Независимый аудит как новое направление оценки промышленной безопасности на опасных производственных объектах горнодобывающего комплекса

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-4-22-26

И.И. Айнбиндер, д-р техн. наук, профессор, генеральный директор ООО «ГЕОЭКСПЕРТ»,

А.Н. Чистяков, канд. техн. наук, ведущий эксперт ООО «ГЕОЭКСПЕРТ»,

Н.Е. Зенова, ведущий эксперт ООО «ГЕОЭКСПЕРТ»,Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ГЕОЭКСПЕРТ», г. Москва, Российская Федерация;

В статье рассмотрено новое ключевое направление, применяемое для оценки состояния промышленной безопасности на горнодобывающем предприятии, и эффективность сотрудничества. Продемонстрирован опыт ООО «ГЕОЭКСПЕРТ» в проведении независимого технического аудита и актуальность этого направления деятельности. Принимая во внимание проблемы сегодняшнего дня и опыт проведения технического аудита, а также перспективы развития этой деятельности, настоящая статья и представленные в ней данные помогут предприятиям принять решение, а реальные примеры проведения аудита дадут горнодобывающему предприятию представление об использовании нового метода взаимодействия. Независимый технический аудит – это один из механизмов контроля состояния промышленной безопасности на горном предприятии, который включает в себя составление общей картины предприятия, принадлежность к опасным производственным объектам по признакам опасности, независимую проверку соответствия организации производственного процесса и структуры производства требованиям нормативных актов с целью повышения безопасности работ, повышения качества выпускаемой продукции и снижения производственных рисков. 30-летний опыт ООО «ГЕОЭКСПЕРТ» и исследование аспектов проблем горнодобывающей отрасли выделяют метод независимого технического аудита как один из основных для решения проблем промышленной безопасности и предотвращения аварийных ситуаций на предприятии.


Введение

В настоящее время все большее развитие на горных предприятиях России находит метод оценки промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) с помощью технического аудита. Целью технического аудита является повышение промышленной безопасности предприятия на основе экспертной оценки технологии, производственных и инженерных систем, текущего состояния оборудования, выявления резервов повышения эффективности, оценки будущих затрат на модернизацию и реконструкцию производства, а также на соответствие действующим регламентам и другим нормативным документам. В своем докладе генеральный директор ЗАО «Научнотехнический центр исследований проблем промышленной безопасности» (ЗАО НТЦ ПБ), член Научно-технического совета Ростехнадзора, председатель подкомитета по нормативно-правовому регулированию Комитета по ПБ Торговопромышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), д-р техн. наук, проф. Е.В. Кловач «Новации законодательства в области ПБ, технического диагностирования, технических устройств, обследования зданий и сооружений» отметила, что в прошедшем первое чтение проекте Федерального закона №1144919-7 предусмотрено, что установлены требования, касающиеся принятия решения о продлении сроков эксплуатации ТУ, ЗиС, но в соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 г., утвержденном Президентом РФ, законопроект направлен на доработку с учетом следующих позиций:

При подготовке ко второму чтению проекта Федерального закона №1144919-7 обеспечить условия профилактики и предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ; обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих создание системы аудита организаций, эксплуатирующих ОПО, в целях обеспечения соблюдения такими организациями требований в области технического регулирования, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам [1].

Горнодобывающее предприятие – это обособленная производственно-хозяйственная единица, осуществляющая разработку месторождений и переработку твердых полезных ископаемых, к которой относятся шахты, карьеры, нефтяные промыслы, обогатительные фабрики, склады и др.

Разработка месторождений сопровождается выемкой больших объемов горной массы, поэтому требует постоянного контроля за соблюдением промышленной безопасности при использовании технических устройств – горных агрегатов, задействованных в извлечении и транспортировке горной массы, а также за процессами производства работ по добыче и переработке полезных ископаемых.

Основы, принципы и этапы технического аудита

При проведении аудита горнодобывающих предприятий необходимо учитывать качество проведения всего комплекса геологических, геофизических, гидрогеологических, геомеханических, маркшейдерских работ, рассмотреть вопросы вентиляции, пылеподавления и газодинамики, пожарной безопасности. При этом оценивается соответствие технической документации, а также реального состояния выполняемых на предприятии работ требованиям и нормам промышленной безопасности. Требуют внимания и обслуживающие производства:

вспомогательные цеха, ТЭЦ и котельные, площадки ресиверов, грузоподъемные механизмы, мазутное хозяйство, системы газопотребления и газораспределения, складские помещения с химическими реагентами, токсичными и высокотоксичными веществами, основные и промежуточные склады взрывчатых веществ и др. Требования промышленной безопасности учитываются на всех стадиях: проектирования, строительства и эксплуатации горного объекта, реконструкции, технического перевооружения и консервации (ликвидации).

