Конференция главных механиков

С 5 по 7 июня 2007 г. на петербургской площадке корпорации «Объединенные машиностроительные заводы», флагмане отечественного машиностроения - знаменитом Ижорском заводе, состоялась научно-практическая конференция «Перспективы создания и развития горной техники корпорации

В конференции приняли участие свыше ста человек из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Сербии. В их числе - директора, главные механики и главные энергетики крупнейших горнодобывающих предприятий: Кузбас-сразрезуголь, Лебединский ГОК, Апатит, Оренбургские минералы, Ураласбест, Чер-ниговец, компания Востсибуголь, Навоий-ский горно-металлургический комбинат, Полтавский ГОК и другие. В работе конференции приняли участие ведущие ученые и специалисты из ФГУП «Национальный научный центр горного производства - ИГД им. А.А.Скочинского», Санкт-Петербургского государственного Горного института (ТУ), Сибирского Федерального технического университета и других научно-исследовательских центров. Особый интерес к конференции проявили поставщики оборудования и комплектующих - специалисты Электросилы, Карпинского электромашиностроительного завода и других предприятий.

Как известно, крупные карьерные экскаваторы выпускаются в России в основном двумя предприятиями - Ижорским заводом и УЗТМ.
В России, странах ближнего и дальнего зарубежья (в т.ч. - в Германии, Болгарии, Румынии, Сербии, Турции, Индии, Монголии, Китае, Вьетнаме и Корее), в зонах с разными климатическими условиями - от Крайнего Севера до тропиков - эксплуатируются в общей сложности свыше двух тысяч мощных карьерных экскаваторов с маркой «ИЗ», несколько сотен драглайнов и несколько тысяч карьерных экскаваторов «УЗТМ». Они применяются при открытых горных работах в черной и цветной металлургии, угольной промышленности, при добыче щебня, песка и других строительных материалов. После создания корпорации «Объединенные машиностроительные заводы» сочетание конструкторского и производственного потенциалов ряда предприятий, входящих в ОМЗ, прежде всего - Ижорского завода и УЗТМ, дало возможность выпускать до 90% тяжелой горной техники в России и максимально удовлетворять потребность предприятий горнодобывающей отрасли в разнообразном современном оборудовании.
С приветствием к участникам конференции обратился генераль~ ный директор Дивизиона «ОМЗ - Горное Оборудование и Тех~ нологии» (ОМЗ-ГОиТ) Павел Коробков: «Я рад видеть в этом зале знакомые лица - людей, с которыми мы уже много лет успешно сотрудничаем. Специалистов, которых мы хорошо знаем, которые хорошо знают нас, с которыми нам не стыдно смотреть в глаза друг другу. Мы не встречались долгое время, но теперь наши встречи будут регулярными. Мы всегда рады видеть вас в Санкт-Петербурге, двери Ижоры всегда для вас открыты, открыты уже 50 лет».

Стратегию развития ОМЗ - ГОиТ представил директор по мар~ кетингу Антон Егоров. Отметив благоприятную конъюнктуру в горной отрасли - переход от выживания к устойчивому развитию -А. Егоров объявил, что корпорация ОМЗ готовит отклик на эту позитивную тенденцию - полную смену продуктовой линейки. Через 3 года машиностроительные цеха Ижорского завода завершат производство легендарных машин ЭКГ-10, -12, -15, и компания передаст в эксплуатацию новые - мощные, надежные и эффективные машины ЭКГ-12К, -1500Р и -1500К.

Главной целью компании ОМЗ было объявлено повышение эффективности бизнеса ее клиентов. В своем выступлении А. Егоров отметил: «Ижорские заводы имеют давние и сильные традиции машиностроения. Мы стремимся сохранить лучшие из них. Возможность хранить традиции - это привилегия сильных и успешных компаний. Чтобы быть сильными и успешными мы проводим серьезные изменения - как техники, так и взглядов. Мы больше не будем просто продавать хорошие экскаваторы, мы будем продавать лучшую себестоимость экскавации - то есть высокоэффективные машины, безупречное качество, удобный сервис, оригинальные запасные части... Мы будем строги к нашим машинам. В первую очередь для того, чтобы наши клиенты их любили - машинисты за удобство, механики за продуманность конструкции, директора за производительность, финансисты за хорошие экономические показатели».

