Научно-практическая конференция «Карьерный транспорт 2006»

Выпуском карьерных самосвалов грузоподъемностью от 25 до 360 т в мире заняты не более 10 машиностроительных компаний, среди которых крупнейшим производителем такой техники является производственное объединение «Белорусский автомобильный завод». Сегмент мирового рынка карьерных самосвалов, принадлежащий БЕЛАЗу, сегодня составляет 30%.

Ежегодно РУПП «БЕЛАЗ» проводит в г. Жодино «Международную научно-практическую конференцию «Карьерный транспорт». В 2006?г. конференция состоялась 19–20 января, собрав специалистов из различных регионов Беларуси, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Литвы, Польши, Чехии, Германии, Китая и других стран мира.


В работе конференции приняли участие представители ведущих горнодобывающих предприятий-потребителей техники ПО «БЕЛАЗ»: ХК «Кузбассразрезуголь», УК «Южный Кузбасс», Сибирская угольная энергетическая компания, Якутуголь, АК «АЛРОСА», Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, Стойленский ГОК, Ураласбест, «Соколовско-Сарбайское ГПО», Ингулецкий ГОК, Полтавский ГОК, Алмалыкский ГМК, ОАО «Фософорит» и многие другие; предприятий-смежников: ОАО?«Уралэлектромаш», ОАО?«Северсталь», ОАО?«Сибэлектро», РУП КЗТШ, завод «Электросила», Волжский дизельный завод и др.

На конференцию были приглашены представители государственных органов, научных и проектных организаций, банков и финансовых компаний, иностранные делегации, дистрибьютеры, а также представители белорусской прессы и телевидения.

Стало хорошей традицией конференций в ПО «БЕЛАЗ» посещение участниками форума основных цехов и служб завода, встречи с главными специалистами предприятия, а также демонстрация выпускаемой БЕЛАЗом техники на заводском испытательном полигоне. В 2006 г. даже сильнейшие морозы, стоявшие в Беларуси, не помешали проведению демонстрационного показа. Впервые был представлен новый 320-тонный гигант – БелАЗ-75600, гордость белорусских машиностроителей. Участники конференции увидели новый подземный самосвал – БелАЗ-75800 и, сошедший 17?января 2006 г. с конвейера юбилейный, пятисотый по счету, карьерный самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130?т, а также другую, выпускаемую заводом технику.

С приветствием к участникам конференции обратился Генеральный директор ПО «БЕЛАЗ» П.Л. Мариев. В своем выступлении он отметил, что на сегодняшний день создание современного карьерного автотранспорта определяется увеличением глубины карьеров, ухудшением горнотехнических условий разработки месторождений.

«Каждая такая конференция для нас – настоящий экзамен. Хотелось  бы проинформировать Вас о наших возможностях по конструкциям, технологиям, маркетингу, сервисному обслуживанию. Услышать от Вас пожелания и требования к новому карьерному транспорту, вопросам сервисного обслуживания.

Мы считаем очень важным и ценным получение более точной информации из первых уст, которую и покупатели нашей техники, и мы, производители, могут использовать для перспективного планирования своей хозяйственной деятельности. Мы хорошо понимаем, что для сохранения своего сектора рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, ПО «БЕЛАЗ» должен поставлять свою продукцию и услуги все более высокого качества и делать это более рационально.

Поэтому, поставив перед собой задачу по выпуску конкурентоспособной продукции, мы продолжаем обновление и создание новых высокотехнологичных производственных мощностей. В частности, на площадях Могилевского автомобильного завода в этом году завершается модернизация литейного цеха на основе самой современной на сегодняшний день технологии литья. Это позволит значительно повысить качество выпускаемой продукции, резко увеличить пробег крупнотоннажных самосвалов, доведя его до 1?млн. км и выше, и создать резерв для дальнейшего развития и совершенствования конструкции карьерной техники».

В заключение выступления П.Л.?Мариев сказал, что все пожелания и рекомендации прошлой конференции «нами совместно с разработчиками и производителями комплектующих изделий в основном выполнены. Однако мы понимаем, что у наших потребителей появились новые, более высокие требования к нашей технике, и мы внимательно выслушаем ваши замечания и предложения, которые послужат основой в дальнейших планах совершенствования предприятия, выпускаемой продукции и, конечно, наших взаимоотношений».

