«Я был одним из первых проводников Sandvik в мир горного дела» Интервью с Вадимом Дэйем, Sandvik
В.Г. Дей, директор департамента горного инструмента по СНГ Sandvik Mining and Rock Technology
Мы привыкли к тому, что в современном интернациональном мире нам доступны продукция и техника любых брендов. Достаточно просто выйти в интернет, найти контакты нужного импортёра или дистрибьютора и получить нужный продукт. Однако мало кто задумывался о том, что многие компании, особенно те, что давно представлены у нас, преодолели сложный путь освоения рынка, а у истоков всегда стояли устремлённые люди, преданные своему делу. Одним из таких «проводников» горной техники Sandvik в России стал Вадим Дей, ныне директор департамента горного инструмента по СНГ Sandvik Mining and Rock Technology.
Вадим Геннадьевич, расскажите, как вы пришли в профессию?
– Я вырос в Лениногорске. Это небольшой горняцкий городок в Восточном Казахстане. Мой отец был горным инженером. Разумеется, с ранних лет я невольно погрузился в мир горного дела, а такие слова, как клеть, шпур или забой, стали для меня обыденными. Мне хорошо запомнилось, как я впервые увидел массовый взрыв. Это было на одном из рудников в Риддере. До сих пор ясно помню, как задрожала земля, поднялось облако дыма, а через несколько секунд до меня добежала ударная волна. По окончании школы вопрос о дальнейшем обучении не стоял – я приехал в Москву и поступил в МГГУ, который тогда ещ¸ именовался Московским горным институтом. За всю историю учебного заведения меня можно было считать одним из лучших студентов – я учился на одни пятёрки.
Вы сразу начали работать по профессии?
– Моя специальность – горный инженер, но в силу разных причин мне пришлось поработать и механиком, и энергетиком, и даже руководителем предприятий. Об этом я нисколько не жалею, поскольку считаю, что столь разносторонняя подготовка помогла мне в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице. В 1995 году случайно в газете я увидел объявление о том, что небольшое представительство Sandvik, которое тогда насчитывало не более тридцати человек, ищет сотрудника с опытом работы в горной отрасли и бурении. На тот момент основным профилем шведской компании было изготовление сплавов, а развитие горного направления только начиналось. Фактически я стал свидетелем того, как Sandvik сделала свои первые шаги на пути к формированию того бренда, который сейчас у многих горных предприятий ассоциируется с над¸жным и производительным горным оборудованием.
Что послужило началом этой трансформации?
– В 1998 году я находился в командировке на заводе в городе Тампере, Финляндия. Отч¸тливо помню, как тогда на одном из обеденных перерывов по громкоговорителю нам сообщили знаковую новость о приобретении 90% акций компании Tamrock. Это был один из ключевых стратегических этапов реструктуризации, который был положительно воспринят всеми сотрудниками. С тех пор Sandvik приобретала одного за другим производителей техники и компонентов, чтобы предложить заказчикам комплексное решение под единым брендом. Постепенно открывались новые офисы в России, Казахстане и Украине, и настало время всерь¸з задуматься о расширении штата. Мы нуждались в квалифицированных специалистах, которые бы осуществляли продажу оборудования и бурового инструмента, а также оказывали сервисную поддержку.
Вы помните свой первый значимый контракт?
– Да, это была поставка шарошечных долот для «Ковдорского ГОКа» на 10 000 долларов. По нынешним меркам этот контракт не кажется столь внушительным, но тогда это были серь¸зные деньги, и мне приятно было осознавать, что я не зря получаю свою зарплату, помогая компании закрепиться на новом рынке. В честь моего первого профессионального успеха мне подарили роскошный кожаный саквояж, с которым я затем лет пятнадцать ещ¸ проездил по миру. Надо отдать должное руководству Sandvik, которое поощряло даже сравнительно небольшой вклад сотрудников в общее дело.
Получается, вы единолично тогда развивали направление продаж бурового инструмента на территории СНГ?
– Поначалу я неплохо справлялся один, но со временем стало очевидно, что нам необходимо не только расширять представительство в Москве, но и набирать сотрудников в непосредственной близости к предприятиям заказчиков. Прич¸м я всегда выступал за полное погружение в производственные процессы горных предприятий. На мой взгляд, функции отдела продаж любого производителя специализированной техники должны выходить за рамки подбора нужного артикула, выдачи рекомендаций и оформления договоров. Наша задача – предложить готовое решение, наилучшим образом отвечающее горно-геологическим условиям месторождения, а это невозможно сделать без хорошей теоретической подготовки и глубинного изучения особенностей горных пород, с которыми работает заказчик. Сейчас я окруж¸н первоклассными специалистами, которые прошли строгий отбор, любят свою профессию и делятся накопленным опытом с сотрудниками горных предприятий, гарантируя превосходные результаты в бурении любой сложности.
Что, на ваш взгляд, стало определяющим фактором в успешном освоении компанией Sandvik горной отрасли?
– Я бы выделил сразу несколько факторов: выдающиеся стратегические навыки руководства, внимание к кадровому вопросу, грамотное планирование и, конечно же, некоторая доля удачи, которая, впрочем, чаще всего является следствием наработанного опыта. Решение о покупке Tamrock стало тем самым «удачным» шагом, которое принесло взаимную выгоду – у приобрет¸нной компании была отличная продуктовая линейка и специфические отраслевые знания, а Sandvik располагала высокотехнологичной производственной базой, позволившей масштабировать бизнес и вывести качество продукции на новый уровень.
Как вы видите себе будущее бурового инструмента?
– Мечта любого горняка – это использовать в бурении инструмент, который не потребует заточки на протяжении всего срока эксплуатации. Безусловно, это неосуществимо, тем более что мы и сами рекомендуем производить своевременную заточку буровых коронок для продления их службы. Тем не менее Sandvik движется в сторону создания такого инструмента, делая упор на качество и инновационный дизайн профиля коронки. Все усилия инженеров сводятся к постоянному снижению стоимости пробуренного метра. На первый взгляд может показаться, что буровой инструмент дорожает, но если принять во внимание повышение его долговечности, то экономия становится очевидна. Мало того, что само по себе качество изготовления непрерывно раст¸т, предприятие тратит гораздо меньше времени на его замену и обслуживание, а оборудование простаивает реже. Здесь очень кстати приш¸лся огромный опыт компании в производстве сплавов и налаженный контроль на всех этапах производства, начиная с самого первого и важного – выбора подходящей стали.
Вы когда-нибудь задумывались о смене профессии?
– Я очень рад, что связал свою жизнь с горным делом, и не думал его предавать. Мне нравится работать с горной породой, которая вед¸т себя непредсказуемо и подталкивает к поиску новых, творческих решений. Одна и та же порода со схожими характеристиками может вести себя по-разному, и бурение скважины, которое планировали завершить за несколько часов, может затянуться на две-три смены. В этот момент открывается большой простор для творчества, которое, на первый взгляд, не вяжется с точным математическим расч¸том и сухим анализом данных. Будучи руководителем направления, я часто вспоминаю юные годы и немного завидую молодым специалистам, которые трудятся на рудниках, решают насущные задачи в полевых условиях и радуются ежедневным победам. Тем не менее, я с благодарностью принимаю возложенную на меня ответственность и испытываю гордость за свой вклад в становление компании на рынке СНГ. Двадцать пять лет работы в Sandvik не прошли зря.