Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ
Ю.Н. Малышев, акад. РАН, президент ГГМ РАН
А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАН
А.Л.Пучков, д-р техн. наук, НИТУ МИСиС
Г.И. Титов, науч. сотр., ГГМ РАН
В настоящее время наиболее острой проблемой устойчивого развития энергетического сектора РФ становится дефицит квалифицированных кадров и прежде всего, инженерно-технического персонала.
Россия в лице талантливой молодежи имеет достаточно мощный научный и творческий потенциал, что позволяет создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте, знаниях и чистых технологиях экономику. Вместе с тем эта задача сложная и многофакторная, при ее решении нужен системный подход, который позволил бы сгладить противоречия трех основных факторов устойчивого развития: экономического, экологического и социального.
Совершенно очевиден вопрос: какую роль играет образование в период информационных технологий.
Быстрое развитие информационных технологий меняет подходы и способы использования баз данных. Эти способы осваиваются молодым поколением прежде чем они научатся читать. Современный дошкольник обычно умеет находить в интернете интересные ему сайты до того, как он освоит традиционную грамоту. Эта особенность эпохи не может не учитываться в системе образования. Основные усилия обучения должны направляться не столько на запоминание, сколько на понимание. В современных условиях развития общества требуются новые подходы, адекватные задачам и требованиям, предъявляемым к современной школе. В нашем случае очень важны методы и приемы в направлении изучения естественнонаучных предметов.
Телемост-лекция С.М. Миронова «Есть такая профессия геолог», 2018
Современные условия развития общества требуют расширения и обновления естественнонаучного музея как общественной формации, призванной нести знания, духовнонравственные и культурные ценности. Важнейшим в современном образовательном процессе являются инновационные интерактивные приемы, способные расширять кругозор учащегося, помогающие творчески подходить к изучаемому объекту. Горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они в первую очередь должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры, обладающие высокими профессиональными знаниями и современными навыками управленца, глубокими практическими навыками, необходимыми на современном производстве, знание рынка, инновационный взгляд на отраслевые проблемы. Для этого прививать любовь к профессии необходимо уже со школьной скамьи, находя талантливых ребят по всем регионам РФ. Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одной из первостепенных задач в этом направлении – решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач. Не случайно так остро звучат слова Президента РФ о возрождении статуса инженерных специальностей минеральносырьевого сектора экономики.
В рамках такой программы работает первый в РФ «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля», созданный на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе. Основная цель Центра – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Одним из приоритетных направлений деятельности Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля в рамках образовательно-просветительской деятельности является реализация Проекта по формированию коммуникационной площадки для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля.
Как правильно сказал Президент РФ В.В. Путин на Совете по науке и образованию в Кремле, – начинать работу надо со школ. Сегодня на базе ГГМ РАН эта задача реально осуществляется. Здесь создана коммуникационная среда, адаптированная к новым задачам в образовательной сфере, естественные условия для гармоничного развития, воспитания, просвещения школьников. Через интерактивные приемы и инновационные методические подходы создаются условия для свободного выбора профессии.
В рамках работы центра на базе музея ведется системная работа с Департаментом образования г. Москвы, городским методическим центром по профилированию детей на специальности горно-геологического профиля. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д. Системная работа с образовательными учреждениями г. Москвы и регионами РФ уже дает свои положительные результаты. Благодаря созданной студии звукозаписи, оснащенной самым современным оборудованием, ведутся онлайнтрансляции лекций и мастер-классов, проводятся телемосты во все образовательные учреждения РФ. Телемосты, проводимые на площадке Центра, объединяют высшие и средние учебные заведения РФ и стран ближнего зарубежья, крупные сырьевые компании. Этот год начался со знакового события на площадке Центра. В феврале прошел уникальный Телемост с участием С.М. Миронова. Лекция «Есть такая профессия геолог» вызвала среди студентов большой интерес. В телемосте приняли участие 38 образовательных учреждений РФ, Казахстана, Киргизии.
Подобная форма просветительской работы позволяет работать с детьми с ограниченными физическими возможностями. В дополнение к уже работающему Центру на базе музея 8 декабря 2016 г открылась Детская интерактивная игровая, на площадях которой расположились экспозиции «Биосфера живого и косного», «Человек и биосфера», «Миры Вернадского», интерактивные тренажеры, зона кинозала (для просмотра тематических фильмов для детей и студентов).