Г.Б. Свидерский, зам. Министра промышленности Республики Беларусь

– ПО «БЕЛАЗ» – ведущее предприятие не только министерства промышленности, но и всей Республики Беларусь. Работы, которые проводятся на предприятии, всегда отличались ясностью цели, профессионализмом коллектива, выбором оптимального пути для достижения конкретной цели. Коллегией министерства промышленности одна из разработок БЕЛАЗа отмечена Дипломом I степени в области автомобилестроения.

Национальной Академией Наук (НАН) Беларуси и БЕЛАЗом создан центр по карьерной технике. Институтами разрабатывается более 10 программ работ по этой тематике. Сегодня остро стоит вопрос о создании союзной программы по созданию карьерной техники, т.к. много комплектующих поставляется из России.

П.А. Витязь, зам. Председателя президиума НАН Беларуси

– На конференции собрались производители, потребители, разработчики, ученые для того, чтобы подвести итоги 2005 г. и обсудить проблемы, которые стоят перед БЕЛАЗом и потребителями.

Современные условия требуют от науки конкретной отдачи, поэтому сегодня Академия Наук выполняет исследования для БЕЛАЗа по глобальной теме «Создание системы машин равнопрочной конструкции с ресурсом пробега до 1 млн. км». И мы уверены, что совместно с БЕЛАЗом эта задача будет успешно решена.

А.Н. Егоров, главный конструктор, директор НТЦ ПО «БЕЛАЗ»

В своем выступлении отметил, что выполняя пожелания участников научно-технической конференции «Карьерный транспорт’?2005», а также предложения региональных служб «БелАЗ-сервис» и специалистов, эксплуатирующих технику БЕЛАЗ в различных условиях стран СНГ и дальнего зарубежья, ПО «БЕЛАЗ» разработал и осуществил ряд конструкторско-технологических мероприятий, направленных на повышение показателей надежности и производительности выпускаемых машин. Он подробно рассказал о модернизации серийных машин и создании новых моделей, а также о работах, которые предстоит выполнить ПО «БЕЛАЗ» в ближайшее время. В частности, в классе машин грузоподъемностью (г/п) 30 т (семейство самосвалов БелАЗ-7549) начаты работы по созданию новой модификации самосвала, оснащенного более совершенным двигателем серии QSM?11 мощностью 400 л.с. Предусматривается введение ряда систем более высокого технического уровня, унифицированных с самосвалами серий БелАЗ-7547 и БелАЗ-7555. На опытном образце будет осуществлена доработка конструкции заднего моста с установкой дифференциала, унифицированного с самосвалами производства МоАЗ. Она направлена не только на унификацию, но, прежде всего, на усиление конструкции главной передачи, увеличение надежности и ресурса эксплуатации заднего моста самосвала. В 2006 г. планируется разработать документацию, изготовить опытный образец и начать проведение эксплуатационных испытаний новой модификации.

В 2005 г. разработана документация на новый карьерный самосвал БелАЗ-75450 г/п 45 т, базовый в новой перспективной серии, которая придет на смену БелАЗ-7547. На этой машине предусматривается установка дизельного двигателя QSM-15 мощностью 600 л.с. с электронным регулятором подачи топлива и охлаждением наддувочного воздуха, автоматической гидромеханической коробки передач с блокирующимся гидротрансформатором, многодисковых маслоохлаждаемых задних колес, сухого типа дисковых тормозов передних колес и стояночного тормоза, объединенной гидравлической системы рулевого управления, системы опрокидывания и привода тормозов, рамы сварной из низколегированной стали с использованием отливок в местах повышенных напряжений, заднего моста новой конструкции, системы опрокидывания с двухступенчатыми гидравлическими цилиндрами, комфортабельной кабины нового поколения, оснащенной системой ROPS и многое другое.

Машины нового семейства с большой степенью унификации с самосвалами БелАЗ-7555 будут соответствовать техническому уровню лучших зарубежных образцов. В 2006 г. планируется изготовить опытный образец, провести лабораторно-дорожные испытания систем и предварительные эксплуатационные испытания на полигоне завода.

В наступившем году предприятие готово предложить БелАЗ-7555Е (г/п 60 т), на радиальных шинах 24.00R35 с дизельным двигателем QSK-19C и ММОТ задних колес. Партия этих самосвалов по заказам потребителей уже изготавливалась серийно в 2005 г.

