Самосвалы SCANIA для горных работ и строительства

В течение многих лет SCANIA считается одним из самых успешных предприятий по производству грузовых автомобилей. Деятельность компании основывается на выпуске высоокачественной и надежной продукции, обеспечивающей максимально возможную экономичность транспортных операций. Компанией большое внимание также уделяется вопросам охраны окружающей среды — по соответствию экологическим требованиям машины SCANIA являются лучшими в своих классах.

Выпуск высококачественной техники позволил компании за более чем 60-летний срок ни разу не понести убытков, а в кризисный период 92-93 годов единственной европейской компанией, работавшей на рынке грузовых автомобилей с прибылью, была SCANIA.

В производственную программу тяжелых грузовых автомобилей SCANIA входят машины четырех классов:

• автосамосвалы для перевозки строительных грузов и горных пород (серия «С», строительный класс);

• грузовики для магистральных перевозок по ровной поверхности (серия «G» — перевозка тяжелых грузов и серия «L» — скоростные перевозки);

• автомобили для немагистральных перевозок (серия «D» — для доставки грузов на короткие расстояния).

Серию «С» составляют автомобили 13 типов (самосвалы, грузовики, цементовозы, контейнеровозы и т.п.). Самосвалы, объединенные в группу «Tipper», представлены шестью основными моделями (двух, трех, четырехосные и автопоезда с пятью осями) грузоподъемностью от 11.5 до 45 т. Эти машины имеют значительно меньшие осевые нагрузки, чем автосамосвалы карьерного класса. В настоящее время компания предлагает современные самосвалы 4-го поколения расширенного параметрического ряда, на которых устанавливаются оси с повышенными (на 2030%) осевыми нагрузками.

Конструкция автомобилей SCANIA основана на принципе взаимозаменяемых модульных компонентов. Из ограниченного количества узлов можно собрать огромное число моделей, адаптированных к требованиям каждого отдельного потребителя.

Все узлы и агрегаты для машин SCANIA производятся на собственных заводах.

Устанавливаемые на грузовых автомобилях 6 и 8 цилиндровые двигатели Scania (Euro 1 и Euro 2) выпускаются мощностью от 220 до 530 л.с. с рабочим объемом 9, 11, 12 и 14 литров. Двигатели характеризуются низким расходом топлива и токсичностью (эмиссией), высокой надежностью, продолжительным сроком службы, низким шумом и уровнем вибрации, высоким крутящим моментом на низких оборотах.

Максимальный крутящий момент обеспечивается при частоте вращения 1100 об/мин, а кривая крутящего момента имеет пологий характер до величины 1400-1500 об/мин, что позволяет реже переключать передачи и обеспечивает более высокую скорость на подъемах и лучшую приемистость с тяжелым грузом.

12-литровый двигатель имеет принципиально новую конструкцию. Индивидуальные головки цилиндров выполнены по четырехклапанной схеме для улучшения газового потока, в результате чего повышена мощность двигателя и снижена токсичность выхлопных газов.

На грузовых машинах SCANIA устанавливаются коробки передач двух типов — GR с 8 сближенными передачами и GRS с 12 сближенными передачами, демультипликатором и делителем. Коробка GR 801 поставляется только с 9-литоровыми двигателями. GR 900 — коробка передач с одной «ползущей» передачей подходит для двигателей мощностью до 400 л.с. «Ползущая» передача позволяет максимально точно управлять машиной на очень малых скоростях. Коробка GRS 890 разработана для двигателей мощностью от 310 до 340 л.с. 12-ско-ростная коробка передач GRS 900 с разделительной секцией и 2 «ползущими» передачами идеально подходит для двигателей мощностью от 310 л.с. и выше. Коробка передач GRS 900 состоит из трех отдельных блоков, обеспечивающих включение 12 передач в трех положениях рычага. В диапазоне высоких скоростей частота вращения двигателя на каждой из шести верхних передач отличается от последующей всего лишь на двести оборотов, позволяя максимально использовать крутящий момент двигателя.
Переключение передач производится с помощью системы автоматического переключения передач Opticruise, устанавливаемой по желанию заказчика. Быстрое переключение обеспечивает более высокую среднюю скорость на подъемах и спусках.

Грузовые самосвалы оснащаются системой отбора мощности PTO (Power Take-Offs), которая позволяет в необходимых случаях подавать часть гидравлической мощности на привод рабочих органов машин, например, поднятие и опускание кузова, вращение бетономешалки на бетоновозе и т.п.


Важной вспомогательной системой, позволяющей увеличить среднюю скорость и обеспечить движение на более высоких и безопасных скоростях на спусках, является гидравлический тормоз-замедлитель. В сочетании с функцией электронной системы управления двигателем по поддержанию заданной скорости EDS (Electronic Diesel Control) тормоз-замедлитель, регулируя скорость на спусках, обеспечивает безопасное и комфортное управление автомобилем. Простым нажатием кнопки водитель программирует систему на поддержание постоянной скорости на спусках. В этих условиях, когда перегрев обычных тормозов может вызвать их отказ, система торможения обеспечивает надежное торможение машины. Использование гидравлического тормоза-замедлителя способствует резкому снижению износа тормозных накладок.

Для избежания блокировки колес при торможении, даже в тех случаях когда разные колеса или оси находятся на разных по характеру поверхностях, применяется антиблокировочная система ABS (Anti-lock Breaking System). Устанавливаемые на каждом колесе датчики посылают информацию в микропроцессор антиблокировочной системы более 10 раз в секунду. В случае обнаружения отклонения в скорости вращения одного из колес давление в тормозной системе будет немедленно уменьшено и обеспечено максимальное тормозящее усилие без блокировки колес.

Благодаря своей высокой экономичности и надежности грузовые автомобили SCANIA работают практически во всех регионах мира — от жарких пустынь до холодных Сибирских просторов. Они эксплуатируются в условиях температур воздуха от +50°С до -50°С.


В России в Уренгое в начале 90-х годов проведены испытания двух самосвалов К113НК6х6, показавших великолепные результаты в процессе эксплуатации при температуре, опускавшейся до -47°С.

В Индии при строительстве гидроэлектростанции на реке Джелум в условиях высокогорья перевозка скального грунта с поверхности и из туннеля осуществлялась полностью самосвалами SCANIA. За 6 лет было транспортировано 6.32 млн. м3 пород.

 

Журнал "Горная Промышленность" №3 1996, стр.40