Одна из экспозиций, созданная для слепых, слабовидящих и слабослышащих детей, позволяет самостоятельно (прикасаясь к каменному материалу) работать и получать знания. Открытие состоялось в день проведения в ГГМ РАН Всероссийского конкурса «В таланте все едины», где состоялось награждение победителей. В конкурсе участвовали и дети с ограничением по здоровью. В рамках целей и задач Центра подготовлены целевые программы по направлениям для разных возрастных групп. Также выделены отдельные программы для работы с детьми с ограниченными физическими возможностями, включающие в себя, помимо экскурсий, подготовку мастер-классов, квестов. К проведению занятий привлекаются не только сотрудники музея, но и видные ученые РАН, сырьевых вузов г. Москвы, ведущие специалисты отраслевых предприятий.
Очень важным, является внедрение в образовательный процесс инновационных программ, качественно меняющих уровень обучения. Такими являются программы МВА для менеджеров высшего и среднего звена предприятий минеральносырьевого сектора и MINI-MBA для школьников. Как известно, обучение по программам МВА должно являться той связующей силой, которая помогла бы значительно дополнить и структурировать существующие знания, позволило качественно изменить стиль мышления, сделав его комплексным и гибким. Этому полностью соответствует реализация программ МВА MINING Горного института НИТУ «МИСиС», специально подготовленная для специалистов предприятий горнодобывающей отрасли экономики России, она является высококачественным образовательным продуктом и достойным результатом бизнесобразовательной деятельности. И обязательно будет востребована у предприятий и вузов при продвижении в Центре навигации по специальностям горно-геологического профиля.
Программа с горной отраслевой специализацией MBA MINING является наиболее ценной и востребованной прежде всего потому, что она предназначена для менеджеров высшего и среднего звена горнодобывающей отрасли промышленности и является практически уникальной в истории российского рынка программ МВА.
Нет необходимости говорить о том, что наши слушатели давно уже не студенты, а специалисты высокого уровня, профессионалы, достигшие значительных успехов в карьере и занимающие значимые должности в ведущих горных компаниях. Чтобы слушатели не чувствовали себя снова студентами в университете, необходим особый подход к преподаванию и к руководству дипломными работами. Дипломы нашими слушателями делаются на животрепещущие темы экономики и менеджмента по данным именно тех предприятий, на которых они реально работают на руководящих должностях всех иерархических управленческих уровней, т.е. их дипломные работы являлись востребованными в настоящий момент времени научными исследованиями по своей повседневной работе, что придаёт практическую ценность, значимость и продуктивность программе MBA MINING.
Сейчас с уверенностью можно говорить об успешном процессе устойчивого развития инновационной программы МВА, о прохождении первого этапа истории MBA MINING и строить перспективные планы на будущее как для конкретной программы «Менеджмент горного производства », так и для всего МВА MINING. Разработаны программы специализации «Управление разработкой и реализацией инвестиционных проектов и целевых программ горного производства», «Кадровый менеджмент горного производства». В планах разработка новых программ, направление которых будет связано с глобальным освоением и энергопотреблением минеральных ресурсов.
Ведущие преподаватели MBA MINING разработали и проводят программу тренингов для выявления детей, мотивированных к деятельности в горно-геологической сфере, способных к техническому творчеству, готовых осваивать современные методы и технологии в геологии. На тренингах создается атмосфера для проявления и развития одаренных детей, их способностей, коммуникативных навыков, творческого потенциала и практических навыков.
Тренинги сфокусированы на развитии у школьников познавательноисследовательских навыков, системного и критического мышления, навыков проектной работы, умения работать в команде, эффективной коммуникации, а также развитии лидерских качеств для успешной карьеры в горногеологической сфере.
Как известно, в современном мире социального успеха добивается тот, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми, брать ответственность и постоянно развиваться, и этому надо учить со школьной скамьи. Целевой аудиторией Центра являются школьники младших, средних и старших классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, студенты профильных вузов, молодые специалисты.
Все представленные инновационные методические приемы, насыщенные интерактивными решениями, позволяют усилить работу вузов в рамках профориентации. В рамках работы Центра реализуются проект «Вырасти своего студента » и социально значимый проект «Богатство недр моей страны».
Проект «Вырасти своего студента» является лидирующим среди проектов в рамках профориентационной работы Центра. Участниками проекта стали учащиеся образовательных учреждений РФ, включая детей с ограничением по здоровью. Уникальный методический прием «Урок в музее», осуществляющийся по программе Департамента образования г. Москвы, расширяет образовательные возможности, область глубочайшего познания биосферы, выводя учащегося на совершенно новый уровень знания и совершенства.
Совершенно ясно, что такое объединение ведущих отраслевых вузов в едином проекте с естественнонаучным музеем, использование инновационных интерактивных приемов в образовательной системе для детей и молодежи сформируют принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля.