Анализ реализации конвенций Международной организации труда в угольной промышленности Российской Федерации
Е.А. Лежнев1, 2, И.И. Мохначук2
1 Академия труда и социальных отношений, г. Москва, Российская Федерация
2 Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности (Росуглепроф), г. Москва, Российская Федерация
Горная Промышленность №2 / 2025 стр.42-45
Резюме: Проведенный ранее анализ аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний в угольной промышленности, в котором участвовал один из авторов, показал, что наблюдается динамика снижения производственного травматизма с 2014 г. (снижение к 2023 г. на 35,6%). Авторы в своем исследовании задаются вопросом, есть ли необходимость разрабатывать какие-нибудь дополнительные меры по дальнейшему снижению травматизма. По их мнению, необходимо обратить внимание на то, что 25% несчастных случаев со смертельным исходом произошли по причинам неудовлетворительной организации работ, 37,5% случаев со смертельным исходом – из-за нарушения производственной дисциплины. В статье рассмотрены конвенции, связанные с безопасностью труда в угольной промышленности, которые ратифицированы в России, и как эти нормы нашли отражение в законодательстве угольной промышленности Российской Федерации. Также в рамках исследования проведено изучение международного опыта в сфере безопасного труда и производства. Авторы делают вывод, что процесс гармонизации положений Международной организации труда и законодательства Российской Федерации, касающегося угольной промышленности, продолжает совершенствоваться и в целом соответствует международным нормам. Позитивный прогресс в решении вопросов обеспечения безопасных условий труда шахтеров во многом будет зависеть от совершенствования подходов к управлению риск-ориентированного подхода и достоверной оценки профессиональных рисков на рабочих местах, а также координации достоверных сведений, происходящих в угольной отрасли.
Ключевые слова: угольная промышленность, шахтер, авария, травматизм, охрана труда, безопасность труда, производственные риски
Для цитирования: Лежнев Е.А., Мохначук И.И. Анализ реализации конвенций Международной организации труда в угольной промышленности Российской Федерации. Горная промышленность. 2025;(2):42–45. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-2-42-45
Информация о статье
Поступила в редакцию: 24.01.2025
Поступила после рецензирования: 05.03.2025
Принята к публикации: 17.03.2025
Информация об авторах
Лежнев Евгений Александрович – аспирант кафедры непроизводственной сферы и социальных технологий, Академия труда и социальных отношений, г. Москва, Российская Федерация; заведующий отделом труда и экологии, Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности (Росуглепроф), г. Москва, Российская Федерация; e-mail: ti@rosugleprof.ru
Мохначук Иван Иванович – кандидат экономических наук, председатель, Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности (Росуглепроф), г. Москва, Российская Федерация;
Введение
Одной из старейших и ведущих международных организаций является Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г., которая позволяет изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство – профсоюзы – предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует учреждению безопасных условий труда и расширению социальной защиты, развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости1.
Развитие международного трудового законодательства реализуется МОТ в конвенциях и рекомендациях, которые вступают в силу с момента их принятия делегатами Международной конференции труда (высшим органом управления). На ней в качестве делегатов присутствуют представители правительства, трудящихся и работодателей 187 государств – членов МОТ. За время существования МОТ было принято 189 конвенций и 200 рекомендаций. Рекомендации излагают руководящие принципы и ориентиры для разработки национальной политики и практических мер. Они не требуют ратификации, содержат уточняющие или детализирующие положения конвенций либо модель регулирования социально-трудовых отношений. Государства – члены МОТ ратифицируют конвенции и принимают меры к их реализации на национальном уровне, регулярно представляя доклады об эффективности таких мер в штаб-квартиру МОТ. При этом в соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся [1].
В данном исследовании рассмотрим конвенции, связанные с безопасностью труда в угольной промышленности2, которые ратифицированы в России, и как эти нормы нашли отражение в законодательстве угольной промышленности Российской Федерации.
Результаты и их обсуждение
Угольная промышленность Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 г. представлена 52 шахтами и 127 разрезами. Объемы добычи угля в 2023 г. составили 438,7 млн т (на шахтах – 100,6 млн т, на разрезах – 338,1 млн т). Угледобывающие предприятия относятся в основном к объектам 1-го (шахты) и 2-го (разрезы, обогатительные фабрики) класса опасности, на которых периодически происходят аварии, инциденты и, соответственно травмирование работников.
Одними из основных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на совещании о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшемся 2 декабря 2021 г., являются – улучшение условий труда, повышение безопасности ведения горных работ, снижение аварийности и травматизма в угольной промышленности. Аварии и травмы, происходящие на предприятиях, приводят к большим социальным проблемам, в первую очередь для семьи пострадавшего, для предприятия – в виде потери прибыли, а крупные аварии приводят к закрытию шахт, и расходам государства на предоставление социальной помощи пострадавшим.