Генеральный конструктор ГОиТ Виктор Казаков ознакомил участников конференции с проектом плана создания новой техники и прогрессивного воспроизводства горного оборудования на период по 2011 г. включительно. Согласно этому плану, будет произведена автоматизация процессов проектирования и переход от виртуальных испытаний отдельных узлов к виртуальным испытаниям целых машин. Уже в 2008 году начнется серийное производство экскаватора ЭКГ-12К, который заменит самую массовую на сегодняшний день «рабочую лошадку» - десятикубовую машину ЭКГ-10. А в 2009 г. будет создан первый в мире добычной комплекс ДК-2000. Это наше «ноу-хау», поэтому о подробностях говорить пока преждевременно. Но можно назвать основную идею. Работа обычного экскаватора содержит четыре цикла: копание -поворот - разгрузка - поворот. У новой машины - только два: копание и разгрузка на роторный конвейер или в питатель для дробления горной массы. Это позволит резко увеличить производительность. Как подчеркнул Виктор Алексеевич, недостаточно думать только о том, чтобы догнать Запад: надо стремиться создать такую технику, чтобы Запад мечтал догнать нас.

О новом экскаваторе в линейке канатных машин ОМЗ - ЭКГ-1500К - рассказал директор по исследованиям и разработкам ГОиТ Лев Шварц. Эта машина предназначена для разработки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горных разработках, для отвалообразования, а также для погрузочных работ на складах. Экскаватор обеспечивает высокую производительность, обладает хорошей маневренностью, прост в управлении и обслуживании. Современная конструкция и высокопрочные материалы, применяемые в экскаваторе, обеспечивают его надежную работу в любых климатических условиях.
Поднятая над кузовом кабина машиниста обеспечивает хорошую обзорность во время работы. Кабина - просторна, герметична, снабжена системой отопления, кондиционером, вентиляцией и обогревом стекол, виброизолированным креслом и имеет дополнительные отделения для отдыха.

Планетарные редукторы механизма поворота экскаватора, в сравнении с применявшимися ранее редукторами, более компактны, имеют большую нагрузочную спо собность, надежны и долговечны в работе. Все приводы снабжены эффективными колодочными тормозами. Зубчатые передачи выполнены из высоколегированных сталей с поверхностным термоупрочнением.

Конструкция рабочего оборудования разгружает рукоять от кручения, что обеспечивает существенное снижение ее массы. Расположение механизма демпфирования рукояти снижает длину хвостовой части и массу рукояти в целом, что благоприятно сказывается на реализации усилия резания на зубе ковша. Экскаватор снабжен кабельным барабаном для питающего выГ соковольтного кабеля с автоматической подмоткой и размоткой кабеля при передвижении экскаватора и его работе в забое. Емкость кабельного барабана составляет 630 м.

Ковш экскаватора имеет ступенчатую режущую кромку для облегчения врезания в забои. Для увеличения долговечности ковша его корпус и днище армированы листовыми вставками из стали «Картэкс-400», имеющей высокую твердость. На козырьке ковша между зубьями есть клинообразные утолщения, существенно увеличивающие срок службы козырька. Ковш снабжен механизмом торможения открывания днища для уменьшения ударных нагрузок на транспорт при разгрузке.

Стрела экскаватора выполнена из низколегированной стали в виде двухбалочной конструкции с шарнирным соединением верхней и нижней секции. Стрела разгружена от изгиба, поскольку напорное усилие воспринимается подкосами и двуногой стойкой. Подъемная и напорная лебедки - планетарные. На них применена хорошо зарекомендовавшая себя в условиях эксплуатации схема с консольным расположением барабанов.
Столь же подробно было рассказано об экскаваторе ЭКГ-1500Р, доклад о котором сделал главный конструк~ тор А.А.Крагель. Техническая концепция экскаватора ЭКГ-1500Р -это двухбалочная рукоять, реечный напор, двухгусеничный ход с раздельным приводом на каждую гусеницу. Это обеспечивает надежную, безотказную работу экскаватора в самых тяжелых забоях и климатических условиях.

Основные параметры и опыт эксплуатации гидравлического экскаватора ЭГ-110 - такова была тема доклада главного конструкто~ ра проекта Ю.В. Окорокова. Эта новая машина корпорации ОМЗ вызывает пристальный и живой интерес горняков, поскольку при более низкой стоимости не уступает западным аналогам по ряду параметров.

Можно отметить также содержательный доклад менеджера про~ дукт «Сервис» Николая Смирнова о стратегии развития сервиса горного оборудования. Уже сейчас сервисные представительства ГОиТ есть не только в крупнейших горно-добывающих регионах (Кольский полуостров, Урал, Кузбасс и т.п.), но и за рубежом - в Казахстане и на Украине. Предлагаются сервисные решения с обеспечением безопасности основного бизнеса, оказанием юридической и консалтинговой помощи. Совершенствуется с учетом пожеланий заказчиков практика поставки запчастей и приспособлений - с жестким соблюдением договорных сроков, оптимизацией складов, гибкой ценовой политикой. Компания ОМЗ - ГОиТ располагает одной из лучших в отрасли диагностической лабораторией, благодаря чему имеет возможность обследовать и официально продлевать ресурс экскаваторов.

