Экология в сознании человека
А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН
Г.Б. Наумов, д-р геол.-минерал. наук, советник ГГМ им. В.И. Вернадского РАН
Проблемы устойчивого развития цивилизации встают в наше время во весь рост, и нынешнее поколение должно быть готово к решению этих вопросов. Никакая наука, никакая власть не смогут ничего реализовать, если не найдут необходимой поддержки и понимания сограждан.
Не случайно на заключительном заседании Госсовета в 2016 г. Президент РФ В.В. Путин сказал: «Еще в начале XX в. Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы, и такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность. Это отражается и на самих людях» [1]. В то же время современная молодёжь, хорошо освоив поиски информации в Интернете, часто приобретает клиповое мышление, затрудняется там, где необходимо связать отдельные факты, где необходим системный подход. Своевременное экологическое просвещение, воспитание культуры личности является столь же необходимым компонентом в решении проблем устойчивого развития, как и научный поиск необходимых мероприятий и их техническая поддержка.
Постепенно становится все более ясно, что тем фундаментом, на котором должен развиваться современный подход к проблеме устойчивого развития цивилизации, может служить учение академика В.И. Вернадского о биосфере Земли, ее переходе в сферу разума – ноосферу и её производное – техносферу. Не случайно в последнее время во всех цивилизованных странах резко растет интерес к этому учению. Экологические беды все чаще и чаще посещают нашу Землю. Вопросы утилизации продуктов жизнедеятельности цивилизации с каждым годом все острее встают перед жителями России. Объем накопленных отходов в России достигает 100 млрд т, которые занимают около 4 млн га. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Президент призвал принять комплексные меры по очистке страны от мусора [2].
На рабочей встрече с Министром природных ресурсов и экологии РФ 27 ноября 2017 г. Президент подчеркнул, что «нельзя поощрять ситуацию, когда в одном месте полигон закрывают, а в другое место в совершенно неконтролируемом масштабе начинают свозить отходы на неподготовленные площадки, опять рядом с жильём и так далее. Это вызывает абсолютно законную негативную реакцию людей» [3]. Традиционно нам хочется отодвинуть беду подальше, отгородиться надежным забором. Но это – наихудшая стратегия. Запрет без дальнейших действий не только не решает проблему, но и может привести к дальнейшему осложнению ситуации, накапливая негативные силы. Гораздо мудрее честно признаться себе, что возникла серьезная проблема, и не сокрушаться по этому поводу, а спокойно проанализировать случившееся и подумать, как быть дальше. Нужен взвешенный детальный научный подход и дальнейшие комплексные действия.
Часто бывает так, что события, казалось бы, не предвещающие ничего хорошего, становятся началом новых больших удач. Человек не всегда способен адекватно оценить все возможности, которые предоставляет ему жизнь, и «просчитать» все плюсы и минусы создавшегося положения. Вспомним, что все научно-технические революции, начиная с неолитической (вымирание крупных животных, служивших основной пищей; массовый голод около 10 тыс. лет назад, переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве), в конечном счете способствовали дальнейшему развитию цивилизации. Мир вступил в XXI век. Вступил радостно, но и с тревогой. Научно-технические достижения ушедшего века существенно изменили образ жизни людей, сделали его более комфортным и свободным. Новые технологии, новые материалы, новые средства связи – физической и информационной – быстро становились повседневными, привычными, обыденными. Но за все приходится платить, и мы начинаем остро ощущать и прямые, и косвенные результаты самого технического прогресса: загрязнение окружающей среды, рост преступности, агрессивности, наркомании.
Человек не только Homo Sapiens (мыслящий), но и Homo Sapiens Faber (действующий). Все развитие цивилизаций, с момента появления человека разумного, связано с реализацией его интеллектуальной деятельности. Но почему мы только сейчас стали говорить об этом, озаботились последствиями наших инноваций?
Смена парадигм
Успешные реализации в ХХ в. новых научных открытий породили лозунг: «покорение природы», быстро охвативший все слои общественного мышления. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». (Больше чугуна, стали, угля и т.д. «на благо населения страны»). Результаты этих лозунгов стали заметны уже к концу XX в. в виде всё ускоряющегося накопления продуктов жизнедеятельности цивилизации, продуктов техногенеза.
