Повышение ресурса карьерных самосвалов

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-6-148-118-122
П.И. Тарасов1, М.Л. Хазин2, В.В. Фурзиков3
1 ООО «Перспектива-М», г. Екатеринбург, Российская Федерация
2 Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
3 ООО «Уральский дизель-моторный завод», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Читать на русскоя языкеРезюме: Цель работы: анализ перспектив повышения ресурса карьерных самосвалов большой грузоподъёмности за счет применения газомоторного топлива. Методология проведения исследования: проведены стендовые испытания газопоршневого двигателя (ГПД) КАМАЗа мод. 820.60-260 мощностью 191 кВт и моделирование значений параметров ГПД для карьерного самосвала БЕЛАЗ-75319 грузоподъёмностью 240 т. Результаты: разработаны методика и математическая модель, позволяющие проводить оптимизацию газопоршневого двигателя и прогнозировать основные параметры его экономических и экологических характеристик. Газовые модификации, как правило, создают на базе применяемых дизельных двигателей, поэтому перевод на газомоторное топливо приводит к снижению их мощности. Для реализации всех достоинств газового двигателя его следует изначально проектировать под газомоторное топливо. Разработанная методика основана на экспериментальных данных по исследованию ГПД малой мощности, но может быть применена для исследований газовых двигателей большой мощности, предназначенных для установки на карьерные самосвалы, вследствие подобия адиабатических процессов. Выводы: повышение ресурса карьерных самосвалов в ближайшей перспективе возможно за счет перевода дизельных двигателей на газомоторное топливо. Это позволяет увеличить срок службы двигателя и межремонтные периоды, уменьшить уровень шума, токсичность отработанных газов и затраты на топливо.

Ключевые слова: карьерный самосвал, ресурс, двигатель, открытые горные работы, дизельное топливо, природный газ, экологическая и экономическая эффективность

Для цитирования: Тарасов П.И., Хазин М.Л., Фурзиков В.В. Повышение ресурса карьерных самосвалов. Горная промышленность. 2019;(6):118–122. DOI 10.30686/1609-9192-2019-6-148-118-122.


Информация об авторах

Тарасов Петр Иванович – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе ООО «Перспектива-М», г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Хазин Марк Леонтьевич – доктор технических наук, профессор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фурзиков Виталий Витальевич – заместитель начальника Департамента разработки нового семейства дизелей по экспериментальным работам ООО «Уральский дизель-моторный завод», г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Список литературы

1. Анистратов К.Ю. Мировые тенденции развития структуры парка карьерной техники. Горная промышленность. 2011;(6):22–26.

2. Шешко О.Е. Эколого-экономическое обоснование возможности снижения нагрузки на природную среду от карьерного транспорта. Горный информационно-аналитический бюллетень научно-технический журнал). 2017;(2):241–252.

3. Хазин М.Л., Тарасов П.И., Фурзиков В.В., Тарасов А.П. Эколого-экономическая оценка использования карьерных самосвалов. Известия вузов. Горный журнал. 2018;(7):85–94. DOI: 10.21440/0536-1028-2018-7-85-94.

4. Kachuri L., Villeneuve P. J., Parent M.-Е., Johnson K. C. Workplace exposure to diesel and gasoline engine exhausts and the risk of colorectal cancer in Canadian men. Environmental Health. 2016;15(4):4–16. DOI: 10.1186/s12940-016-0088-1.

5. Гайворонский А.И., Марков В. А., Илатовский Ю.В. Использование природного газа и других альтернативных топлив в дизельных двигателях. М.: ООО «ИРЦ Газпром»; 2007.

6. Марков В.А., Поздняков Е. Ф., Шатров В. И. Природный газ как наиболее выгодное моторное топливо. Автомобильная промышленность. 2017;(1):11–15.

7. Тарасов П.И., Хазин М.Л., Фурзиков В.В. Природный газ – перспективное моторное топливо карьерного автотранспорта для районов Севера. Горная промышленность. 2016;(6):51–61.

8. Osorio-Tejada J.L., Llera-Sastresa E., Scarpellini S. Liquefied natural gas: Could it be a reliable option for road freight transport in the EU? Renewa

9. Фурзиков В.В. Анализ влияния конструктивных факторов на образование вредных веществ в газовом двигателе. Строительные и дорожные машины. 2009;(12):49–55.

10. Валеев Д.Х., Гатауллин Н.А., Малюга А.Г., Фурзиков В.В. Влияние конструктивных факторов на образование вредных веществ в газовом двигателе КАМАЗ. Транспорт на альтернативном топливе. 2011;(1):52–56.

11. Боженов А.С., Ночвин И.Л., Мальцев В.В., Фурзиков В.В. и др. Многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Патент России № 157091, 2015. Бюл. № 32.ble and Sustainable Energy Reviews. 2017;71:785–795. DOI: 10.1016/j.rser.2016.12.104.