Рабочее оборудование для рыхления мерзлоты. Сможет ли экскаватор заменить бульдозер?

А.Н. Казаков, руководитель отдела навесного оборудования компании Техстройконтракт

В статье рассматривается возможность использования экскаватора в такой традиционной для бульдозера сфере работ, как рыхление вечной мерзлоты и тяжелых грунтов.

Всем известно, что бульдозер – один из самых используемых видов строительной техники для разработки природных ископаемых открытым способом, а в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны бульдозер есть, пожалуй, в каждой организации, которая занимается добычей полезных ископаемых и драгоценных металлов.

Большое тяговое усилие и мощный клык-рыхлитель позволяют осуществлять разработку самых тяжелых грунтов, и другая техника такую работу не выполнит. Но «обратной стороной медали» является высокая начальная стоимость бульдозера, и чем надежнее производитель техники, тем выше его стоимость.

Механический зуб-рыхлитель

Производители дополнительного оборудования по мере развития рынка строительной техники и совершенствования технологий производства предлагают возможные альтернативы для таких работ, так как проблемы разработки грунтов актуальны везде: в строительстве, в том числе трубопроводов и дорог, в добыче полезных ископаемых.

Механический зуб-рыхлитель, устанавливаемый вместо ковша экскаватора, или гидравлический виброрыхлитель, предполагающий высокую эффективность внедрения в породу за счет вибрационного усилия, – все эти технические разработки направлены на повышение эффективности и, главное, на удешевление производимых работ. Но в процессе эксплуатации очень часто выясняется, что конструкторские новации и идеи не выдерживают реальных тяжелых условий эксплуатации, сурового климата, отсутствия опыта машинистов и такого важного фактора, как труднодоступность техники для оперативной поставки запчастей и проведения ремонта. Поэтому заявленная эффективность нередко остается в рекламных проспектах, каталогах и в идеальных условиях работы.

Мы столкнулись с большинством подобных трудностей, но не по рассказам недовольных клиентов, а на своем собственном опыте, так как наша компания занимается не только поставкой дорожно-строительной техники, но и разработкой месторождений. Слышать негативные отзывы и самим терять драгоценное время и вложенные средства, это две разные вещи. Теперь мы стали лучше понимать, почему многие компании не спешат использовать технические новинки и не стоят в очереди за новыми конструкторскими решениями. А предпочитают использовать те решения, которые сделают работу бесперебойной, надежной, пусть и более затратной.

Год назад специалисты нашей компании увидели на одном из месторождений по добыче золота 40-тонный экскаватор с необычным рабочим оборудованием: укороченной усиленной стрелой, и мощным рыхлителем вместо привычной рукояти. Экскаватор осуществлял вскрышные работы и довольно глубоко разрыхлял пласты мерзлой земли.Механический зуб-рыхлитель

Данная технология заинтересовала нас, и мы решили найти заводы-производители подобного оборудования и опробовать его на своих участках, благо, у нас есть свой парк экскаваторной техники. Интерес к использованию подобного рабочего оборудования возник с целью возможности снижения затрат на рыхлении мерзлого грунта, так как экскаваторы, которые были задействованы, плохо справлялись с этой задачей, и возникал вопрос приобретения надежного, пусть и дорогостоящего бульдозера.

После посещения нескольких заводов в Китае, сравнения производств и предлагаемой продукции наши специалисты остановились на выборе одного из них и осуществили первую поставку оборудования на свои участки на месторождениях.

Монтаж оборудования был осуществлен без особой подготовки площадки и без использования какого-либо специального инструмента. К тому же базовых знаний и навыков работы со строительной техникой у наших механиков оказалось предостаточно. Потребовалось осуществить демонтаж основного рабочего оборудования: стрелы, рукояти, ковша и гидроцилиндров. Затем была установлена новая стрела на базовый экскаватор и нестандартный гидроцилиндр, далее присоединили рукоять-рыхлитель, установили штатные гидравлические соединения, и техника была готова к работе.

Эксплуатация техники с новым рабочим оборудованием по силам любому опытному машинисту. Благодаря мощной структуре, увеличенному размеру рыхлителя и возможности поворота башни экскаватора и работы с одного положения вокруг себя за короткое время техника показала очень хорошую производительность. Следующим нашим шагом стали испытания новой технологии рыхления в реальных условиях месторождения. Нам требовалось не просто «показательное выступление», а реальное доказательство работы и отдачи вложенных средств: ежедневная многочасовая работа техники.

Работа продолжительное время экскаватором-рыхлителем выявила определенные отличия от рыхления бульдозером. Глубина рыхления мёрзлого грунта экскаватором составила более 1800 мм. А в зависимости от модели экскаватора и размеров рыхлителя глубина может достигать 2800 мм и более.

Также за счет особенностей работы экскаваторной техники снижению затрат на рыхление способствовал меньший, чем у бульдозера, на 25–30% в смену, расход топлива. Еще одно преимущество перед бульдозерной техникой в процессе длительной эксплуатации – это простое обслуживание оборудования для рыхления и меньшие затраты на техническое обслуживание и ремонт самого экскаватора.

По итогам годового опыта эксплуатации данной техники мы с уверенностью можем сказать, что вложения на приобретение и эксплуатацию экскаватора и оборудования для рыхления гораздо меньше, чем приобретение бульдозера. А производительность не уступает традиционному способу рыхления.

На данный момент мы используем уже 13 экскаваторов-рыхлителей, а более 8 единиц оборудования были поставлены нашим заказчикам и партнерам. Опираясь на положительный опыт, мы планируем развивать использование данной техники в своей работе, потому как только длительная эксплуатация покажет, сможет ли в будущем экскаватор заменить традиционный бульдозер в рыхлении мерзлых грунтов при добыче полезных ископаемых.

Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2020, стр.60