Проходит эксплуатационные испытания в Ерунаковском разрезе ХК «Кузбассразрезуголь» образец самосвала БелАЗ-75570 (г/п 90 т) с дизельным двигателем QST-30C мощностью 1065 л.с., ГМП серии М8610А фирмы Аllison с системой автоматического управления и ММОТ задних колес. В ходе испытаний была проведена доработка самосвала с заменой ступиц колес и наладкой системы согласования работы дизеля и ГМП с участием специалистов зарубежных фирм. Испытания продолжаются. Учитывая большую заинтересованность потребителей в самосвалах такого класса, принято решение изготовить в этом году опытно-промышленную партию из пяти машин. Планируется провести сравнительные эксплуатационные испытания машин с ГМП производства Allison (США), BEML (Индия), LSGR (ЮАР). Разрабатывается гидромеханическая передача собственного производства.

Закончена подготовка производства модернизированного самосвала БелАЗ-75131 (г/п 136 т). Осуществлено улучшение конструкции ряда узлов, усилена рама с введением вварной поперечины, введена система контроля давления шин, но наибольшее значение для потребителей имеет уменьшение габаритной ширины самосвала с 6950 мм до 6400 мм. Планируется в марте т.г. начать выпуск только модернизированных самосвалов, при этом станет неактуальным производство менее производительных БелАЗ-75145. Опытный образец самосвала БелАЗ-75131, изготовленный в 2005 г., успешно работает в Полтавском ГОКе.

Продолжается проведение приемочных испытаний опытного образца самосвала БелАЗ-75171 на шинах 36.00-R51, (г/п 154–160 т), с дизельным двигателем К2000Е Cummins мощностью 2000 л.с.

По заказу ХК «Кузбассразрезуголь» изготовлен опытный карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320?т с дизельным двигателем Cummins QSK-78 мощностью 3500 л.с. и трансмиссией переменного тока Siemens на шинах 55/80R63 Bridgestone. При создании этого самосвала использовались практически все последние достижения в развитии техники и выполнены все требования международных стандартов по безопасности в различных условиях эксплуатации. Проведены предварительные испытания на полигоне завода, по их результатам доработан опытный образец для проведения приемочных испытаний в карьере. Заканчивается доработка документации для изготовления еще двух таких самосвалов для ХК «Кузбассразрезуголь».

На полигоне завода закончены эксплуатационные испытания первого образца БелАЗ-75281 с двигателем MTU-Detroit Diesel серии S-60 мощностью 550 л.с. – полноприводного самосвала на шарнирно-сочлененной раме (г/п 36?т). Эта машина является модернизированной модификацией базового самосвала БелАЗ-7528.

В 2006 г. планируется проведение работ по созданию унифицированного тягового модуля, который будет являться базой для создания ряда шарнирно-сочлененных машин специального назначения.

После включения Могилевского автозавода в состав ПО «БЕЛАЗ» номенклатура выпускаемых самосвалов повышенной проходимости увеличилась. К ним относятся МоАЗ-75051 (г/п 23 т) и МоАЗ-75054 (г/п 25 т, колесной формулой 4Ѕ4), а также МоАЗ-7502 (г/п 32 т) и МоАЗ-7503 (г/п 50 т, колесной формулой 6Ѕ6 и 6Ѕ4).

В 2005 году проделана большая работа и по совершенствованию колесных одноковшовых погрузчиков и бульдозеров. Номенклатура выпускаемых машин строительно-дорожного профиля в объединении также увеличилась: Могилевским автозаводом производятся различные исполнения колесных погрузчиков МоАЗ-40484 (г/п 7.5 т) с ковшом вместимостью 3.75; 5.0; 6.5 м3 и колесных бульдозеров МоАЗ-40489 на их базе. Также выпускается скрепер МоАЗ-6014 (г/п 16 т).

В горнодобывающей промышленности наблюдается тенденция увеличения доли добычи полезных ископаемых подземным способом. В этой связи НТЦ ПО «БЕЛАЗ» разработана программа модернизации выпускаемых, создания и освоения новых машин подземного технологического транспорта перспективного ряда. Основная роль в этом направлении отводится Могилевскому автомобильному заводу. Выпускаемые МоАЗом подземные самосвалы (г/п – 22 и 35 т) планируется модернизировать. Ряд таких машин пополнится самосвалом БелАЗ-75800 (г/п 40 т), опытный образец которого успешно выдержал предварительные испытания на полигоне завода и подготовлен к проведению эксплуатационных испытаний. На нем установлены малотоксичный дизель QSX-15 мощностью 475 л.с. с моторным тормозом, гидравлическая система с регулируемыми насосами, многодисковые тормоза в масляной ванне и т.д. Планируется создание новой модели этого самосвала грузподъемностью 50 т.