Проведение технического аудита на предприятиях горнодобывающей отрасли – это одно из основных направлений работ ООО «ГЕОЭКСПЕРТ».

ООО «ГЕОЭКСПЕРТ» было создано в 1993 г. и стало первой организацией, получившей лицензию на право ведения экспертной деятельности в области промышленной безопасности в горной промышленности. ООО «ГЕОЭКСПЕРТ» осуществляет экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов в горной промышленности; разработку нормативных и методических документов для обеспечения безопасности горных работ; выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью оценки деятельности существующих и создания новых эффективных технологий разработки в особо сложных условиях. В этом году наша организация отмечает 30-летний юбилей деятельности, в течение которого только за последние 10 лет проведено около 500 экспертиз промышленной безопасности по техническому перевооружению и консервации производств, обоснованию безопасности, техническим устройствам. Будущее организации связано с совершенствованием экспертной деятельности и расширением работ по проведению технического аудита на горнодобывающих предприятиях.

Для выполнения этой работы на базе нашего предприятия создаются творческие коллективы и привлекаются высококвалифицированные специалисты, аттестованные эксперты, крупные инженеры-практики.

Согласно Приложению 1 Федерального закона (далее – ФЗ) от 21.07.1997 N 116-ФЗ (в последней редакции) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» все горнодобывающие предприятия относятся к категории ОПО. Они представляют собой комплекс, включающий в себя разные виды ОПО, который редко подвергается комплексному обследованию.

При осуществлении технического аудита в первую очередь уделяется внимание проведению идентификации и определению класса опасности ОПО. В соответствии с требованиями законодательства организация, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, должна зарегистрировать в государственном реестре ОПО эксплуатируемые в ее составе опасные производственные объекты [2].

Идентификация и оформление сведений, характеризующих ОПО, позволяют определить условия, при которых ведется эксплуатация объектов как на конкретном участке производства, так и в целом по ОПО, а также обосновать присвоение ОПО соответствующего класса опасности.

Такой подход дает возможность также оценить потенциальную опасность применяемых технологий и эксплуатации соответствующего оборудования, что позволяет снизить риски возникновения аварий и инцидентов.

Горнодобывающие предприятия, сосредоточиваясь на своей основной деятельности по добыче и обогащению руды, упускают другие виды ОПО и признаки опасности, не попадающие под основные Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 №505, и не всегда учитывают нормативные акты (Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности), такие как:

• «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;

• «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 декабря 2020 г. №500;

• «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №536;

• «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. №529;

• «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. №461.

Независимый технический аудит – это один из механизмов контроля состояния промышленной безопасности на горном предприятии, который включает в себя составление общей картины предприятия, принадлежность к ОПО по признакам опасности, независимую проверку соответствия организации производственного процесса и структуры производства требованиям нормативных актов с целью повышения безопасности работ, повышения качества выпускаемой продукции и снижения производственных рисков [3].

С учетом специфики и согласно требованиям ФНП №500, для химических предприятий необходимо проводить комплексное обследование на соответствие данным Правилам, что является составной частью независимого аудита и отчетом по мероприятиям, выполненным для обеспечения промышленной безопасности.

Является ли горнодобывающее предприятие химическим и какой вид надзора определен за складами с химическими реагентами, технологией на обогатительных фабриках – это предмет открытой дискуссии, но на сегодняшний день такие предприятия попадают под химический надзор, особенно склады хранения химических реагентов.

Работа аудиторов заключается в глубоком анализе наличия и качества необходимой документации и состояния промышленной безопасности на предприятии в целом. На начальном этапе проводится оценка правильности идентификации и регистрации опасных производственных объектов, определения полноты признаков опасности согласно Приложению 2 ФЗ-116 и Положению по регистрации…, изучение Технологических регламентов предприятия, Положений, приказов, Системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) [4].

Независимая оценка включает в себя следующие этапы:

1. Оценка горных работ, технологии, оборудования, технологических регламентов, инструкций, СУПБ, ПК на соответствие Федеральным нормам и правилам не только в горнодобывающей отрасли, но и в смежных видах деятельности, таких как металлургия, использование работающего под избыточным давлением оборудования, подъемные сооружения, химические технологии на обогатительных фабриках, а также оценка зданий и сооружений, складских хозяйств.

2. Оценка соответствия документации промышленной безопасности на объектах, а также на всех этапах (эксплуатация, техническое перевооружение, реконструкция, консервация и ликвидация) действующим Федеральным нормам и правилам, другим нормативным документам.

