«Нам доверяют сложные и очень сложные проекты» Интервью с Е.А. Лобановым

Евгений Лобанов, генеральный директор ООО «КАНЕКС ШАХТОСТРОЙ»

Рудник «Скалистый» на полуострове Таймыр – один из ключевых инвестиционных проектов «Норникеля», с которым горно-металлургическая компания в значительной степени связывает дальнейшее развитие своей минеральносырьевой базы. В его строительстве участвует горнопроходческая компания «КАНЕКС ШАХТОСТРОЙ» (входит в один из крупнейших машиностроительных холдингов России). Это в том числе силами ее специалистов состоялось объединение двух рудников – «Скалистого» и «Комсомольского» – выдающийся и крайне редкий для подземного строительства проект. 30 ноября 2020 г. для горняков ознаменовалось еще одним знаковым событием: к традиционным видам работ (проходке и креплению разведочных выработок) добавилось новое направление – геологоразведочные работы (ГРР). Все работы ведутся на беспрецедентной для отечественной горнодобывающей отрасли глубине – минус 1650 и 1750 м. О том, как развивается компания, каких успехов достигла и что планирует – в нашем интервью Евгением Александровичем Лобановым, с генеральным директором ООО «КАНЕКС ШАХТОСТРОЙ».

Евгений Александрович, редакции журнала приятно встретиться с вами. Деятельность группы «КАНЕКС» регулярно освещается на страницах нашего журнала, а вы возглавляете ее шахтостроительное направление. Несколько слов о вашей карьере, вы потомственный горняк?

– Да, мой отец – горный инженер, вся его трудовая деятельность прошла на Абаканском руднике (Республика Хакасия, г. Абаза) – от проходчика до директора шахты. Я, вообще-то, мечтал о карьере летчика, но судьба распорядилась с точностью до наоборот (смеется). После школы поступил в Красноярский институт цветных металлов, все практики проходил на родном для меня руднике и после института там и остался работать. За семь лет прошел путь от взрывника подземного участка до главного инженера шахты. В 2010 г. меня пригласили в управляющую компанию «Евразруда» (г. Новокузнецк, Кемеровская область) на должность главного горняка, где я отвечал за деятельность четырех подземных и трех открытых рудников. В 2013 г. перешел в компанию «Акрон», которая в то время создавала свое самое северное предприятие – СЗФК. Там в роли первого заместителя технического директора я участвовал в строительстве известного сегодня ГОКа «Олений ручей». Уже тогда собственник группы «КАНЕКС» предлагал мне поменять суровый Кольский полуостров на Москву, и в 2018 г. я решился на это – мне всегда было интересно создавать что-то новое.

Расскажите, пожалуйста, какую задачу перед вами поставил Александр Николаевич (Канцуров)?

– Развитие шахтостроительного направления. В 2012 г. Кыштымский машиностроительный завод (выпускает специализированное горное оборудование и инструмент для добычи полезных ископаемых) выиграл тендер на производство горно-капитальных работ на Шерегешском железорудном месторождении в Кемеровской области. Для выполнения этого контракта было организовано предприятие «Уралшахтоспецстрой» (с 2019 г. – «КАНЕКС ШАХТОСТРОЙ»). Оно функционировало, но роста не было. Собственник попросил меня возглавить подразделение. В течение небольшого периода мы пополнили штат опытными специалистами, увеличили парк техники и приступили к проектам, о которых раньше и не мечтали. Сегодня наша география – вся Россия. Глубины – до –1750 м. Штат – 500 человек. В собственном парке оборудования – более 60 машин от лучших производителей специализированной техники. Темпы проходки горных выработок – в разы выше, чем те, что были вначале. А в этом году мы еще и достигли самых высоких за всю историю деятельности экономических показателей.

На каких проектах сейчас задействована ваша команда?

– Производственная деятельность осуществляется тремя шахтостроительными управлениями. Первое работает на объектах компании «Фосагро», расположенных на Кольском полуострове (Апатиты, Мурманской области). Второе – на трех подземных рудниках «Норникеля» в Норильском промышленном районе («Комсомольский», «Скалистый» и «Заполярный»). Третье ведет горно-капитальные работы в Заполярном Мурманской области, также на активе «Норникеля» – Кольской ГМК. Центральный офис находится в Санкт-Петербурге.

Как вы решаете проблему кадрового обеспечения, насколько она остра ?

– Кадры в горной промышленности решают всё. Я хорошо это знаю, потому как более 30 лет тружусь на горном производстве. В основном мы набираем персонал не по объявлению, а на основе рекомендаций рабочих и инженерного корпуса, и в целом дефицита в людях не испытываем, но определенной проблемой, конечно, было и остается найти опытного профессионала на должность начальника участка, способного эффективно руководить горнорабочими и мастерами.

Не могу обойти вниманием общемировую проблему. Какое влияние оказала пандемия на вашу деятельность?

