Маркетинговые аспекты технологического развития предприятий горной промышленности

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-3-58-66

Читать на русскоя языкеС.В. Карпова, Т.В. Погодина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Горная Промышленность №3 / 2025 стр. 58-66

Резюме: Маркетинговые аспекты деятельности горнодобывающих предприятий приобретают решающее значение в условиях технологической трансформации отрасли. Остаются нерешенными вопросы организации исследований рынка в технологической сфере и определения трендов технологического развития горнодобывающих компаний. Целью исследования является развитие теоретико-методических положений и инструментария маркетинговых исследований технологического развития предприятий горной промышленности. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе технологического развития горнодобывающих компаний. Объект исследования – крупнейшие компании горной промышленности мира. Проанализирована деятельность компаний Rio Tinto, BHP Group, Vale S.A., Anglo American и ПАО «Норильский никель». Доля затрат на НИОКР в 2020–2023 гг. составляла 0,3–0,5% от выручки, что в 2,5 раза ниже среднего показателя по высокотехнологичным отраслям. Наиболее высокую рентабельность продаж демонстрирует BHP Group – 42,3%, при этом темпы прироста выручки достигают 18,7% ежегодно. Цифровизация добычных операций повышает производительность труда на 15–23%, а внедрение автономной техники сокращает операционные затраты на 12–17%. Установлено, что компании, инвестирующие более 0,4% выручки в НИОКР, показывают на 27,8% более высокий рост капитализации. Предложена концепция устойчивого технологического маркетинга в горнодобывающей промышленности, интегрирующая экономическую эффективность с экологической ответственностью и социальной приемлемостью.

Ключевые слова: горнодобывающие компании, технологическое развитие, клиентоориентированный подход, устойчивое недропользование, корреляционный анализ, рентабельность инноваций

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (проект №FRZU-2023–0008).

Для цитирования: Карпова С.В., Погодина Т.В. Маркетинговые аспекты технологического развития предприятий горной промышленности. Горная промышленность. 2025;(3):58–66. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-3-58-66


Информация о статье

Поступила в редакцию: 12.02.2025

Поступила после рецензирования: 23.04.2025

Принята к публикации: 23.04.2025


Информация об авторах

Карпова Светлана Васильевна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, директор Института управленческих исследований и консалтинга, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0002-4488-8131

Погодина Татьяна Витальевна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансового и инвестиционного менеджмента, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0002-6619-4229; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Список литературы

1. Дайман С.Ю., Островкова Т.В., Заика Е.А., Сокорнова Т.В. Системы экологического менеджмента для практиков. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева; 2004. 248 с. Режим доступа: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/dayman.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [пер. с англ.]. М.: Альпина Паблишер; 2015. 453 с.

3. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете. М.: Эксмо; 2019. 224 с.

4. Трубецкой К.Н., Чантурия В.А., Каплунов Д.Р., Рыльникова М.В. Комплексное освоение месторождений и глубокая переработка минерального сырья. М.: Наука; 2010. 437 с.

5. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика; 2002. 304 с. Режим доступа: http://web.krao.kg/6_marketing/0_pdf/23.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

6. Короткова Т.Л., Власов А.В. Роль маркетинга в коммерциализации инноваций. Практический маркетинг. 2010;(3):10–17. Korotkova T.L., Vlasov A.V. Marketing for innovations. Practical Marketing. 2010;(3):10–17. (In Russ.)

7. Собирова Ш.Р. Роль маркетинговой деятельности в обеспечении устойчивого развития горнорудной промышленности. Вестник Таджикского национального университета. серия социально-экономических и общественных наук. 2024;(5):200–205. Sobirova Sh.R. The role of marketing activities in ensuring sustainable development of the mining industry. Bulletin of the Tajik National University. Series of Economic and Social Sciences. 2024;(5):200–205. (In Russ.)

8. Перекалина Н.С., Казаков С.П., Рожков И.В. Продуктовые и процессные инновации в маркетинге. М.: РИОР: ИНФРА-М; 2013. 248 с.

9. Ибрагимова Н.У., Султанова О.И. Стратегии промышленного маркетинга в условиях технического и технологического разрыва. В кн.: Наука сегодня: теория и практика: сб. науч. ст. 11-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Уфа, 29 марта 2023 г. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет; 2023. С. 59–62.

10. Великороссов В.В., Филин С.А., Озеров С.Л., Шунин А.В., Чжао Д. Инновационная деятельность при добыче полезных ископаемых. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023;3(7):135–148. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.07.03.016 Velikorossov V.V., Filin S.A., Ozerov S.L., Shunin A.V., Zhao D. Innovative activities in mining. Ekonomika i Upravlenie: Problemy, Resheniya. 2023;3(7):135–148. (In Russ.) https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.07.03.016