Подходы к внедрению автоматизированных систем управления горными работами и достижение их приживаемости на горнодобывающих предприятиях

реклама: АО «ОТ-ОЙЛ» / ИНН 7728679990 / erid:2SDnjeiviwG

Гогов Рустам, коммерческий директор, «Цифровой горизонт»

Автоматизированные системы управления горными работами (далее АСУ ГР) широко применяются на российских предприятиях в первую очередь для обеспечения безопасности и мониторинга. Однако просто наличие установленной системы не гарантирует желаемого результата.

Базовый функционал любой АСУ ГР позволяет увеличить объем перевозки горной массы и улучшить производственные показатели за счет грамотного распределения ресурсов и реализации корректирующих мероприятий (рис. 1).

 Рис. 1 Эффективная эксплуатация АСУ ГР позволяет увеличить  объемы ГМ на 10–15% (в рис пп. с одной точкой)Рис. 1 Эффективная эксплуатация АСУ ГР позволяет увеличить объемы ГМ на 10–15% (в рис пп. с одной точкой)

Анализ нескольких крупных внедрений АСУ ГР на предприятиях России показал, что в большинстве случаев внедрение систем этого класса обусловлено необходимостью производственного контроля состояния парка горнотранспортного оборудования и выполнения требований по охране труда и промышленной безопасности. Большинство предприятий, к сожалению, пользуются только базовой функциональностью системы, применяя ее для учета объемно-качественных характеристик и простоев, оперативного наблюдения и обеспечения соответствия требованиям Ростехнадзора. Как инструмент для управления операционной эффективностью предприятия АСУ ГР используется крайне редко. Хотя попытки внедрения такого подхода, как сценарное использование системы, на рынке уже встречаются.

Неполноценное использование системы предприятием может ограничить работу только сбором статистических данных, в то время как основной экономический эффект от внедрения АСУ ГР достигается именно за счет сценарного использования системы. Например, вроде бы понятный функционал сбора статистики с автосамосвалов не даст должного результата, если не проводить разбор полученных данных на оперативном уровне.

Рис. 2 Использование АСУ ГР только для сбора статистики  по работе ГТО не раскрывает полного потенциала системыРис. 2 Использование АСУ ГР только для сбора статистики по работе ГТО не раскрывает полного потенциала системы

Мало просто собрать статистику о работе отдельных участков предприятия. Чтобы достичь установленных ключевых показателей эффективности (КПЭ), необходимо не только внедрить функциональную часть, но и разработать методологию, установить КПЭ для всех участников данного процесса, а самое главное, создать для них процессы влияния.

При таком подходе участники процесса перестают быть просто статистами. С внедрением системы они получают возможность самостоятельно принимать решения и своевременно отслеживать выполнение КПЭ. Так, например, диспетчер фактически становится оператором, который в режиме реального времени видит отклонения от нормативной загрузки и может реагировать, сообщить об этом машинисту экскаватора, водителю самосвала.

Для успешного и эффективного функционирования системы необходимо выстраивать работу по управлению производством на основании операционных рычагов и реализации корректирующих мероприятий для увеличения показателей работы участка горных работ.

Именно сценарное использование системы раскрывает весь ее потенциал и дает понимание разницы между просто системой диспетчеризации и системой управления горными работами. Мы не создаем систему мониторинга или систему диспетчеризации. Мы предлагаем инструмент управления бизнес-процессом. В данном случае процессом ведения горных работ.

При эксплуатации системы инженерно-технические специалисты сталкиваются с пятью ключевыми проблемами, которые мешают эффективно управлять горнотранспортным комплексом.

1. Инфраструктура и ПО. Ключевой критерий приживаемости системы – функциональность и стабильность работы. Стабильная работа системы напрямую зависит от бесперебойной работы всех составляющих элементов – от датчиков, смонтированных на технике, до покрытия сотовой связи и корректности работы отдельных модулей АСУ ГР. Система должна быть доступна 24/7. Должна управлять процессом в режиме реального времени. Все данные, поступающие в систему, должны быть достоверными и своевременными.

Если это не обеспечено, то снижается уровень доверия к системе, и она перестает выполнять свою функцию – быть учетной системой и единым источником «правды».

