Совещание-презентация Челябинского завода дорожно-строительных машин им. Колющенко

Экономические перемены, прошедшие в России за последние 10–15 лет, изменили производственно-хозяйственный облик многих российских предприятий: одни снизили объемы производства, другие изменили, порой кардинально, номенклатуру продукции, а третьи и вовсе прекратили свое существование.

К числу редких машиностроительных предприятий России, не только не свернувших производство, но и уверенно наращивающих объемы выпускаемой продукции и расширяющих ее номенклатурный ряд, относится ЗАО «Челябинский завод дорожно-строительных машин им. Колющенко».

На территории России и стран б. СССР сегодня вряд ли найдется промышленное предприятие, на котором не используется дорожно-строительная техника, выпущенная Челябинским заводом им. Колющенко (ЧЗК).

Горнодобывающим предприятиям и карьерам в особенности, известны, прежде всего, грейдеры, использующиеся для содержания внутрихозяйственных и внутрикарьерных дорог, а также навесные механические рыхлители и бульдозерное оборудование на тяжелых промышленных тракторах ЧТЗ типа ДЭТ-250.

Несмотря на солидный 103-летний возраст, сегодня ЧЗК — растущее и уверенно развивающееся Российское предприятие. И это хорошо показало Совещание-презентация, прошедшее на заводе 15–16 февраля 2001 г. под девизом «Российскому городу — дорожно-строительную технику ЧЗК». На Совещание прибыли более 60-ти представителей глав городов, предприятий, организаций, учреждений дорожно-строительного, дорожно-эксплуатационного профилей,  коммунального городского хозяйства, машиностроительных заводов Уральского региона и соседних с ним областей Предуралья и Сибири, а также директор ЗАО «СтройДорМаш» представители журналов «Строительные и дорожные машины» и «Горная Промышленность» (г. Москва), специалисты ЧТЗ.

Организаторы Совещания-презентации предусмотрели в Программе все, что может представлять интерес для покупателей техники, деловых партнеров по ее производству и обслуживанию: выступления руководителей и ведущих специалистов завода и генерального заказчика завода – ООО «ЧелПром-Финанс; показ в работе серийно выпускаемых машин, а также образцов новой техники; экскурсия по заводу с показом цехов и производственных процессов; посещение Инженерного Центра завода.

В конце первого дня работы Совещания состоялись дискуссии в рамках двух круглых столов, на которых обменивались мнениями, рассматривались предложения руководителей делегаций, руководителей предприятий, коммерческих организаций и технических специалистов.

Собравшихся на Совещание, прежде всего, познакомили с историей завода, в которой выделяются четыре важнейших этапа: периоды с 1898 до 1917 г., 1941–1945 гг., 1946–1990 гг. и 1991–2000 гг. При этом отмечено, что в самый напряженный в истории завода период — в годы Великой Отечественной войны, на выпуске военной продукции был занят весь коллектив завода — более 3000 чел. И сегодня на заводе трудится практически такое же количество рабочих и инженерно-технических специалистов различных квалификаций.

После 1990 г., когда многие машиностроительные предприятия страны сократили объемы производства, ЧЗК не только сохранил численность трудящихся, что в социально-экономическом аспекте само по себе является важным достижением для г. Челябинска но и, преодолев известные сложности последнего десятилетнего периода, сумел создать и освоить выпуск новых видов техники, в т. ч. ориентированной на горнодобывающие предприятия.

Стабилизировав производство и создав ряд новых видов машин, специалисты ОАО ЧЗК решили, образно говоря, «сверить свои часы с часами традиционных и новых потребителей» продукции. Так определилась актуальность проведения Совещания-презентации.

Выступившие главные специалисты рассказали о практических результатах внедрения на ЧЗК генеральной идеологии конструкторских разработок новой и модернизации освоенных видов техники, суть которой состоит в применении унифицированных узлов и агрегатов для всех видов техники и модульной компоновки всей техники.

Применение такого подхода обеспечивает быстрое создание новых моделей и модификаций на основе уже апробированных узлов, и, в конечном счете, кратчайший срок освоения новых моделей. Это позволяет потребителям техники снизить эксплуатационные расходы и обеспечить эффективное сервисное обслуживание парка машин. Завод планирует организовать на основе этой идеологии выпуск парных комплектов выемочно-погрузочной и транспортной техники, состоящих из одноковшового колесного погрузчика и транспортной машины. Для этого в настоящее время на ЧЗК уже освоен выпуск колесных погрузчиков грузоподъемностью 3.8 т (марка В138С) и 7.4 т (ТО-40). В пару к ним на заводе создан и проходит испытания вездеходный автосамосвал с шарнирно сочлененной рамой и разгрузкой через задний борт грузоподъемностью 16 т. В 2001 г. будет завершено проектирование и изготовление трехосного полноприводного автосамосвала с шарнирно сочлененной рамой грузоподъемностью 25 т.