Нормативно-правовая база, касающаяся охраны труда и промышленной безопасности, которую необходимо выполнять, имеет довольно широкий спектр, и несмотря на проводимую Правительством Российской Федерации «Регуляторную гильотину», начала действовать только с 1 января 2021 г.3 Во время проведения «Регуляторной гильотины», когда проходили пересмотр и отмена многих нормативных правовых актов, множество важных трудовых стандартов продолжали действовать на основании Конвенции 1995 г. «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (Конвенции №176)4, ратифицированной 7 июня 2013 г. в Российской Федерации. В советское время, начиная с 1924 г., действовало более 800 нормативных актов в угольной отрасли.
Конвенция устанавливает минимальные стандарты безопасности и гигиены труда на шахтах.
Следует отметить два фундаментальных положения:
1. Конвенция распространяется на все шахты и все виды горнодобывающей деятельности, включая работу под землей и на поверхности, а также, в зависимости от обстоятельств, на компанию, основного подрядчика, подрядчика или субподрядчика.
2. Безопасность и гигиена труда должны быть главным приоритетом при разработке, эксплуатации и техническом обслуживании шахт. В конвенции прописываются обязательства государства, работодателей, трудящихся.
Страна, ратифицируя конвенцию, заявляет о своей готовности нести ответственность за выполнение ее требований. Государство добровольно берет на себя обязательство соблюдать положения конвенции, привести свое национальное законодательство и практику в соответствие с требованиями конвенции и соглашается на международный надзор за выполнением этих требований. Конвенция МОТ №176 ставит перед правительствами три ключевые задачи:
– разработать цельную, последовательную политику в сфере охраны труда на шахтах;
– принять законы для реализации положений конвенции, а также кодексы, правила, рекомендации, циркуляры, чтобы помочь работодателям и трудящимся осуществлять эти законы на практике;
– создать орган надзора, чтобы обеспечить выполнение принятых законов.
Конвенция №176 направлена на обеспечение безопасности работ на шахтах и устанавливает высокие требования и к работодателям, и к работникам.
Согласно требованиям конвенции (ст. 10) работодатель обеспечивает:
a) проведение для трудящихся бесплатно соответствующих программ профессиональной подготовки и переподготовки и получение ими понятных инструкций по вопросам безопасности и гигиены труда, а также по выполнению порученной работы;
b) осуществление во время каждой смены надлежащего надзора и контроля с целью обеспечения безопасной эксплуатации шахты, в том числе в соответствии с требованиями национального законодательства;
c) введение системы, при которой фамилии всех лиц, находящихся под землей, как и их возможное местонахождение могут быть точно известны в любое время;
d) проведение расследований и принятие соответствующих корректирующих мер в связи со всеми несчастными случаями и опасными происшествиями, определяемыми таковыми национальным законодательством;
e) представление компетентному органу отчетов по несчастным случаям и опасным происшествиям в соответствии с национальным законодательством5.
Согласно ст. 14 Конвенции №176 национальным законодательством трудящимся вменяется в обязанность в соответствии с полученной ими подготовкой:
a) соблюдать предписанные меры по безопасности и гигиене труда;
b) принимать разумные меры по обеспечению собственной безопасности и охране своего здоровья, а также безопасности и здоровья других лиц, которым может быть нанесен ущерб в результате их действий или бездействия в работе, включая должное содержание и использование
предоставленных в их распоряжение для этой цели защитных одежды, средств и оборудования; c) немедленно информировать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, которая, по их мнению, может ставить под угрозу их безопасность или здоровье, безопасность или здоровье других лиц, и с которой они сами не могут справиться должным образом;
d) сотрудничать с предпринимателем с тем, чтобы он мог выполнять возложенные на него настоящей конвенцией обязанности и обязательства6.
В Российской Федерации все вопросы, связанные с охраной и гигиеной труда, промышленной безопасностью на шахтах, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и рядом подзаконных актов: Правилами безопасности в угольных шахтах, Правилами безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, Правилами безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей, Типовым положением о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля и другими нормативными актами.
В угольной промышленности России разрабатывается и утверждается на каждые три года Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей, участниками которой являются Ростехнадзор, Роструд, Минтруд России, Росуглепроф. В данный период утверждена Программа на 2023–2025 годы7.
Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности заключено с Ассоциацией «Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности» Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2019–2021 гг., продленное до 31 декабря 2024 г., в котором реализация Конвенции МОТ №176 также нашла своё отражение. Многие положения Федерального отраслевого соглашения обеспечивают механизм реализации вышеуказанной конвенции, а также дополнительные меры по повышению уровня безопасности и гигиены труда на шахтах Российской Федерации.
Несмотря на гармонизацию Российского законодательства с международными нормами возникает ряд вопросов:
1. Так, например, согласно ст. 5 п. 2 пп. в конвенции сбор и публикация статистических данных о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и опасных происшествиях, в том смысле, как каждое из указанного определяется национальным законодательством. В Российской Федерации учет статистических данных о несчастных случаях ведется в различных федеральных органах исполнительной власти: Росстат, Роструд, Ростехнадзор, Фонд социального страхования, в т.ч. ведется учет в Росуглепрофе.
