Вырастим своего студента. Инновационные подходы в горно-геологическом образовании

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-70-74
УДК: 069.55.622

Ю.Н. Малышев, академик РАН, Президент ГГМ РАН им. В.И. Вернадского

А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАН им. В.И. Вернадского

Введение В настоящее время наиболее острой проблемой устойчивого развития сырьевого сектора экономики РФ становится дефицит квалифицированных кадров и, прежде всего, инженерно-технического персонала. Не секрет, что сегодня Россия испытывает значительные трудности в подготовке специалистов, ориентированных на освоение минерально-сырьевых ресурсов [1].070 14

Россия в лице талантливой молодежи имеет достаточно мощный научный и творческий потенциал, что позволяет создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте и знаниях, чистых технологиях экономику. Вместе с тем эта задача сложная и многофакторная, при ее решении нужен системный подход, который позволил бы сгладить противоречия трех основных факторов устойчивого развития: экономического, экологического и социального. Совершенно очевиден вопрос: какую роль играет образование в период информационных технологий? [3].

В современных условиях развития общества требуются новые подходы, адекватные задачам и требованиям, предъявляемым к современному образованию. В нашем случае очень важны методы и приемы в направлении изучения естественнонаучных предметов [3, 5]. 

Горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они в первую очередь должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры, обладающие высокими профессиональными знаниями и современными навыками управленца, глубокими практическими навыками, необходимыми на современном производстве, необходимы знание рынка, инновационный взгляд на отраслевые проблемы. Для этого прививать любовь к профессии необходимо уже со школьной скамьи, находя талантливых ребят по всем регионам РФ. Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одна из первостепенных задач в этом направлении – решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач. Не случайно так остро звучит позиция Президента РФ о возрождении статуса инженерных специальностей минерально-сырьевого сектора экономики.

В рамках такой программы успешно работает первый в РФ «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля», созданный на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ «МИСиС», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе [4].

Проведение тематических квестов для учащихся 1–11 классовПроведение тематических квестов для учащихся 1–11 классов

Проведение мастер-класса «От цветов до самоцветов» для учащихся 1–6 классов

Проведение мастер-класса «От цветов до самоцветов» для учащихся 1–6 классов

Проведение практических занятий для учащихся 1–11 классов

Проведение практических занятий для учащихся 1–11 классов

Проведение практических занятий для учащихся 1–11 классов

Проведение практических занятий для учащихся 1–11 классов

В рамках работы Центра успешно продолжается системная работа по поиску и формированию кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Очень важно то, чему уделяется особое внимание – зародить уважение и любовь к профессии у школьников, сформировать в сознании ребенка интерес и желание освоить специальность. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д. Слушателями являются как школьники младших классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, так и студенты профильных вузов, молодые специалисты. Все представленные инновационные методические приемы, насыщенные интерактивными решениями, позволяют усилить работу вузов в рамках профориентации.

Основная цель Центра – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Сегодня мы наблюдаем развитие очень яркого и важного Проекта для непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического, металлургического и нефтегазового профиля. Профессия горного инженера становится все более востребованной.

Ярким доказательством этого являются работы учащихся образовательных учреждений, представляемые на конкурсных проектах, проводимых в рамках Центра. Одним из ведущих проектов является социально значимый Проект «Богатство недр моей страны». Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений «Богатство недр моей страны» призван способствовать практической реализации знаний в области наук о Земле, развитию интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественнонаучных знаний. Способствует привлечению внимания общественности, образовательных учреждений к проблемам рационального природопользования, к роли минерально-сырьевого комплекса в развитии российской экономики и науки. Развивает интерес к горно-геологическим профессиям, профильному обучению в области освоения природных ресурсов. В этом году он прошел в два этапа. Защита Проекта прошла в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН. Учащиеся со всех уголков страны представили интересные проекты, продемонстрировав высокие научные знания и серьезный профессиональный подход.

Работа конкурсной комиссии Проекта «Богатство недр моей Финалисты Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019 страны» 2019

Работа конкурсной комиссии Проекта «Богатство недр моей Финалисты Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Финалисты Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Финалисты Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Проведение профориентационных мастер-классов для  участников Проекта «Богатство недр моей страны» 2019

Проведение профориентационных мастер-классов для участников Проекта «Богатство недр моей страны» 2019

Проекты финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Проекты финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Защита проектов финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Защита проектов финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Защита проектов финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Защита проектов финалистов Конкурса «Богатство недр моей страны» 2019

Торжественное награждение победителей Конкурса «Богатство недр моей страны» в ГД РФ

Торжественное награждение победителей Конкурса «Богатство недр моей страны» в ГД РФ

Вручение памятного подарка руководителем фракции партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым Карнаухову Игорю за подготовку проекта для слабовидящих детей

Вручение памятного подарка руководителем фракции партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым Карнаухову Игорю за подготовку проекта для слабовидящих детей

Вручение памятных подарков руководителем фракции партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым

Вручение памятных подарков руководителем фракции партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым

Вручение специального приза от Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе – путевки на III Международный слет юных геологов «ГЕОАРТЕК-2019»

Вручение специального приза от Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе – путевки на III Международный слет юных геологов «ГЕОАРТЕК-2019»

Награждение победителей прошло в Государственной Думе РФ и превратилось для ребят в настоящий праздник. Лауреатов поздравил Председатель партии Справедливая Россия Миронов С.М.

