Металлургия – экономический локомотив нашей страны
И.В. Шпуров, д-р техн. наук, генеральный директор ФБУ «ГКЗ», действительный член АГН
А.Б. Лазарев, начальник управления запасов ТПИ – главный геолог
В.Б. Саганюк, главный геолог компании ООО «ГРК БАРГОЛД»
На сегодня в России существуют отрасли, которые могут гордиться своей историей, уходящей корнями в века. Одной из них является металлургия. Металлургия России в заводском варианте получила толчок еще в начале XVIII в., когда в 1705 г. по разрешению Петра I Никита Демидов начал строительство металлургических заводов.
Огромная территория России обеспечила и обеспечивает страну запасами всех видов полезных ископаемых. И в этом – огромная заслуга геологического сообщества, причём надо отдать должное и дореволюционному, и советскому периодам. Взять, например, 60-е годы прошлого века, когда были введены в промышленный оборот и по сегодняшним меркам огромные железорудные горнометаллургические комбинаты на Урале, в Карелии, на КМА и т.д.
Россия занимает лидирующие позиции по запасам никеля, платиноидов, золота, железных руд и многих других полезных ископаемых. Благодаря этому она входит в число ведущих мировых производителей большого количества минерально-сырьевых товаров. К примеру, страна является крупнейшим в мире производителем палладия и алмазов и вторым по величине производителем алюминия, платины и никеля.
На долю России в последние годы в общем объеме экспорта приходится около 17% продукции, выпускаемой металлургической отраслью. Это третий по величине сектор после нефтяного и газового. Очевидно, что Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров в этой сфере деятельности. Например, рыночная доля России в общем объеме мирового экспорта никеля оценивается примерно в 48%, палладия – 43%, алмазов – 33%, алюминия – 26%, платины – 13%, стали – 7% и меди – 4%.
Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов твердых полезных ископаемых, приходящихся на металлургический сектор, в ценах мирового рынка определена в 4,1 трлн долл. США (без учета угля, используемого в черной металлургии).
- Стоимость разведанных и предварительно оценённых запасов групп видов полезных ископаемых на территории Российской Федерации следующая (в трлн долл. США)
При этом минерально-сырьевая база интересующих нас полезных ископаемых характеризуется крайней неоднородностью, в связи с чем не все технологически извлекаемые запасы являются рентабельными для добычи при современной экономической ситуации. Например, на долю высокотехнологичных месторождений урана «песчаникового» типа приходится всего 8% запасов, богатых хромовых руд – 25%, окисных марганцевых руд – 4%. Также 21% запасов золота заключен в упорных рудах, трудно поддающихся извлечению. Тем не менее компании привлекают новейшие технологии и осваивают крупные месторождения. Также на территории России далеко не исчерпан потенциал открытия крупных месторождений. В последние годы открыты и поставлены на государственный баланс крупные месторождения, например, меди в Хабаровском крае (Малмыш), вольфрама в Приморском крае (Скрытое) и др.
Перспективы выявления высококачественных руд некоторых видов полезных ископаемых в освоенных горнорудных районах оцениваются как невысокие.
В малоосвоенных регионах страны ситуация усугубляется высокими рисками инвестирования в развитие минерально-сырьевой базы. Это связано с вероятностным характером получения положительных результатов ГРР, а также недостаточной востребованностью новых месторождений из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Минимальная инфраструктура для разработки месторождений полезных ископаемых – транспортные коммуникации и энергетические мощности.
В настоящее время из выявленных в недрах Российской Федерации 283 видов полезных ископаемых добываются 86, основная добыча приходится на 1/5 из них.
Золото и вольфрам, по разведанным запасам которых Россия занимает второе место в мире, относятся к недефицитным твердым полезным ископаемым.
При этом прирост запасов вольфрама, железа, свинца и некоторых иных видов твердых полезных ископаемых ниже критических значений порога экономической безопасности.