По разным источникам в 2022 г. произошли несчастные случаи со смертельным исходом:
- по сведениям Росуглепрофа – 17 чел.;
- по сведениям Ростехнадзора – 7 чел.;
- по сведениям Росстата – 13 чел.;
- по сведениям Роструда – 11 чел.;
- по данным Фонда социального страхования (в настоящее время –Социальный фонд России) – 17 чел.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в угольной отрасли отсутствует единая система учета данных по количеству и причинам несчастных случаев на производстве. Каждый федеральный орган исполнительной власти считает те случаи, которые попадают в зону их компетентности. Росуглепроф ведет учет несчастных случаев, произошедших на территориях (промышленных площадках) предприятий, независимо от формы юридического лица, ведущего работы как самостоятельно, так и подрядными и субподрядными организациями. Статистика смертельного травматизма в угольной промышленности Российской Федерации по различным источникам представлена на рис. 1.
Рис. 1 Смертельный травматизм в угольной промышленности в 2022 г.
Достоверный анализ производственного травматизма в угольной отрасли особенно важен, учитывая структуру производства, в которой высока доля травмоопасных объектов.
Статистические показатели свидетельствует о том, что данные учёта и регистрации случаев производственного травматизма и внезапных смертей на рабочих местах не отражают реального положения дел о состоянии здоровья работников, тем самым затрудняя формирование адекватной политики, направленной на обеспечение безопасных условий труда и реализацию концепции управления профессиональными рисками. Нет возможности обмена сведениями о произошедших несчастных случаях между предприятиями (организациями) для предотвращения аналогичных ситуаций.
2. Согласно ст. 5 п. 2 пп. а конвенции национальное законодательство предусматривает контроль за состоянием безопасности и гигиены труда на шахтах. В настоящее время в России проводится широкомасштабная реформа контроля (надзора), направленная на оптимизацию взаимодействия между контрольно-надзорными органами и бизнесом. Подразумевается переход на риск-ориентированный подход, где основными направлениями ведения контрольно-надзорной деятельности становится профилактика нарушений, при которых сокращаются плановые проверки бизнеса, и переход к внеплановым проверкам, основанным на индикаторах риска [3]. Данный подход не применяется на угледобывающих предприятиях подземным способом, где установлен постоянный надзор, так как они являются объектом 1-го класса опасности. Для угледобывающих предприятий 2-го класса опасности (разрезы, обогатительные фабрики (установки) и др.) указанный подход начинает применяться. В этом случае немалую роль будет играть самоконтроль предприятий, что, по нашему мнению, будет работать в случае совместного развития социального партнерства и общественного контроля на предприятии.
Заключение
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что процесс гармонизации положений МОТ и законодательства Российской Федерации, касающийся угольной промышленности, продолжает совершенствоваться и в целом соответствует международным нормам. Некоторые положения в российском законодательстве превосходят международные нормы. Позитивный прогресс в решении вопросов, касающихся обеспечения безопасных условий труда шахтеров, во многом будет зависеть от совершенствования риск-ориентированного подхода и достоверной оценки профессиональных рисков на рабочих местах, а также координации сведений, происходящих в угольной отрасли.
Список литературы
1. Одегов Ю.Г., Бабынина Л.С. Международная организация труда: 100 лет, что изменилось, а что выдержало проверку временем. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2019;(4):98– 106. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2019/04/2019-04-16.pdf (дата обращения: 20.01.2025). Odegov Yu.G.1, Babynina L.S. International labour organization: 100 years, changed and what has stood the test of time. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2019;(4):98–106. (In Russ.). Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2019/04/2019-04-16.pdf (accessed: 20.01.2025).
2. Гаврилов Д.В., Лежнев Е.А., Соболев В.В. Анализ состояния аварийности и травматизма на предприятиях угольной промышленности за 2014–2023 годы. Горная промышленность. 2025;(1):41–48. https://doi.org/10.30686/16099192-2025-1-41-48 Gavrilov D.V., Lezhnev E.A., Sobolev V.V. Analysis of accident and injury rates at coal industry operations in 2014–2023. Russian Mining Industry. 2025;(1):41–48. (In Russ.) https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-1-41-48
3. Гонтаренко А.Ф., Кловач Е.В., Цирин И.В., Товстий М.А. Риск-ориентированный подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности и охраны труда. Индикаторы риска соблюдения обязательных требований. Безопасность труда в промышленности. 2024;(12):33–39. https://doi.org/10.24000/0409-2961-2024-12-33-39 Gontarenko A.F., Klovach E.V., Tsirin I.V., Tovstiy M.A. Risk-oriented approach to control and supervision activities in the sphere of industrial and occupational safety. risk indices for compliance with compulsory requirements. Occupational Safety in Industry. 2024;(12):33–39. (In Russ.). https://doi.org/10.24000/0409-2961-2024-12-33-39