Инновационные формы, создаваемые и активно внедряемые в рамках работы Центра, включают совокупность методологических подходов, приемов, формирующих современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Работа Центра (идея Проекта акад. РАН Малышева Ю.Н., д.т.н. Титовой А.В.) способствует усилению единого пространства: школа– ВУЗ–производство, поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки. Для разных возрастных групп подбирается соответствующий инструментарий, отвечающий их интеллектуальному уровню, психологическому восприятию и физиологическим возможностям. Для этого создаются инструменты, позволяющие осуществить поставленные перед Центром цели.

Одним из инструментариев является методически правильно подобранная форма дистанционного взаимодействия посредством телемостов во все образовательные регионы РФ. Телемосты включают в себя серию лекционных курсов, презентаций, подобранных по научным направлениям, с участием академиков РАН, ведущих ученых и производственников. Проект включает не только образовательные учреждения РФ, но и отраслевые вузы стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении).

Объединение ведущих отраслевых вузов и образовательных учреждений в едином Проекте – Телемост с научным и производственным сообществом РФ и ближнего зарубежья по отраслевому признаку, вовлечение в единую научно-просветительскую систему с использованием инновационных интерактивных приемов в образовательной системе, формирует принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля.

На площадке Центра сформирована коммуникационная среда, позволяющая вести системную работу в сегменте школа–ВУЗ–производство. Созданы естественные условия гармоничного развития, воспитания, просвещения школьников. Через интерактивные приемы и инновационные методические подходы создаются условия интереса и свободного выбора профессии. Подготовлены и успешно реализуются уникальные образовательные программы естественнонаучной направленности.

Телемост – лекция академика В.И. Осипова «Устойчивое развитие. Экологический аспект» 20 марта 2019 г.

Телемост – лекция академика В.И. Осипова «Устойчивое развитие. Экологический аспект» 20 марта 2019 г.

Телемост с проф. В.В. Бушуевым «Цифровизация и цивилизация (Новые энергоинформационные системы)» 18 апреля 2019 г.

Телемост с проф. В.В. Бушуевым «Цифровизация и цивилизация (Новые энергоинформационные системы)» 18 апреля 2019 г.

Телемост – лекция академика Р.И. Нигматулина «Теплофизика и экономика климата» 17 мая 2019 г.

Телемост – лекция академика Р.И. Нигматулина «Теплофизика и экономика климата» 17 мая 2019 г.

Участие Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова в телемосте с академиком В.И. Осиповым

Участие Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова в телемосте с академиком В.И. Осиповым

Участие Белгородского государственного национального исследовательского университета в телемосте с проф. В.В. Бушуевым

Участие Белгородского государственного национального исследовательского университета в телемосте с проф. В.В. Бушуевым

Участие Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачёва в телемосте с академиком Р.И. Нигматулиным

Участие Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачёва в телемосте с академиком Р.И. Нигматулиным

В учебное время учащимися образовательных учреждений из-за плотного графика занятий сложно использовать весь перечень предлагаемых программ. Летнее каникулярное время – самое подходящее для полноценного представления всех интерактивных программ и приемов. В связи с этим на площадке Центра ГГМ РАН подготовлены специализированные программы для летних лагерей, что расширяет просветительский сегмент. В этом году у образовательных учреждений появилась возможность посетить образовательные программы в рамках летних лагерей.

Основные цели, стоящие на сегодняшний день перед Центром:

– пропаганда научных, духовных и нравственных ценностей молодежи, популяризация и профилирование школьников и молодежи на рабочие и инженерные специальности (в первую очередь отраслевого и регионального характера);

– популяризация горно-геологических профессий, преемственности поколений;

– выявление талантливой молодежи и продвижение (сопровождение) ее в сегмент школа–ВУЗ–производство;

– объединение образовательных учреждений и просветительских центров, организаций.

070 10

070 11

070 12

070 13

Работа в рамках программы летних лагерей «Московская смена» 2019

Заключение

Подобная системная форма работы в совокупности с реализуемыми приемами и программами определяет идею расширения возможностей детей и молодежи, в рамках созданной коммуникационной площадки к восприятию материала, их адаптации в социуме, возрождению интереса к естественнонаучным предметам и уже через них к традиционным специальностям минерально-сырьевого сектора экономики РФ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Малышев Ю.Н. Роль государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. 2015. ¹ 7. С. 39–44.
2. Поляков Т.П. Как делать музей методах проектирования музейной экспозиции). М.: 1995. 253 с.
3. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность 2017. ¹ 2. С. 108–109.
4. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. 2018. ¹ 10 (2255). С. 93–98.
5. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение // Горная промышленность. 2017. ¹ 3. С. 82–86
6. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность. 2018. ¹ 1. С. 17–20.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. ¹ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Приказ Минобрнауки России об использовании дистанционных образовательных технологий от 06.05.2005
Ключевые слова: горное дело, геология, экология, инновационные подходы в образовании, профориентация школьников, научно-просветительская работа, образовательные программы

Журнал "Горная Промышленность"№3 (145) 2019, стр.70-74