Продолжаются работы по доработке шахтного вагона БелАЗ-79271 и изготовления опытно-промышленной партии для ПО «Беларуськалий».

Завод совместно с ЗАО «ТССИ» работает над осуществлением проекта по созданию дизель-гидравлического экскаватора БелАЗ ДГЭ-1200 с ковшом вместимостью 5 м3. На экскаваторе предусмотрено установить двигатель КТТА-19С, максимально унифицированный по внешним системам с самосвалом БелАЗ-7555В. Ведется изготовление узлов двух экскаваторов с рабочим оборудованием типа прямая и обратная лопата.

Н.В. Коритко, начальник отдела по подземной и строительно-дорожной технике – зам. гл. конструктора НТЦ ПО?«БЕЛАЗ»

– В настоящее время на предприятии разработан и освоен выпуск более 50 модификаций колесных машин различного назначения: самоходные скреперы, подземные самосвалы, фронтальные погрузчики, бетоносмесители и т.д. Большинство из них предназначены для работы в условиях бездорожья.

За время, прошедшее со дня проведения предыдущей конференции, на заводе проделана большая работа по выпуску новых и модернизации хорошо зарекомендовавших себя машин. Закончены испытания в тяжелых условиях Сургута, и освоено производство полноприводного самосвала МоАЗ-75054 (г/п 25 т), оснащенного более мощным двигателем, соответствующим нормам Евро2, с разработанными и выпускаемыми на заводе усиленными ведущими мостами. Такая же работа проведена и на фронтальном погрузчике МоАЗ-40483 (с колесной формулой 4Ѕ4, г/п 7.5 т), который год назад вошел в число 100 лучших товаров Беларуси на рынках России.

Начат серийный выпуск полноприводного шахтного самосвала МоАЗ-7529 (г/п 22 т), оснащенного мостами с дисковыми тормозами собственного производства. Практически закончено изготовление партии этих машин в количестве 42 единиц для Республики Куба. На базе этого самосвала создан трехосный подземный самосвал МоАЗ-7508 (с колесной формулой 6Ѕ4, г/п 35 т), его испытания находятся в стадии завершения. Завершены приемочные испытания самосвала МоАЗ-75032 (с колесной формулой 6Ѕ6, г/п 50 т).

Изготовлена и поставлена в одну из азиатских стран партия промышленных самоходных скреперов с вместимостью ковша 11 м3 , оснащенных импортными узлами и агрегатами.

Заканчивается изготовление опытного образца погрузо-доставочной машины для подземных работ МоАЗ-4055 (с колесной формулой 4Ѕ4, г/п 9 т), с двигателем ЯМЗ, гидромеханической коробкой передач БЕЛАЗ, мостами с дисковыми тормозами МоАЗ. Два образца машин в импортной комплектации успешно прошли приемочные испытания на Учалинском ГОКе в тяжелейших горно-технических условиях. Одним из главных направлений в работе МоАЗа, ставшего в 2003 г. структурной единицей ПО «БЕЛАЗ» – является выпуск подземных машин самого различного назначения. Разработана и утверждена программа перспективного развития такой техники.

Из карьерной техники в 2006 г. предстоит разработать и изготовить опытный образец щебнеразбрасывателя грузоподъемностью 30–35 т на базе универсального тягача МоАЗ-7406. Планируется разработка поливо-оросительной машины с использованием этого же тягача. В перспективе предполагается разработка шахтного самосвала г/п – 50 т и освоение производства подземного самосвала БелАЗ-7580 (г/п 40 т). Кроме того, на МоАЗе в 2005 г. освоено производство ведущего моста 30-тонного самосвала БелАЗ, гидроцилиндров и упругих муфт автомобилей БелАЗ, ведется освоение производства ведущего моста и передней оси 45-тонного самосвала, передней оси 30-тонного самосвала и других узлов и агрегатов для автомобилей БелАЗ. С этой целью завод оснащается станками и оборудованием с головного предприятия, одновременно конструкторскими и технологическими службами ведется работа по унификации материалов, деталей, узлов и агрегатов машин МоАЗ и БелАЗ. С начала года отдел подземной и дорожно-строительной техники вошел в состав НТЦ ПО «БЕЛАЗ», создание которого позволит повысить уровень конструкторских разработок и техники. Ведется работа по организации сервисного обслуживания и ремонту машин МоАЗа через хорошо оснащенные сервисные центры БЕЛАЗ, а также использование товаропроводящей сети БЕЛАЗа для продвижения техники с маркой МоАЗ на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Все эти мероприятия, в конечном итоге, позволят повысить качество выпускаемой техники и занять соответствующую нишу на рынках горного оборудования.