3. Составление отчета, включающего перечень корректирующих мероприятий по устранению выявленных нарушений с учетом специфики предприятия, выдача рекомендаций по совершенствованию системы промышленной безопасности.

В настоящее время существуют следующие виды и типы технического аудита:

• внешний и внутренний (причем внутренний аудит нельзя считать независимым);

• общий (включающий вопросы охраны труда) и целевой;

• первичный и оперативный.

Внешний аудит – это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

При проведении внешнего технического аудита рассматривается выполнение всего спектра требований по промышленной безопасности, определенных законодательными актами, Постановлениями Правительства РФ и Федеральными нормами и правилами, а также соответствие предприятия заявленным лицензионным критериям и выполнение лицензионных требований [5].

В зависимости от класса опасности ОПО контролируется выполнение выданных предписаний и требований постоянного надзора для объектов I и II классов опасности. Проверяется наличие проектов на ОПО, а также правоустанавливающих документов на недвижимое имущество с правильностью определения адресов объектов, включенных в Лицензию. Горнодобывающее предприятие проходит лицензирование как на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, так и на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения и производством маркшейдерских работ [6].

Затем изучаются и анализируются технологии ведения горных работ и переработки полезных ископаемых, технологическое оборудование, оборудование, работающее под давлением, подъемные сооружения, подлежащее и не подлежащее регистрации в Ростехнадзоре, состояние зданий и сооружений, вспомогательных цехов.

Проводится оценка Положения о системе управления промышленной безопасностью и Положения по производственному контролю, документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах и иных документов, подтверждающих функционирование системы управления промышленной безопасностью – все это неотъемлемая часть технического аудита. Область построения системы управления промышленной безопасностью должна охватывать безопасность технологических процессов, безопасность условий труда на объекте и его техногенное воздействие на окружающую среду [7].

Для проведения качественной и глубокой оценки по направлениям и признакам опасности специалистами-аудиторами составляются Чек-листы, в которых конкретно для данного предприятия рассматриваются вопросы, касающиеся технологии, оборудования, зданий и сооружений.

По результатам проведенного анализа составляется Методика проведения аудита для дальнейшего использования при проведении внутренних аудитов и календарный план, который согласовывается со службами и руководством предприятия.

Тесное сотрудничество с руководством аудируемого предприятия, с технологами, со специалистами всех служб, в том числе службы производственного контроля предприятия является гарантией получения наиболее полных и актуальных сведений для проведения аудита.

Технический аудит можно поделить на три этапа.

• Этап подготовительной работы, о которой сказано выше, и который можно назвать камеральной проверкой.

• Этап выездной работы. Самый ответственный, во время которого проводится как визуальный контроль, так и фото-, видеофиксация всех отступлений и отклонений от действующих требований промышленной безопасности.

На этом этапе необходим тесный контакт с руководством предприятия, проведение промежуточных совещаний и обсуждение комплекса проблем, выявленных в результате выездного аудита, чтобы систематизировать выявленные недостатки.

• Заключительный этап – подготовка отчета и рекомендаций для предприятия для устранения выявленных нарушений и продолжения безаварийной работы.

Во время проведения аудита и при сборе необходимой информации обычно проводятся сопутствующие работы, которые необходимы предприятию и могут рассматриваться как в рамках договора на проведение независимого технического аудита, так и дополнительных договоров, это:

• консалтинговые услуги;

• анализ деятельности организации в соответствии с требованиями Федеральных Законов и Федеральных норм и правил, тестирование производственного контроля (ПК);

• разработка стандартов, регламентов, методик для проведения внутреннего аудита работниками организаций;

• разработка обоснований промышленной безопасности и проведение экспертизы промышленной безопасности;

• разработка проектов на реконструкцию;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью [8].

На практике подготовка к аудиту начинается с принятия решения руководством предприятия о его проведении.

Далее производится поиск аудиторской компании и создание аудит-группы, в которую входят в том числе работники производства, знающие все внутренние процессы и способные дать необходимые пояснения аудитору. Одна из причин, вызывающих необходимость проведения на предприятии данного вида работ с привлечением сторонней организации, – это возможность независимой оценки безопасности предприятия в целом [9].

После получения отчета по техническому аудиту для предприятия начинается новый этап, а именно составление предприятием по результатам проведенного независимого аудита комплекса долгосрочных и краткосрочных мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и отступлений [10].

Внутренний аудит – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д. Цель внедрения внутреннего аудита – эффективное систематическое наблюдение за всеми значимыми для деятельности организации обстоятельствами для оперативного влияния на них.

