Повышение уровня безопасной эксплуатации шахтного ленточного конвейерного транспорта

В.А. Жуков, к.т.н., технический директор ООО «Сиб.Т»

В угольной отрасли ленточный конвейерный транспорт занимает доминирующее положение в доставке горной массы и людей. Развитие ленточного транспорта связано с увеличением объемов добычи угля, скоростью подвигания очистных забоев, проходки подготовительных выработок, увеличением общей длины транспортных линий. Это, в свою очередь, потребовало увеличения единичной мощности приводных станций ленточных конвейеров, применения много приводных конвейеров, увеличения прочности ленточного полотна.

Появление тканевых лент высокой прочности (более 1250 Н/мм) потребовало оптимизации конструкции стыковых соединений, обеспечивающих стабильность технологических процессов добычи угля. На заводах-изготовителях лент разработаны технологии их стыковки методами горячей и холодной вулканизации. Но в современных условиях масштабы применения этих методов сокращаются из-за большой их трудоемкости, значительных ремонтных простоев транспорта и относительно высоких затрат. Сегодня механические соединители получили наибольшее распространение при стыковке и ремонте конвейерных лент в шахтах.

020 1

К основным преимуществам механической стыковки лент следует отнести:

- минимальное время её выполнения (например, на стыковое соединение конвейерной ленты шириной 1000–1200 мм – всего 40–50 минут);

- в любых климатических условиях не требуется специального помещения и громоздкого оборудования;

- минимальная трудоемкость (2–3 человека);

- отсутствие технологических потерь ленты при ее подготовке к стыковке;

- возможность стыковки изношенных лент;

- возможность временного (аварийного) соединения лент на магистральных конвейерах;

- возможность временной ликвидации продольных разрывов резинотросовых и тканевых лент.

020 2

Главный недостаток механических соединений лент – ограниченные сроки службы (по сравнению с вулканизированным стыком).

Следует отметить, что в настоящее время в отрасли используются механические соединители достаточно высокого технического уровня. Однако, их применение для различных лент «дано на откуп» эксплуатирующим организациям, в которых уровень квалификации рабочих и компетентность ИТР может быть различным. Заводы-изготовители лент не дают рекомендации по механическим соединителям лент изза отсутствия нормативной базы. В таких условиях на коммерческой основе не исключается поступление лент низкого качества и соединителей, не удовлетворяющих нормативным требованиям.

Поэтому назрела необходимость в разработке и утверждении стандартов на изготовление, испытание тканевых лент и их стыков в соответствии с европейскими нормами.

Необходимо также в соответствии со стандартами пересмотреть отраслевые требования по безопасной эксплуатации ленточного транспорта. Введение стандартов позволит ограничить поступление лент низкого качества, в том числе и от зарубежных производителей, упростит и удешевит испытание лент и стыков на прочность, позволит осуществлять более расширенный входной контроль лент, в конечном счете, повысит уровень безопасной и более надежной эксплуатации ленточного конвейерного транспорта.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2012, стр.20