Буровые с субсидией от лидера рынка
Максим Агаджанов, генеральный директор Газпромбанк Лизинг
Нефтегазовая отрасль обеспечивает половину доходов в бюджет страны. Однако чтобы обеспечивать беспрерывную поставку сырья на внутренний и внешний рынки, необходимо это сырье добыть. С учетом того что четверть работающих сегодня буровых в России старше 20 лет, а минимальная рыночная стоимость одной буровой составляет 500 млн рублей, – требуются значительные инвестиции. О том, как нефтесервисные компании сокращают затраты за счет лизингового финансирования, рассказывает Максим Агаджанов, генеральный директор Газпромбанк Лизинг.
- Максим, Газпромбанк Лизинг не первый день занимается лизингом буровых установок. Какие успехи вы можете отметить сегодня?
– Нефтегазовая отрасль – стратегически важный сектор экономики, здесь реализовываются крупные инфраструктурные проекты. За 16 лет работы на рынке лизинга мы накопили достаточно опыта в нефтегазовой отрасли, установили крепкие и надежные партнерские отношения с «Уралмаш НГО Холдинг», который является крупнейшим производителем буровых в России.
За все время работы в нефтегазовой отрасли мы профинансировали более 3500 единиц бурового оборудования на условиях финансовой аренды. Инвестиции Газпромбанк Лизинг в обновление нефтегазового оборудования превысили 41 млрд рублей. Это достойные цифры, которые позволяют нам ежегодно занимать топовые позиции по лизингу данного оборудования, а по итогам девяти месяцев 2019 года мы стали лидером сегмента, по данным RAEX.
- Какова география ваших сделок?
– Сегодня оборудование и техника, поставляемые в лизинг нашей компанией, обеспечивают эффективную работу при разработке месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, Оренбургской, Самарской областях, Республике Башкортостан, Ямало-Ненецком АО и других регионах России.
- Как оцениваете рынок бурения сегодня, и какие перспективы в части обновления основных фондов вы видите?
– Одной из главных проблем на рынке бурения сегодня, если не брать в расчет цены на нефть и прочие индикаторы, является заметное устаревание оборудования. Технологии бурения меняются, повышаются требования к техническим параметрам буровых от эксплуатантов, экологи также вносят замечания. Все это требует огромных инвестиций, капиталовложений. Мы видим ценность нашей работы в данной отрасли, поскольку рынок бурения является одним из ключевых индикаторов нефтесервисного рынка России.
Если смотреть на общемировой срез, то количество буровых вышек (нефть и газ) в августе текущего года составляло 1 782 единицы, по данным opec.org по странам, не входящим в ОПЕК. В России более 25% буровых эксплуатируется уже более 20 лет. Поэтому перспективы в части обновления основных фондов нефтесервисных компаний точно есть, и мы готовы заниматься структурированием лизинговых сделок любой сложности, в том числе с применением госпрограмм льготного лизинга.
- Расскажите о госпрограммах. Как они работают?
– Особым спросом среди крупнейших клиентов Газпромбанк Лизинг пользуется программа Фонда развития промышленности Минпромторга РФ «Лизинговые проекты», в рамках которой предоставляются льготные займы по лизингу оборудования. Эта программа действует исключительно в рамках господдержки приобретения буровых установок и действует с 2016 года.
Популярность программы обеспечивается возможностью получить займ под 1% годовых для оплаты аванса по лизингу оборудования, в том числе буровых установок. К примеру, клиент получает 135 млн рублей льготного займа на одну буровую при ее минимальной рыночной стоимости сегодня на уровне 500 млн рублей.
Для понимания о каких суммах идет речь по таким сделкам, могу привести пример одной из последних. Мы профинансировали поставку пяти буровых на общую сумму 3 млрд рублей в пользу крупнейшей нефтесервисной компании ERIELL, в том числе по программе Фонда развития промышленности.