Менеджер по технологическим связям ГОиТ Наталья Паладеева в своем докладе произвела сравнительную оценку параметров механических карьерных лопат корпорации ОМЗ с аналогичными гидравлическими экскаваторами зарубежного производства. Мехлопаты ОМЗ лучше по высоте копания, радиусу черпания, размеру и геометрии рабочей зоны, но проигрывают гидроэкскаваторам в маневренности и автономности. Кроме того, гидравлические машины незаменимы при разработке обводненных месторождений с тонкими породными прослойками, когда необходима селективная выемка.

По этому поводу на конференции состоялся оживленный обмен мнениями, итоги которого коротко сформулировал главный меха~ ник ЗАО «Черниговец» Сергей Обросов: «На вскрышных работах мехлопаты ОМЗ незаменимы, а при разработке крутопадающих обводненных пластов нужны гидравлические: они хотя и более затратны в пересчете на кубометр добываемой породы, но технологически себя оправдывают».

В рамках мероприятия состоялся круглый стол электромехаников, который собрал более 30 специалистов в своей области. По результатам встречи было выбрано направление для дальнейшего развития сотрудничества - частотный привод на все виды оборудования.

Завершая конференцию, Виктор Казаков сказал: «Спасибо за взаимопонимание, дисциплину, активность. С такой замечательной, умной и доброй командой было приятно работать. Очень полезным было общение за круглым столом по теме электрооборудования экскаваторов. Рад, что возрождается престиж главных механиков и главных энергетиков. Человеческое взаимопонимание, достигнутое по многим вопросам в ходе конференции - основа будущей плодотворной работы». Руководители Карпинского электромашиностроительного завода (Свердловская область) - главный конструктор Владимир Сех-чин и технический директор Александр Белослудцев в своем выГ ступлении отметили: «Конференция была очень полезной и своевременной. Она выявила новые тенденции в горном машиностроении. Мы уже в течение почти полувека являемся поставщиками электрооборудования постоянного тока. Сейчас намечается курс к переходу на переменный ток. Ну что ж - мы к этому готовы: есть и технические возможности, и соответствующий опыт. Но только время покажет, насколько экономически целесообразен переход на переменный ток».

Обобщая опыт, который ОМЗ приобрела за два дня конференции, директор по маркетингу Антон Егоров объявил о том, что многие идеи, которые пришли в голову - а ведь по существу, это был большой мозговой штурм, так как в конференции принял участие весь цвет отечественной горнотехнической мысли - будут реализованы в самые кратчайшие сроки. Так, например, было подчеркнуто, что компания ОМЗ будет наращивать борьбу с контрафактными ЗИП, которые в последнее время наводнили рынок. Внешне выглядя как оригинальные, такие запасные части не отвечают даже элементарным требованиям по качеству сталей и их механической обработке, выходят из строя в короткие сроки (на конференции приводились примеры, когда контрафактные детали рассыпались через несколько часов после их установки и разбивали соседние узлы) и тем самым не просто порочат деловую репутацию настоящих производителей машин, но и подпитывают миф о полной неконкурентоспособности отечественного тяжелого машиностроения. Отныне компания ОМЗ будет наносить на оригинальные продукты клеймо в виде охраняемого законом товарного знака, а также использует все свои возможности и ресурсы для последовательного юридического преследования всех мошенников, которые попытаются его подделать.

Академик АГН России, заведующий лабораторией ННЦ ГП - ИГД им. АА.Скочинского А.И. Шендеров был очень эмоционален в своей оценке конференции: «.С точки зрения идеи и методики проведения конференции все было сделано безупречно. То, что каждый доклад завершался вопросами и оживленным обменом мнений -это замечательно! Как представитель горной науки, констатирую: обновление горного машиностроения России, после нескольких лет стагнации, началось. И надеждам зарубежных конкурентов на полный захват нашего рынка горной техники - не суждено сбыться».

В заключительном слове генеральный директор ОМЗ - ГОиТ Павел Коробков, вопреки обычной для таких встреч практике, когда руководство ограничивается только приветствием, весь топ-менеджмент ГОиТ оба дня плотно работал на конференции - подвел итоги, еще раз поблагодарил участников за два дня напряженных дискуссий и подтвердил четкое намерение компании впредь проводить подобные встречи регулярно, приглашая к прямому и откровенному диалогу механиков, горняков, экономистов и руководителей отечественных горных компаний.

Е.В. Анистратова «Горная Промышленность»

Журнал "Горная Промышленность" №3 2007