– Сказать, что пандемия кардинально повлияла на нашу работу – это не так, сказать, что совсем не повлияла – тоже не так. Подавляющая часть наших горнорабочих работает по вахтовому методу. Самые большие сложности возникают при перевахтовке: по прибытии на рабочее место рабочие две недели находятся на карантине, им выплачивается зарплата, обеспечивается питание, но, сами понимаете, что такое вынужденное заточение может угнетать, кто-то даже уезжал. Самым сложным периодом было начало пандемии (март 2020 г.): опыт борьбы с этим злом еще не сформировался, была паника, что весь персонал заболеет, появились и заболевшие… Однако, научившись применять все меры предосторожности, необходимые для коллективного труда, мы пока эту пандемию переживаем вполне удовлетворительно, не прерывая производственный процесс.

В 2019 г. в нашем журнале прошла публикация об установлении вами производственного рекорда по проходке на руднике «Скалистый». Расскажите об этом поподробнее.

– В настоящее время немецкая Thyssen Schachtbau GmbH завершает работы по строительству и оборудованию двух вертикальных стволов, самых глубоких на евразийском континенте – вентиляционного (ВСJ10) и скипо-клетевого (СКJ1) проектной глубиной 2056 м (идет передача объектов в опытно-промышленную эксплуатацию, обучение персонала рудника). В связи с этим был объявлен тендер на следующий этап работ: проведение и крепление горно-капитальных горизонтальных выработок. Мы к тому времени положительно зарекомендовали себя на аналогичных работах на руднике «Комсомольский». Думаю, это стало определяющим фактором для руководства «Норникеля». Конкурентная борьба была достаточно острой, но победу отдали нам. Контрактом предусмотрено, что объем выработки к концу 2021 г. должен составить 45 тыс. м3 горной породы.

Единственным способом выполнить обязательства является применение современных технологий. Мы впервые в истории Норильской ГМК использовали на горно-капитальных работах новый вид крепи – самозакрепляющуюся анкерную (СЗА), благодаря которой и был достигнут высокий показатель проходки – сначала 119, а затем и 136 м одним забоем. Тем самым мы наглядно продемонстрировали возможность ведения проходческих работ со скоростями свыше 100 м в месяц против средних 50–70 м.

Какую технику вы используете при производстве горнокапитальных работ?

– Самую лучшую, от таких мировых брендов, как Sandvik, Caterpillar, Epiroc, Normet, Paus и т. п. – только с таким оборудованием можно выдержать конкуренцию. Что касается рельсового транспорта (например, вагонеток), то наши, отечественные. Скажу больше – корпоративные. Входящий в группу «КАНЕКС» красноярский машиностроительный завод «ОКБ МИКРОН» делает широкую линейку РРТ, куда входят как модернизированные изделия, так и уникальные модели. Для работы на «Скалистом» мы закупили 10 инновационных вагонеток типа ВБ-5,5М (вагонетка с боковой разгрузкой), которые при сохранении внешних габаритов имеют объем кузова на один кубический метр больше (5,5 м3) по сравнению с традиционными ВГ-4,5. Благодаря им объем перевозимой горной массы за один цикл увеличился на 20%.

Убедившись в эффективности техники, «Норникель» минувшей осенью также принял решение о покупке ещё десяти вагонеток, но уже большего объема — 7,5 м3. Эта модель производительнее своего прототипа ВБ-5,5 еще на 35%. Сегодня вся эта техника работает на наших горизонтах.

Группа «КАНЕКС» также имеет зарубежные контракты. А ваше предприятие в каких странах работает?

– Пока это страны ближнего зарубежья. У нас сложились хорошие деловые контакты с Алмалыкским ГМК (Узбекистан) – крупнейшим производителем цветных металлов в Центральной Азии. Сегодня перед комбинатом стоит задача по расширению производственных мощностей, и в ее рамках мы оказали ему услуги по проведению комплекса геологоразведочных работ. Хорошие перспективы сотрудничества складываются с Казахстаном – одной из ведущих в мире стран по запасам ценных полезных ископаемых. Рассчитываю, что в скором времени они выльются в проекты.

В чем вы видите резервы развития и повышения эффективности деятельности вашего подразделения?

– В первую очередь, в расширении линейки услуг. Горнокапитальные работы – это неотъемлемая часть общей стратегии группы по развитию EPC-проектов. Чем полнее мы можем закрыть потребности заказчиков на нашем этапе, тем компания ближе к своей цели, тем она успешнее на рынке.

Так, например, недавно мы освоили новое направление – геологоразведочные работы (ГРР), которые помогут эффективнее вести разработку месторождения. В планах – начать проходку шахтных стволов. Мы укомплектовали штат квалифицированными специалистами с опытом строительства всех типов подземных выработок, включая вертикальные, и надеемся, что скоро сможем выигрывать контракты и на этот вид работ. Продуктивной работе способствует и постоянное обновление парка машин и оборудования, благодаря чему нам доверяют вести сложные и очень сложные проекты. Надо отметить, что в России сегодня не так много шахтостроительных компаний, располагающих таким парком оборудования, как у нас. Ну и, конечно же, важно не забывать про операционную эффективность, повышать качество горно-строительных работ и смотреть немного дальше горизонта в 5 лет.

Благодарю за беседу.

Беседовал В.Д. Грунь

Журнал "Горная Промышленность" №6 / 2020, стр.62