Для более оперативного контроля вводится оперативный аудит для специалистов 1-го уровня и персонала. По опыту проведения независимого аудита на горном предприятии можно выделить следующие недостатки в работе организаций по обеспечению промышленной безопасности:

– неэффективность организации ПК. Не в полной мере обеспечивается решение возложенных на него задач, не проводятся мероприятия, обеспечивающие выполнение новых квалификационных требований к работникам, ответственным за организацию и осуществление ПК;

– несоответствие документации ПК требованиям промышленной безопасности, не осуществляется актуализация всех приказов в области промышленной безопасности, исходных данных для анализа ПК;

– отсутствие четкого описания организационной структуры службы ПК в основных и локальных актах организации, отсутствие взаимосвязи между службами ПК, что, в свою очередь, порождает неясность и путаницу в функциональных обязанностях и зонах ответственности должностных лиц и приводит к неэффективности контроля на опасных производственных объектах;

– несоблюдение проектных параметров, технологии, отсутствие при необходимости требуемого обоснования промышленной безопасности;

– отсутствие проектной документации и технологических регламентов на отдельные технологические процессы;

– недостаточный контроль со стороны службы ПК предприятия исправности технических устройств, в данном случае горного оборудования, задействованного в добыче, транспортировке горной массы и на вспомогательных работах;

– несвоевременность освидетельствования исправности оборудования и проведения экспертизы промышленной безопасности;

– отсутствие проверок изоляции электрооборудования, плавильных кеглей, сопротивления заземляющих контуров;

– неисправность автоматики на грузоподъемных механизмах;

– отсутствие комплексного обследования химически опасного производственного объекта.

Перечисленные основные и самые распространенные на горном предприятии отступления от требований промышленной безопасности – это только часть отступлений, выявляемых при проведении технического аудита. Человеческий фактор при выполнении требований, разработанных предприятием положений и стандартов, отсутствие четких взаимосвязей и персональной ответственности обусловливают основные риски при несоблюдении требований промышленной безопасности. Без аудита (анализа) сложно системно и эффективно:

• выстроить оптимальную систему производственного контроля;

• построить систему управления в области соблюдения промышленной безопасности;

• контролировать соблюдение требований законодательства и внутренних локальных нормативных актов;

• обеспечить возможность оптимизации (в том числе автоматизации), эффективного перехода с бумажного документооборота на электронный и др.

Заключение

В результате проведения технического аудита горнодобывающее предприятие получает информацию о реальном состоянии промышленной безопасности в настоящий момент, а также готовые инструменты для повышения эффективности своей работы, снижения рисков возникновения аварийных ситуаций и поддержания высокого уровня промышленной безопасности на эксплуатируемых объектах, рекомендации по выбору оптимального пути устранения выявленных нарушений.

Мнение аудитора повышает доверие к деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц – собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти.

Таким образом, технический аудит является основным современным инструментом оценки состояния промышленной безопасности предприятия.


Ключевые слова: промышленная безопасность, технический аудит, опасный производственный объект, производственный контроль, система управления промышленной безопасности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубин А.Я. (ЗАО НТЦ) Вопросы промышленной безопасности и актуальные способы ее обеспечения на опасных производственных объектах // Безопасность труда в промышленности. 2023. №4.
2. Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. №471.
3. Певзнер М.Е. Горный аудит. Учебник. 3-е изд. М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5. ГОСТ 57194.3–2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Трансфер технологий. Технологический аудит.
6. Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. 99-ФЗ.
7. Постановление Правительства РФ №1243 от 17.08.2020 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью».
8. Федеральный Закон от 30.12.08 г. №307-ФЗ учетом изменений и дополнений) «Об аудиторской деятельности».
9. ГОСТ Р58920–2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Технологический инжиниринг и проектирование. Технический и технологический аудиты. Основные положения и показатели.
10. «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 20.09.2012 г. протокол №6).
11. Федеральный Закон от 30.12.08г. №307-ФЗ учетом изменений и дополнений) «Об аудиторской деятельности».
12. Постановление Правительства РФ 576 от 11.06.2015 г. «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».
13. Приказы Минфина РФ: от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 N 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
14. Селезнев Г.М., Ермошкин В.А., Грибков А.Б. и др. Опыт комплексного обследования состояния опасных производственных объектов на примере АО «Апатит» // Безопасность труда в промышленности. 2020.
15. Горохова Т.П., Туманов Р.И., Кручинина И.А., Селезнев Г.М., Ткаченко В.А. Опыт проведения аудита промышленной безопасности на примере ООО «ЗапСибНефтехим» // Безопасность труда в промышленности. 2022. №2.
16. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для написания статьи: www.garant.ru информационно-правовая система, www.consultant.ru информационно-правовая система, www.nalog.ru Федеральная налоговая служба, www.minfin.ru Министерство финансов РФ.

Журнал "Горная Промышленность" №4 / 2023, стр.22-26