Дело в том, что развитие в природе идет не линейно, а циклически. «Геохимическая история всех этих (циклических) элементов – писал Вернадский – может быть выражена круговыми процессами («циклами»). Каждый элемент дает характерные для определенной геосферы соединения, постоянно возобновляющиеся» [4].
Как известно, сбалансированность биосферы определяется круговоротом вещества и энергии во всех ее составных частях структуры. Скорость протекания обменных процессов разная в различных средах. В атмосфере они протекают быстрее, чем в воде, а в воде – быстрее, чем в почве, в последней – быстрее, чем в каменной оболочке Земли и т.д. Возможность природы восстанавливать естественный круговорот в биосфере в первом приближении можно отождествлять с ассимиляционным потенциалом биосферы – ее способностью усваивать и перерабатывать отходы хозяйственной деятельности человека, нивелировать энергетические, вещественные влияния человека на ее структуру и функцию посредством жизни, естественного круговорота вещества и энергии [5].
Экосистема, потребляя продукты жизнеобеспечения, должна и выделять эквивалентные количества веществ. Иначе ей грозит взрыв!
Инстинктивно ощущая рост негативных последствий, человечество выдвигает лозунг: Запретить! Запретить сбрасывать отходы. Запретить заражать почвы, воды, атмосферу. Кажется, все это правильно. Но как запретить прогресс? Более того, запрет без дальнейших действий может не только не решить проблему, но и привести к дальнейшему осложнению ситуации, накапливая негативные силы.
Технический подход к ликвидации негативных экоситуаций концентрирует внимание на создании очистительных механизмов. Такие подходы, решая локальные задачи, не охватывают проблемы в целом, поскольку требуют дополнительных затрат энергии. А энергетические ресурсы одни из самых «грязных» с экологической точки зрения. Решая задачу в одном месте, мы увеличиваем эконагрузку в другом. В результате общая ситуация не улучшается, а ухудшается [5].
Точка бифуркации
Техническая революция XX в. не внесла принципиально нового в проблему отходов жизнедеятельности, кроме количественных соотношений потребления и выделения. В сельском хозяйстве всегда широко практиковалось повторное использование органических отходов, получаемых в процессе сельскохозяйственной и бытовой деятельности. Но с развитием технического производства количество перешло в качество, заставляя искать новые выходы из тупика. До этого природной буферной емкости хватало для переработки продуктов жизнедеятельности. К концу XX в. их не стало хватать, особенно в мегаполисах и плотно населенных регионах. Поиски решений на западе начались ещё в 1980-х годах. Наряду с запретительными методами стали развиваться проекты переработки, рециклинга, утилизации и другие технологии превращения отходов в полезный продукт.
Работы успешно продолжаются. Совершенно очевидно, что отходы необходимо рассматривать как антропогенные, включая техногенные образования, которые характеризуются значительным содержанием ряда ценных компонентов (черных, цветных металлов и других материалов), пригодных для дальнейшего использования в металлургии, стройиндустрии, машиностроении, в химической индустрии, энергетике, в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности.
Сделать производство совершенно безотходным пока еще невозможно так же, как и невозможно сократить потребление продуктов производства. Площадь, занимаемая местами организованного захоронения отходов, составляет 14,7 тыс. га. Более 15% учтенных мест организованного захоронения отходов не отвечают действующим нормам. Поэтому решение проблемы переработки промышленных и бытовых отходов приобретает первостепенное значение. Кроме того, в связи с постепенным истощением природных источников минерального сырья для многих отраслей народного хозяйства приобретает особую значимость полное использование и утилизация всех видов промышленных и бытовых отходов.
На сегодня все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны, не зависимо от того, перезаряжаемы они или нет.
Европейский Совет 2 апреля 1999 г. принял специальную Директиву о свалках «Zero Waste», по которой с 2003 г. вводится запрет на сжигание автопокрышек. Термин, получивший уже достаточное распространение за рубежом, имеет два значения: «ноль отходов» и «ноль потерь».
В начале 1990-х годов в России на смену техническому мышлению пришло мышление монетарное (деньги, деньги, деньги!!!). Государство всю ответственность за утилизацию переложило на производителей. Проекты, основанные на монетарном подходе, строятся по одному алгоритму: вопрос должен решаться здесь и сейчас. Без анализа исторических корней и расчета на перспективу. Этого требует экономика, основанная на «быстрых деньгах». В результате суммарный негативный эффект не уменьшается, а растет. И будет расти дальше при существующей стратегии поведения.
