Новые пути развития угольного машиностроения в Кузбассе

Специфика промышленности Кузбасса известна: базовой отраслью, определяющей экономическое развитие региона, является угольная.

С учётом этой специфики развиваются и другие отрасли промышленности, в том числе и угольное машиностроение. Оно изначально было сориентировано на производство и ремонт горно-шахтного оборудования (ГШО). Однако сегодняшнюю ситуацию в мире и в стране нельзя назвать благоприятной для развития угольного машиностроения региона. Существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний – производителей ГШО, которая оказывает ощутимое влияние на обеспечение загрузки производственных мощностей предприятий машиностроения. Сказывается и глобальный кризис в угольной отрасли. По результатам работы с начала 2020 г. в Кузбассе добыто 53,7 млн тонн угля, со снижением к соответствующему периоду 2019 г. на 7,1 млн тонн, или на 11,7%. Соответственно, снижаются и запросы угольщиков на новое оборудование.

Вместе с тем это совершенно не означает, что развитие отрасли угольного машиностроения притормаживается, наоборот, в Кузбассе стали ближе к созданию и реализации региональной программы развития горного машиностроения на основе машиностроительного кластера, позволяющего повысить уровень кооперации и концентрации технического, научного и технологического потенциала региональных предприятий – производителей ГШО с преимущественной ориентацией на потребности угольных компаний, работающих в регионе. Также важно, что промышленные кластеры в России пользуются различными формами государственной поддержки, имеют возможность получать субсидии на частичное возмещение затрат на реализацию проектов и др.

Администрация региона и угольный бизнес уделяют особое внимание организации сотрудничества с машиностроительными компаниями из ближнего и дальнего зарубежья.

Еще с советской эпохи устойчивые экономические, социальные и культурные связи соединяют Кузбасс с Республикой Беларусь. В г. Белово идёт работа над созданием сервисного центра «БЕЛАЗ». Реализацией этого проекта занимается официальный дилер компании «БЕЛАЗ» в Кузбассе ООО «Белаз-24». В настоящее время ведутся подготовительные работы под основное строительство. Срок реализации проекта – 2020 год. Объем инвестиций – более 800 млн рублей.

Центр будет оснащён лучшим современным специализированным оборудованием для проведения капитальных и текущих ремонтов узлов и агрегатов карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30–450 тонн, ремонта гидравлических систем и электропривода. В составе центра планируется строительство складского комплекса с широким ассортиментом оригинальных запасных частей. Общая площадь помещений, в которые также войдет учебный центр для сотрудников, составит 10,2 тыс. м2. Введение в эксплуатацию сервисного центра даст региону около 250 новых рабочих мест, налоговые отчисления за 5 лет составят порядка 400 млн рублей.

Строительная площадка сервисного центра «БЕЛАЗ»

Строительная площадка сервисного центра «БЕЛАЗ»

Еще несколько примеров кооперации с мировыми лидерами машиностроения. В целях повышения производительности труда на промышленных предприятиях Кузбасса активно внедряются роботизированные комплексы мирового лидера в области автоматизации – японской компании «FANUC». В рамках сотрудничества с этой компанией на базе Кузбасского государственного технического университета в 2020 г. откроется инжиниринговый центр, который займется разработкой технических решений по роботизации промышленных производств в Кузбассе в сфере угледобычи, металлургии, машиностроения, пищевой промышленности и др.

Роботизированный сварочный комплекс компании «FANUC» был запущен в 2019 г. на предприятии «Кемеровохиммаш» – филиале АО «Алтайвагон». Этот комплекс в автоматическом режиме выполняет сварные соединения деталей. С помощью нового комплекса изготавливаются воздушные резервуары тормозной системы грузовых вагонов и цистерн. Раньше эти резервуары приходилось заказывать на предприятиях Урала и Поволжья, а теперь на «Кемеровохиммаше» организовано собственное их производство. Это обеспечивает стабильно высокое качество продукции, снижение трудоёмкости и себестоимости резервуаров, улучшение условий труда на производстве (в состав комплекса входит фильтровентиляционная система, которая защищает персонал от вредного излучения сварочной дуги и сварочных брызг). Инвестиции составили 12 млн рублей.

Изготовление кузова для самосвала «Liebherr» на «Кемеровохиммаше»

Изготовление кузова для самосвала «Liebherr» на «Кемеровохиммаше»

В 2019 г. на площадке «Кемеровохиммаша» успешно проведен производственный аудит и выпущена опытная партия запчастей и комплектующих для карьерной техники «Liebherr» – мирового лидера машиностроения. Качество и соответствие стандартам выпущенной продукции подтверждено заказчиком. Имеется возможность наладить их масштабный выпуск.

В г. Новокузнецке в феврале 2019 г. резидентом территории опережающего социально-экономического развития стало ООО «Завод инновационного машиностроения» с проектом «Производство и ремонт горно-шахтного оборудования». А уже в июне на выставке «Уголь России и Майнинг – 2019» был продемонстрирован опытный образец дизель-гидравлического локомотива, оснащенного новой системой управления.

Презентация опытного образца дизель-гидравлического локомотива производства «Завода инновационного машиностроения» на выставке «Уголь России и Майнинг – 2019»

Презентация опытного образца дизель-гидравлического локомотива производства «Завода инновационного машиностроения» на выставке «Уголь России и Майнинг – 2019»

Совместно с «Научным центром ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности в горной отрасли» впервые в нашей стране были разработаны программа и методика испытаний дизель-гидравлического тягача ZIM-120, ожидается завершение промышленных испытаний опытного образца в условиях АО «Шахта Антоновская».

Сразу после испытаний запланирован запуск локомотива в серию. Конструкторский и инженерный состав предприятия параллельно продолжает работу по расширению перечня выпускаемого компанией монорельсового транспорта. Так, в планах – выпуск опытного образца тяжелого дизель-гидравлического тягача ZIM-140, шахтного осланцевателя, пневматического маневрового устройства. Ведется подготовка конструкторской и технической документации легкого маневрового дизельного тягача ZIM-40. До конца 2020 г. на предприятии планируется создание до 30 новых рабочих мест.

В начале мая 2020 г. на ООО «СИБ-ДАМЕЛЬ» – сервисном предприятии компании «СУЭК-Кузбасс» – налажено производство отвалообразователей, которые раньше закупались на заводах Германии и Великобритании. По словам губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, это стало результатом упорной многолетней работы специалистов, которые сконструировали и изготовили первую в России отечественную технику для безопасного и эффективного складирования угля в небольших пространствах. На базе старых цехов смогли создать и развить современное производство, способное осуществлять полный цикл ремонтных работ и выпускать собственную продукцию. Важно, что максимально используются станки, выпущенные в нашей стране, то есть создаются производственные цепочки, позволяющие развивать и другие отрасли промышленности.

Презентация опытного образца дизель-гидравлического локомотива производства «Завода инновационного машиностроения» на выставке «Уголь России и Майнинг – 2019»

Губернатор Кузбасса С.Е. Цивилев во время рабочей поездки на предприятие «СИБ-ДАМЕЛЬ»

В связи с пандемией Сovid-19 некоторым машиностроительным предприятиям Кузбасса пришлось частично перепрофилировать свою деятельность. В АО «Кемеровский механический завод» запущено производство клапанных систем быстроразъемных для аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Продукция прошла все необходимые испытания, получена Декларация соответствия Евразийского экономического союза. Сейчас завод выполняет заказ на 500 клапанов для медицинских учреждений Кузбасса, уже есть заявки от других регионов.

ОАО «КОРМЗ» наладило выпуск оборудования для распыления дезинфицирующих веществ на базе автомобиля «КАМАЗ», что позволит проводить обработку улиц и прилегающих территорий. Заказ составляет пока 64 машины ДМК-70. Кроме того, на заводе освоено производство функциональных медицинских кроватей.

Сейчас актуальной, как никогда, становится задача диверсификации экономики, создания новых производств, отвечающих требованиям времени. И Кузбасс последовательно и настойчиво движется по этому пути.

Ключевые слова: Кузбасс, развития угольного машиностроения, развитие региона, региональная программа

Журнал "Горная Промышленность" №2 / 2020, стр.14