Такие технологические пары машин предназначены для замены на карьерах по добыче сырья промышленности стройматериалов (песка, гравия, известняка и т.п.), угля и других полезных ископаемых, использующих в настоящее время тяжелое горное и транспортное оборудование: экскаваторы типа ЭКГ-5, автосамосвалы типа КрАЗ, КамАЗ, БелАЗ грузоподъемностью до 30 т.

Инженерный центр ЧЗК (заменивший отделы гл. специалистов в старой структуре) объединил ведущие инженерно-конструкторские силы и обеспечил оперативное реагирование на запросы конкретного покупателя. Сегодня Инженерный центр в своих конструкторских разработках реализует идею модульной компоновки всей техники, что обеспечивает высокую ее эксплуатационную надежность и ремонтопригодность. А полный цикл создания новой машины – от чертежей до опытного образца, благодаря этому, сокращается до 9 месяцев.

На площадке перед Инженерным центром завода для участников Совещания была развернута выставка образцов серийно выпускаемой и находящейся в стадии испытаний новой техники: автогрейдеров, одноковшовых колесных погрузчиков и колесных бульдозеров полных типоразмерных рядов, гусеничного бульдозера ДЗ-240С с гидростатическим приводом; шарнирно-сочлененного автосамосвала ВДС-16 грузоподъемностью 16 т с гидростатическим приводом.

Сегодня доля рекламаций на продукцию ЧЗК не превышает 1.5–2%, что является хорошим показателем. По показателю «цена-качество» автогрейдеры ЧЗК не имеют себе равных в мире. Этот вид продукции завода получил признание не только у российских покупателей, но и за рубежом. В настоящее время завод выполняет заказ по поставкам 160 автогрейдеров на экспорт в Аргентину и Ближний Восток (Ирак).

Программой завода предусмотрен выпуск новых видов дорожной техники, предназначенной для строительства дорог высокого класса. Специалисты ЧЗК подчеркнули на презентации техники, что по заказу потребителя на все колесные машины могут быть установлены трансмиссии и двигатели ведущих зарубежных фирм.

По окончании презентации техники состоялись дискуссии за круглыми столами. В ходе дискуссий были высказаны пожелания о создании специальных видов техники для содержания городских дорог в зимнее время года в восточных, северо-восточных и северных районах страны. Совещание-презентация показало, что главные направления в развитии конструкций машин для дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной отраслей хозяйства выбраны специалистами верно и отвечают требованиям современности.

Дискуссии за круглыми столами Семинара подтвердили настоятельную необходимость расширения сети региональных сервисных центров по обслуживанию продукции ОАО ЧЗК.

Одним из предметов обсуждения за круглым столом стали вопросы снижения издержек на создание машин за счет размещения производств ряда комплектующих узлов и агрегатов для машин ЧЗК на машиностроительных заводах Уральского и соседних регионов.

Кроме того, участники Совещание практически единодушно отметили назревшую актуальность обязательного обучения операторов машин ЧЗК в учебных фирменных центрах и школах. Специалисты ЧЗК в свою очередь сообщили участникам Совещания, что на ОАО ЧЗК принято стратегическое решение об организации продажи производимой техники только через фирменные региональные сервисно-торговые центры, в которых в перспективе будет организовано и обучение операторов. Пока же завод ЧЗК готов организовать обучение операторов в головном предприятии  в г. Челябинске по заявкам покупателей.

В данный момент сервисно-торговые центры ЧЗК уже организованы в Иркутске, Красноярске, Улан-Удэ, Кемерово. Находятся в стадии организации сервисные центры в других городах России.

Дискуссии за круглыми столами позволили специалистам ЧЗК получить мощный импульс для ускоренного создания целого ряда дорожно-строительной и коммунально-эксплуатационной техники для содержания городских, промышленных и магистральных дорог районов Востока, Севера и Северо-востока страны в зимнее время.

Организованное ОАО ЧЗК Совещание-презентация убедило участников в том, что специалисты завода обладают надежным потенциалом для ускоренной разработки новой техники, необходимой как для сооружения и поддержания в эксплуатационной готовности автомобильных дорог, так и для добычи полезных ископаемых открытым способом в любых климатических условиях.

Второй день работы Совещания был отведен полностью для переговоров и деловых встреч участников с представителями завода, для индивидуальных переговоров и встреч участников, заключения договоров и сделок.   

Журнал "Горная Промышленность" №1 2001