. Вайнштейн продолжил, начав с истории создания 80-тонного углевоза «ТОНАР», также для экспортных перевозок углей Таванталгойского месторождения (в Монголии) по дорогам общего пользования на расстояние до 250 км: «Получив этот первый заказ, конструкторы КБ и производственники лично ознакомились с опытом некоторых карьеров Австралии, решающих подобную транспортную задачу, изучили сложившуюся практику доставки углей Таванталгойского карьера автосамосвалами китайского производства и установили предельные сроки их службы – до полной амортизации. Вместе с тем, конструкторы очень тщательно ознакомились с методикой и подходом австралийских коллег к обеспечению прочности, надёжности и безопасности конструкции автопоездов суммарной грузоподъёмностью 300–400 т при перевозках полезных ископаемых на высоких магистральных скоростях. С особым вниманием была изучена технология, организация и режим движения автопоездов в узлах разгрузки (перегрузки) полезных ископаемых. И только после всестороннего анализа полученной информации конструкторы завода «ТОНАР» создали новый вариант своего прицепа: грузоподъёмностью 65 т, с боковой на обе стороны разгрузкой кузова, при откидывающихся бортах. Такая конструкция кузова была положена в основу создаваемого автопоезда грузоподъёмностью 130 тонн».

По словам Ю.П. Вайнштейна, конструкторы уверены в достаточности мощности освоенного тягача «ТОНАР» для перевозки груза массой 65–80 т в новом полуприцепе: «Чтобы вытянуть два полуприцепа – предстоят серьёзные ходовые испытания и, возможно, модернизация силового агрегата и трансмиссии тягача», – отметил он в презентационном докладе.

046 3

В выступлении Ю.П. Вайнштейна содержались и некоторые данные по экономике производства и перспективам дальнейшего развития завода: «Текущий годовой оборот завода достиг 500 млн руб., а размер ежегодных инвестиций в развитие производственных цехов и создание новых производств – 150 млн руб. В 2011 году завод выполнил заказ только по прицепам-самосвалам и полуприцепам в объёме 120 единиц. Эти машины, в частности, помогли сельхозпроизводителям Белгородской области в рекордно короткий срок убрать с полей огромный урожай свёклы. На 2012 год в портфеле заказов, полученных от сельхозпроизводителей, – большое количество прицепов-самосвалов и полуприцепов для перевозки зерна в нашей стране и за рубежом. Например, от американских фермеров получен заказ на изготовление полуприцеповзерновозов с объёмом кузова 50 м3. В предыдущие два года завод «ТОНАР» выпускал по 16 полуприцепов в сутки, в 2012 году намечено поднять уровень производства до 18–20 единиц. В течение 2-х лет намечено возвести новый специальный цех по производству магистральных тягачей с полуприцепами, а также корпус с испытательной площадкой для готовых машин. К 2014 году выпуск только тягачей достигнет уровня 4 ед. в день. К этому же году намечен переход к выпуску тягачей с двигателями Евро-4, а уровень локализации производства комплектующих и узлов будет доведён до 60%.

В 2012–2014 гг. особый акцент будет сделан на расширенном производстве запчастей и дальнейшем развитии собственной сети сервисной службы в стране. В текущем и следующих годых запланирована модернизация кабины тягачей «ТОНАР» и переход к серийному производству тягачей нового поколения. В 2011 году завод изготовил несколько пробных экземпляров полуприцепов с кузовом из алюминиевых сплавов, на который установлен срок гарантии 3 года. В целом же на ближайшие годы стандартная комплектация силового агрегата тягачей «ТОНАР» предусматривает турбированный дизель мощностью 412 л.с. Ярославского моторного завода. Вместе с тем, сохраняется конструктивно-техническая и технологическая возможности оснащения тягачей двигателями зарубежных фирм.

Надёжный и мощный ярославский двигатель, хорошо освоенный и привычный на многих предприятиях как в сервисном обслуживании, так и по ремонтопригодности силами специалистов эксплуатирующих организаций России и других стран СНГ, остаётся на ближайшие годы базовым для тягачей завода «ТОНАР».

046 4

По планам завода оба полуприцепа: первый – грузоподъемностью 80 т с горизонтальной выгрузкой через задний борт, и второй – 65-тонник с опрокидывающимся кузовом и боковой выгрузкой, в первые дни февраля 2012 г. были отправлены самоходом к Заказчику в Монголию».

Вместо выводов

Под впечатлением от увиденного и услышанного на летней презентации 2011 года и зимней 2012 года новых видов продукции завода «ТОНАР», напрашиваются некоторые предварительные выводы и соображения, в части перспективы ее широкого применения в горной промышленности.

Развитие на заводе «ТОНАР» собственного производства автопоездов для дальнемагистральных автомобильных перевозок продукции горной промышленности будет стимулироваться нарастающим спросом на такой транспорт со стороны действующих предприятий, в первую очередь, в восточных и северо-восточных регионах России. Здесь осваиваются не только крупные, но и средне- и маломасштабные залежи и отдельные участки месторождений угля, золотосодержащих руд и алмазов и многих других полезных ископаемых.

Новую модель магистрального автопоезда, в составе тягача с одним-двумя полуприцепами, конструкторы завода «ТОНАР» создавали с прицелом и на такие предприятия. По нашим оценкам, высокий потенциал востребованности магистральных автомобильных поездов большой и особо большой грузоподъемности имеют горные предприятия АК «АЛРОСА», разрабатывающие открытым способом малые алмазоносные трубки, руда которых должна доставляться на фабрики крупных ГОКов. Отдельный и перспективно высокий сегмент потребителей автопоездов представляют работающие и проектируемые предприятия Карелии и Северо-Запада РФ по добыче природного камня на блоки и на щебень, остро необходимые для строительства жилья, дорог и развития транспортной инфраструктуры в Европейской части России.

В Пудожском районе Карелии располагаются уникальные месторождения железных руд, золота, хромитов и платиноидов, экономичная разработка которых в условиях слабо развитой сети железных дорог будет невозможна без использования магистрального автотранспорта грузоподъемностью 70–130 т и более.

Очередные шаги в производстве на заводе «ТОНАР» автопоездов грузоподъемностью 65–130 т, а в перспективе и выше, для горнодобывающих предприятий, скорее всего, должны подтолкнуть конструкторов к ускоренному созданию более мощного тягача. Каким он будет и когда это произойдет – станет отчетливо видно, наверное, по результатам промышленной эксплуатации головных образцов тягачей с полуприцепами грузоподъемностью 65 т и 80 т в Монголии и в карьерах России.

Управление сбыта завода «ТОНАР» сообщило, что тягачи с полуприцепами по дороге в Монголию прошли опытную эксплуатацию на магистральных перевозках угля одного из карьеров Кузбасса. Затем по маршруту движения они сделали еще одну рабочую остановку, во время которой также использовались для магистральных перевозок угля одного из разрезов Хакассии. И только после этого автопоезда пересекли границу с Монголией и 23–24 февраля 2012 г., по прибытию на Тавантолгойский карьер, приступили к магистральным экспортным перевозкам угля (для которых они и были изготовлены).

www.tonar.info

Журнал "Горная Промышленность" №3 2012, стр.46