Идеи не развиваются в вакууме
На Деловом Саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества во дворце Брунейского султана в ноябре 2000 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения сегодня фактически строится концепция устойчивого развития» [6].
Сказал. Но от этого мало что изменилось практически. Дело в том, что идеи, как и все живое, не развиваются в вакууме. Им тоже нужна плодородная почва. Без этого они вянут и погибают. Почва, необходимая для развития идей, – уровень коллективного мышления.
Почва, необходимая для развития экологических идей в стиле биогеохимических циклов Вернадского, создается только сейчас [7].
Эпоха всё возрастающего воспроизводства (быстрее и больше производить сейчас!!!), не думая о более дальних перспективах, о том, что почва будущего готовится сегодня. Ярким индикатором является то, что воспитание, образование и просвещение перешли в разряд услуг. Хотя во всем животном мире забота о потомстве находится на уровне основного инстинкта.
Природа не терпит пустоты
В России смена формаций произошла слишком быстро, не эволюционно, а революционно. Старое было сломано, когда новое еще не зародилось. Из-под старого выглянули древние способы мышления, характерные для давно прошедших времен. Они-то и создают наш сегодняшний менталитет. Заселение лесных регионов Европы, начавшееся еще в бронзовом веке и сопровождавшееся выжиганием лесных массивов, могло экстенсивно распространяться до полного заселения всей территории, после чего единственным путем повышения плодородности становился интенсивный путь развития.
Россия, расположенная на краю континентальной Европы, не имела этих ограничений. Обновление пахотных земель шло «прирастанием» Сибирью. Излишков урожая практически не было, поэтому рыночные отношения складывались крайне медленно (торговать было нечем). Примитивное земледелие в лесах и суровые климатические условия сильно затрудняли ведение индивидуального хозяйства, вынуждая крестьян стягиваться в общины, и способствовали формированию коллективистских принципов. Наличие свободных неосвоенных площадей оказывало расхолаживающее действие, не способствовало возникновению стимулов экстенсивного развития, а следовательно, и соответствующих способов мышления. Люди жили в нищете, впроголодь, однако в крайней сплоченности, необходимой для выживания. На этой базе устойчиво держались и крепостное право, и советские колхозы.
Процесс смены коллективного мышления сложен и длителен. В 1980-х годах одному из авторов пришлось жить некоторое время в Праге на частной квартире. Хозяйка пани Ленгартова каждый раз, возвращаясь из магазинов с покупками, развертывала все бумажки и картонки и аккуратно складывала их в специальную корзинку, которая стояла в ванной комнате. В определенные дни эта корзина выставлялась на лестничную площадку, кто-то забирал содержимое, а пани получала на счет сколько-то крон. В Германии многие городские жители имели за городом маленький садовый участок, где не было никаких заборов, но была калитка, на которую они, уходя, вешали замочек, только для того, чтобы показать, что там никого нет. Все это им казалось так же естественно, как утренний туалет. Такой менталитет вырабатывался поколениями, и раздельный сбор мусора не казался чем-то неестественным.
В России среднестатистическая российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 кг разного рода пластмасс, примерно 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок. Не менее 40% от всего накопившегося в стране мусора представляет собой ценное вторичное сырье. Однако сейчас в переработку поступает всего лишь около 7–8% бытовых отходов, а остальной мусор просто вывозится на полигоны, количество которых быстро растет. Хотя ежегодное производство твердых бытовых отходов в России приблизительно в два раза меньше, чем в западных странах, точное количество свалок неизвестно, из-за ее значительной территории и наличия тысяч несанкционированных объектов.
Необходимо отметить тот факт, что свалки занимают не только мусорные площадки, овраги и карьеры, но и плодородные почвы. В целом российские свалки занимают 0,8 млн га, то есть площадь, эквивалентную 8 городам размером с Москву.
Естественно предположить, что рост благосостояния общества, ведущий к увеличению объема потребляемых благ (одежды, мебели, бытовых приборов и т.п.) должен приводить к увеличению количества образующихся отходов, относящихся к категории ТБО.
Общее количество ТБО и их количество на одного жителя в год нелинейно зависит от уровня национального дохода на одного жителя, в большей мере определяется геополитическими и культурными факторами, влияние которых подчас является определяющим.
