Социально-экономическая эффективность реализации проекта по использованию отвалов вскрышных пород для нужд транспортного строительства на территориях нового освоения

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2020-6-120-125
П.И. Тарасов1, М.Б. Петров2
1 Норильский государственный индустриальный институт, г. Норильск, Российская Федерация
2 Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан, Российская Федерация

Горная Промышленность №6 / 2020 стр. 120-125

Читать на русскоя языкеРезюме: Целью работы является показать адаптированную для крупного комплексного проекта горнотранспортной тематики методику оценки экономической эффективности. В статье изложены источники социально-экономической эффективности реализации проекта по использованию отвалов вскрышных пород для потребностей транспортного строительства на территориях нового освоения. Для оценки столь масштабного и комплексного проекта недостаточно опираться на универсальную общепроектную методологию, необходимы адаптация и специализация методик. В частности, возникают межотраслевые и косвенные эффекты, для реализации которых потребуется адекватная организационно-экономическая схема проекта. Сделан вывод о том, что полная оценка экономической эффективности возможна лишь с позиции всей национальной экономики с учетом не только прямых, но и косвенных, включая нетранспортные, эффектов. Однако основа принятия проекта к детальной проработке состоит в сравнении стоимости балластного материала в конкретной точке проектируемого участка сетевой инфраструктуры освоения территории, доставляемого туда из отвалов горнорудных карьеров, и добываемого из притрассовых карьеров традиционным способом.

Ключевые слова: эффективность комплексного проекта, сравнение затрат, утилизация отвалов, проектирование и строительство железных дорог

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ (проект 20-510-00023 Бел_а).

Для цитирования: Тарасов П.И., Петров М.Б. Социально-экономическая эффективность реализации проекта по использованию отвалов вскрышных пород для нужд транспортного строительства на территориях нового освоения. Горная промышленность. 2020;(6):120-125. DOI: 10.30686/1609-9192-2020-6-120-125.


Информация о статье

Поступила в редакцию: 19.09.2020

Поступила после рецензирования: 25.09.2020

Принята к публикации: 01.10.2020


Информация об авторах

Тарасов Петр Иванович – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Перспектива-М», действительный член Академии горных наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Петров Михаил Борисович – доктор технических наук, руководитель Центра развития и размещения производительных сил Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 


 


Список литературы

1. Арошидзе А.А. Экономическая оценка влияния обеспеченности и интенсивности использования железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие территорий. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015;(4):55–61. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24988286&

2. Петров М.Б. (ред.) Проблемы инфраструктурного обеспечения пространственного социально-экономического развития макрорегионов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН; 2019.

3. Филиппова Н.А., Ефименко Д.Б., Ледовский А.А. Обеспечение эффективности транспортных процессов в районах Крайнего Севера. Мир транспорта. 2018;16(4);150–159. Режим доступа: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1499/1775

4. Мачерет Д.А. Инновационное развитие транспортных систем открытого доступа. Мир транспорта. 2012;(1):78–83. Режим доступа: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/597/946

5. Суспицын С.А.; Кулешов В.В. (ред.) Методы и модели координации долгосрочных решений в системе «национальная экономика – регионы». Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН; 2017. 295 с.

6. Polyakova I., Borisova A. Assessment of the railway transport effect for the social-and-economic development of the region. E3S Web of Conferences. 2019;135:04052. DOI: 10.1051/e3sconf/201913504052.

7. Ходос Е.В., Гребеник В.В. Анализ инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте Российской Федерации. В: Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: материалы 11 Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 24–26 апреля 2019 г. СПб.: РАНХиГС, Северо-Западный институт управления; 2019. С. 164–167. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38062959 Khodos E.V., Grebenik V.V. The analysis of investment activities on railway transport in the Russian Federation.

8. Ивантер В.В. (ред.) Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России. М.: Научный консультант; 2017. 196 с. Режим доступа: http://stolypinsky.club/wp-content/uploads/2017/08/Strukturno-investitsionnaya-politika.pdf