Несмотря на наличие больших запасов отдельных твердых полезных ископаемых, низкое их качество, отсутствие инфраструктуры и главных потребителей, а также технологий извлечения – приводят к экономической необходимости их импорта.
Например, Россия располагает достаточно крупной сырьевой базой редкоземельных металлов (25% мировых запасов), требуемых для производства высокотехнологичной и инновационной продукции в различных отраслях промышленности, таких как металлургия, атомная энергетика, оборонка, оптика, медицина, химическая и стекольная промышленность, производство телекоммуникационного оборудования, электроника и др.
Однако из-за отсутствия полной производственной цепочки для глубокой переработки сырья спрос на эти металлы удовлетворяется за счет импорта. Также импортируются более 1/3 видов стратегического минерального сырья: марганец, хром, литий, бериллий и рений – 100%, цирконий – 98%, титан – 95%, олово – 70%, бокситы – 64%, уран – 65%, молибден – 45%.
Высока доля импортной сырьевой продукции, не относящейся к стратегическим, но имеющей важное значение для промышленности: плавиковый шпат –99 %, каолин и глинозем – 60%, полевой шпат – 40%.
Более того, мероприятиями для снижения зависимости от импорта не охвачены цирконий, бокситы, молибден, а также некоторые дефицитные виды минерального сырья. Развитие минерально-сырьевого комплекса должно способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, в целях обеспечения дальнейшего развития экономики России на долгосрочную перспективу с учетом глобальных тенденций.
Очевидно, что на сегодня для экономики России важным является повышение геологической изученности недр и развитие МСБ по многим дефицитным полезным ископаемым. Не секрет, что стоящие на госбалансе запасы, особенно разведанные и поставленные на баланс в советское время, никак не соответствуют сегодняшней конъюнктуре, как балансовые запасы, но при переоценке вполне возможно выделение частей месторождений, выгодных к отработке.
Вообще экономическая оценка запасов ТПИ в настоящее время опирается на разработки советского времени и не соответствует современным мировым тенденциям и, соответственно, не признается ни на одной бирже, включая российские.
Поэтому сегодня актуально утверждение и введение в действие новой российской классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ, которая разработана и находится на завершающих стадиях согласования в госструктурах. Цель новой классификации – обеспечить переход от административного регулирования недропользования к механизму, основанному на геолого-экономической и технико-экономической оценке возможности разработки запасов полезных ископаемых.
Задачи:
• повышение инвестиционной привлекательности отрасли за счет повышения достоверности информации при проведении экспертиз запасов и проектной документации;
• обеспечение преемственности действующей и новой российской классификации ТПИ;
• упрощение схемы утверждения запасов;
• сочетание государственных интересов с интересами бизнеса;
• сохранение базовых принципов изученности и промышленной значимости месторождений;
• снижение административных барьеров;
• гармонизация с международными системами.
Новая классификация содержит только основные принципы подсчета и учета запасов для всех видов полезных ископаемых. Особенности её применения для отдельных видов полезных ископаемых и совместимость с CRIRSCO должны обеспечиваться при актуализации действующих и подготовке новых нормативных документов. Из них в числе основных инструкции и методические рекомендации по ее применению, правила проектирования и правила разработки месторождений.
Имеющее место невосполнение запасов некоторых минерально-сырьевых ресурсов предопределяет необходимость развития рынка инвестиций в геологическую отрасль, формирование частного геологоразведочного сектора посредством внедрения в отечественную практику геологоразведочных (юниорных) компаний. Развитие системы преференций для определенных видов продукции, а также для месторождений, расположенных в отдалённых районах, может дать толчок к активации деятельности. Например, такие меры государства, как обнуление НДПИ, для оловодобывающих компаний привело к реанимации этой отрасли в России. Металлургия – один из экономических локомотивов нашей страны. Вопросы развития, конечно, существуют, но они все решаемы.
Коллеги, вместе нам всё по силам! С Днём металлурга!