- Какие еще программы льготного лизинга может выбрать нефтесервисная компания для удешевления проектов?
– Компании могут воспользоваться абсолютно любыми госпрограммами исходя из своих потребностей. Если приводить пример, то в октябре мы заключили договор лизинга с ERIELL на поставку 14 автомобильных кранов КАМАЗ, стоимость которых составляет 173,5 млн рублей, для выполнения работ на Уренгойском месторождении по добыче природного газа. Сделка реализована с применением механизма субсидирования строительно-дорожной и коммунальной техники Минпромторга РФ, согласно которому Газпромбанк Лизинг прошел конкурсный отбор на возмещение доходов по предоставленным субсидиям за 2018–2019 годы. Я специально привожу в пример кейсы компании ERIELL, чтобы показать возможности лизинга по удешевлению проектов нефтесервисных компаний за счет применения механизмов госсубсидирования по разным предметам лизинга. В целом, мы являемся активным участником практически всех госпрограмм субсидирования Минпромторга РФ и Фонда развития промышленности и на 1 октября 2019 года портфель Газпромбанк Лизинг превысил 60 млрд рублей по сделкам с применением механизмов льготного лизинга.
- Что будет с госпрограммами в 2020 году?
– С 2020 года планируются изменения по механизму предоставления льготного лизинга, которые вызваны необходимостью более эффективного использования бюджетных средств. Сейчас мы ждем от Минпромторга РФ окончательной редакции документа. Что же касается предприятий необрабатывающего производства, в т.ч. нефтесервисных компаний, то с 2020 года увеличивается ставка по займам до 5% годовых. А с октября 2019 года действует правило выдачи не более двух займов на одно юридическое лицо.
- Какие еще преимущества лизинг дает по сравнению с другими источниками фондирования инвестпроектов в нефтегазовой отрасли?
– Для начала необходимо подчеркнуть, что в настоящее время перед всеми нефтесервисными компаниями стоит вполне актуальная задача – снизить стоимость строительства скважин и их дальнейшего обслуживания. Старение оборудования, находящегося в эксплуатации, логично повышает уровень сложности по его обслуживанию и ремонту. Поэтому для многих нефтесервисных компаний обновление и модернизация основных средств встает во главу угла. Компании отрасли все больше отдают предпочтение лизинговому финансированию, поскольку дорогостоящее буровое оборудование и значительные инвестиционные потребности увеличивают риски и кредитную нагрузку. Лизинг позволяет избежать этого.
Кроме того, важное преимущество в лизинге – возможность структурирования комплексного решения для клиента: приобретение буровой, ее доставка, монтаж, обслуживание и проч. Лизинговая компания выступает таким единым окном для клиента, позволяя существенно экономить на временных и трудовых затратах. Еще одной лакмусовой бумажкой, которая влияет на выбор клиента в пользу лизинга, является разработка индивидуального графика платежей исходя из сезонности бизнеса и установление грейс-периода без платежей до ввода оборудования в эксплуатацию.
- Каков ваш прогноз на лизинг нефтегазового оборудования в перспективе ближайших лет?
– Динамика последних двух лет показывает увеличение спроса ровно в два раза. Если по итогам 9 месяцев 2017 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга нефтегазового оборудования составлял 10 млрд рублей, то уже по итогам 9 месяцев 2019 года – 20 млрд рублей.
По итогам текущего года ожидаем рост доли лизинга в данном сегменте на 23,2%, что в денежном выражении составит около 26 млрд рублей. На это повлияют сразу несколько факторов. Во-первых, рост цен на нефть снизил потребности в привлечении дополнительного финансирования. Во-вторых, санкции ограничили доступ российских нефтяных компаний к зарубежным технологиям и оборудованию, тем самым увеличили спрос на их отечественные аналоги. И, в-третьих, увеличение доли ТРИЗ способствует росту спроса на новое оборудование, поскольку, как было уже отмечено ранее, быстро изнашивается и не успевает за технологиями.