В выступлениях участников научно-технической конференции затрагивались проблемы комплексного подхода по развитию карьерного транспорта в горнодобывающей промышленности.

В.А. Рыжов, Генеральный директор ООО «РемТехСнаб»

Обратил внимание присутствующих на такой немаловажный вопрос, как необходимость изготовления гаражного оборудования, технологической оснастки, приспособлений и специнструментов для обслуживания и ремонта горно-транспортной техники, в частности для самосвалов БЕЛАЗ.

– За последние 10 лет грузоподъемность самосвалов БЕЛАЗ возросла до 320 т, соответственно увеличились масса и габаритные размеры их составных частей. Самосвал стал более насыщеным электронной системой управления. Имеющийся штатный водительский инструмент и выпускаемое стандартное гаражное оборудование по линии «ГАРО» не предоставляют возможности качественного технического обслуживания и профилактического ремонта в полном объеме. Культура обслуживания самосвалов и механизация трудоемких процессов при ремонте на некоторых горных предприятиях находятся на низком уровне, а на вновь открытых – вообще отсутствуют.

На наш взгляд, для успешного выполнения этой задачи необходимо решить три наиболее важные проблемы. 1 – прежде всего, следует продолжить прерванное в 1996 г. финансирование проектных работ по изготовлению нестандартного гаражного оборудования на этапе проекта и создания опытного образца. 2 – необходимо, чтобы ПО «БЕЛАЗ» при продаже самосвалов предлагал набор гаражного стандартного и нестандартного оборудования, техоснастку и специнструмент с обязательным указанием определенного набора, который необходим горному предприятию при закупке первых самосвалов. Такой подход был опробован в Кузбассе в ПО «Кемеровоуголь» при закупке в 1980-х гг. японских самосвалов НD-1200. Отдельные экземпляры гаражного оборудования, закупленные тогда совместно с самосвалами, и сегодня исправно работают. В любом производстве проводимые технологические работы должны выполняться по технологическим картам, наличие которых контролируется Госгортехнадзором. Не имея утвержденного и рекомендованного набора гаражного оборудования, техоснастки и специнструмента, а также технологических карт, горным предприятиям сложно находить компромиссные решения с органами Госгортехнадзора.

И последняя проблема – необходимо обновлять информацию по изготавливаемому в СНГ гаражному стандартному и нестандартному оборудованию, техоснастке и специнструменту. Имеющаяся информация по изготавливаемому в СНГ гаражному стандартному и нестандартному оборудованию, техоснастке и специнструменту устарела. Технологические карты на техобслуживание и ремонт выпускались только на самые ранние модели БелАЗ. С учетом этого следует издавать технологические карты на ТО и ремонт новых моделей, а также номенклатурную тетрадь с перечнем гаражного оборудования, техоснастки и специнструмента, необходимого в зависимости от приобретаемого количества самосвалов.


По результатам работы конференции принято развернутое Решение. В нем отмечено, что Белорусский автозавод играет консолидирующую роль в вопросах развития карьерного транспорта на территории стран СНГ, объединяя и внедряя передовые наработки ведущих научных учреждений Республики Беларусь и России, предприятий-смежников. Используя широкий опыт применения своей продукции, ПО «БЕЛАЗ» создает новые модели карьерной техники, расширяя ее номенклатуру и приспосабливая к различным условиям эксплуатации, совершенствует конструкцию узлов с применением высокопрочных материалов, внедряет новые прогрессивные системы.

В соответствии с резко возросшими запросами потребителей, завод в 2005 году увеличил в 1.3 раза поставки своей продукции. В целях обеспечения высокого качества изделий и удовлетворения потребностей потребителей в предстоящие годы ведется обновление производственного оборудования, внедряются прогрессивные технологии, завершается техническое переоснащение литейного производства УРП «МоАЗ».

Специалисты ПО «БЕЛАЗ», проанализировав поступившие предложения участников конференции, подготовят рекомендации и дополнения в программу работы завода на 2006 г. и последующие годы.


Редакцией журнала «Горная Промышленность» был подготовлен Специальный выпуск, который в качестве информационного издания был предложен участником конференции «Карьерный транспорт’ 2006». 

Журнал "Горная Промышленность" №1 2006