Европейские, в особенности – скандинавские страны, с высоким уровнем удельного ВНП, благодаря развитой культуре обитания на «тесной» территории, а также Япония с ее «религиозным» отношением к природе и одним из высших уровней доходов населения – имеют лучшие показатели по отношению ВНП к массе отходов.
Напротив, лучше обеспеченные природными ресурсами США, Канада, Австралия и Новая Зеландия при высоком удельном ВНП не стесняли себя в производстве ТБО, исходя из возможностей найти относительно дешевые территории для захоронения несортированных отходов.
Морфологический состав ТБО является одним из основных аспектов, определяющим стратегию обращения с ними, так как знание композиционного состава бытовых отходов служит основой при разработке как мер, направленных на снижение их общего количества, так и адекватных технологических процессов переработки и удаления ТБО.
Возвращение на общий путь эволюции цивилизации
Раньше или позже Россия должна встать на путь эволюции земной цивилизации, согласованный с законами природы. «Человечество – писал Вернадский – взятое в целом, не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную определенного рода геологическую работу» [8]. Суть этой работы в изменении направления и скорости естественного круговорота элементов. «Мы имеем здесь типичную картину стихийного геологического, естественного процесса». «Чрезвычайно характерно, что геохимическая роль культурного человечества совершенно соответствует геохимической роли живого вещества» [8].
Если в области производства отставания могут решаться увеличением инвестиций, то проблемы отставания науки, культуры и образования не могут быть решены одними финансовыми вливаниями. Знание, образование и профессионализм нельзя купить. Прекрасный поучительный рассказ В.Г. Короленко «Белый пудель» заканчивается словами «Эх, барин, барин, не все продается, что покупается». Купить можно только обертку – диплом, звание, но не содержимое. Нужны более глубокие подходы и проработки. Нужна систематическая, целенаправленная масштабная работа. Нужен иной менталитет, иной способ оценки ценностей.
В наше время рост общественного богатства, производительности труда и развитие производства происходит главным образом за счет совершенствования технологий на базе новых научных открытий. Более того, особенности современного информационного периода развития общества (скорость изменения технологий) заставляет государство самое серьезное внимание уделять просвещению разного направления и масштаба. Не случайно Америка с удовольствием впитывает наиболее образованных эмигрантов, и всячески старается избавиться от потоков невежественных беженцев. Сейчас нет никаких экономических причин (кроме коррупционного разбазаривания бюджета), которые могли бы помешать стране дать всей своей молодежи не только законченное среднее, но и высшее образование.
Новое время поставило и новую социальную проблему – проблему досуга, его содержания, насыщенности и действенности. Несомненно, что эта проблема тесно связана с вопросами воспитания, образования и просвещения. Неумение людей использовать свой досуг может стать не менее опасным, чем гибель от войны. Умение перевести потребность человека от примитивных животных инстинктов на более высокий уровень духовных потребностей – это и есть та новая задача, которая выдвинута информационной революцией перед школой и перед высшими учебными заведениями.
Психологический барьер
При всем том богатом потенциале, который хранится в недрах общества, Россия заметно отстает от передовых развитых стран по чисто психологическим причинам. Крупицы подсечно-огневого развития, крепостничества, монархизма, во всех его видах, чинопочитания в той или иной мере разбросанные в современном российском способе восприятия действительности миллиардами тончайших нитей ограничивают прогрессивное движение. Они хорошо фиксируются в таких устойчивых словосочетаниях, как «вот приедет барин – барин нас рассудит», «по закону или по совести», «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Весьма наглядным примером современного подсечно-огневого развития служат Подмосковные свалки. В Подмосковье, где зарегистрировано более 200 свалок, и скапливается 20% всех ТБО России, нет ни одного мусороперерабатывающего завода. Широкое экстенсивное развитие начинает уже нас душить.
Важнейшим в экологическом аспекте является формирование у молодого поколения системного мышления через понимание взаимосвязи человека с его средой обитания. Используя современные методические приемы, необходимо сформировать систему осознанного ноосферного мышления. Общее же решение упирается в психологический барьер, преодоление которого лежит через экологическое образование, воспитание и просвещение, через культуру и науку, которые в данном аспекте самым тесным образом связаны между собой. Законы природы нельзя написать. Их можно только изучить и, приняв, согласовывать с ними все свои действия.