2. Компетенции пользователей. Зачастую мы видим формальное обучение диспетчеров АСУ ГР. Ключевые пользователи системы, в том числе инженерно-технические специалисты, не получают необходимых знаний для более широкого понимания работы с системой и принципов интерпретации данных как в оперативном формате, так и на длительной дистанции с анализом динамики. Необходимо наладить углубленное обучение пользователей, направленное на формирование навыков анализа данных, их корректной интерпретации и оперативного реагирования на изменения в системе.

3. Использование функционала ПО. Наличие неработоспособных или частично неработоспособных модулей не позволяет полноценно использовать функционал системы. Как и в случае с нестабильной работой инфраструктуры, это подрывает доверие к системе, и пользователи теряют заинтересованность в ее использовании.

4. Достоверность данных. Нестабильность ПО и некорректность некоторых алгоритмов, заложенных в работу некоторых модулей, приводит к потере части данных или к их некорректному расчету, что не позволяет проводить объективную оценку и анализ производственных показателей.

5. Интеграция системы. Отсутствие или неполная интеграция с другими системами на предприятии усложняют формирование отчетности. Возникает необходимость выстраивать автоматизированную отчетность с помощью вспомогательных инструментов для более оперативной обработки статистики и проведения анализа данных и, как следствие, разработки корректирующих мероприятий. Система должна стать неотъемлемой частью рабочих процессов предприятия, гармонично интегрируясь как со смежными системами разного уровня (ГГИС, ERP и др.), так и с ключевыми бизнес-процессами. В первую очередь регламентом должно быть установлено, что АСУ ГР является единственной учетной системой, а все остальные инструменты учета должны быть исключены из использования.

При неправильном использовании системы в определенный момент ее жизненного цикла возникает необходимость принятия решения о дальнейшем ее развитии и модификации. Сценарии могут быть разные: можно купить и внедрить новую, модернизировать существующую, разработать свою. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Но для любого из них остается актуальным обеспечение приживаемости системы и сценарное ее использование.

• Покупка и внедрение новой системы взамен существующей не только не гарантируют решения возникших проблем, но и несут в себе крупные затраты на смену бортового оборудования и серверов системы, время на обучение и переподготовку персонала, риски столкнуться с одинаковыми ошибками повторно.

• Разработка и внедрение собственной кастомизированной системыне гарантируют достижения конечного результата, но позволяют максимально подстроить функциональность системы под требования предприятия. В случае собственной разработки продукта очень вероятно увеличение бюджета и сроков проекта. Собственное создание технологически сложного решения будет дороже, чем у вендора, т. к. разработка сложных технологических решений не является основной компетенцией предприятия. Полная кастомизация системы является препятствием к оптимизации собственных бизнес-процессов.

• Модернизация существующей системы и ее целевое использование на сегодняшний день, на наш взгляд, являются наиболее оптимальным вариантом. Данный подход подразумевает как повышение надежности и увеличение функционала, так и повышение степени использования ПО и углубление его интеграции в цифровое пространство предприятия. Основная задача – построение взаимодействия с вендором для качественной поддержки и развития системы. На старте проекта всегда проводится первичный аудит, в ходе которого выполняется оценка работоспособности и достаточности программного обеспечения, компетенций пользователей ПО, полноты использования функционала системы, уровня работы с данными и их достоверности. После фиксации достижения заявленных целей рекомендуется повторное проведение аудита. Независимо от выбранного подхода, на этапе внедрения системы, когда одновременно работает проектная команда и задействован административный ресурс, видны высокая вовлеченность заинтересованных сторон и положительные результаты. Но если не созданы процессы, не сформирована методология, не обеспечена приживаемость, после завершения проекта внедрения система, скорее всего, повторит судьбу своей предшественницы и станет неэффективной.

Некоторые предприятия имеют опыт уже более трех внедрений АСУ ГР, но до сих пор не получили полноценной системы управления из-за недостаточного внимания к условиям приживаемости системы. Для решения этой проблемы рекомендуется регулярно проводить аудит системы. Его цель – оценить полноценность использования имеющегося функционала, выявить неиспользуемые критические функции, определить потребности в новом функционале и нехватку компетенций персонала, влияющие на качество мониторинга бизнес-процессов.

Компания «Цифровой горизонт» предлагает предприятиям внедрение решений линейки МАГМА, а также консалтинговые услуги в области аудита текущего использования АСУ ГР, анализа ее функционального покрытия и разработки методологии сценарного использования и требований.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

«Цифровой горизонт»

Журнал "Горная Промышленность" №4 / 2025, стр.42-43