«Старые» материалы для новой экономики

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2020-4-109-119
Кондратьев В.Б.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация
Горная Промышленность №4 / 2020 стр. 109-119

Читать на русскоя языкеРезюме: Растущая потребность в хранении энергии в электрических средствах передвижения повышает интерес к использованию аккумуляторных батарей. Это отражается в резком увеличении производства и спроса на важнейшие сырьевые материалы, которые используются в производстве батарей: литий, кобальт, никель и др. В статье сделан обзор динамики производства, структуры потребления и структуры запасов лития, кобальта, никеля, природного графита, кремния. Представлена структура использования этих полезных ископаемых в автомобиле и электромобиле. Недавние скачки цен на материалы для аккумуляторных батарей вызвали у основных игроков добывающей отрасли обеспокоенность по поводу долгосрочной доступности данных товаров и высветили разную динамику предложения. Будущее этой товарной динамики будет зависеть от нескольких факторов. Наиболее значимыми из них являются скорость внедрения электромобилей и географический сдвиг в производстве аккумуляторов. В современных рыночных условиях добывающие компании стараются переходить от достижения краткосрочной прибыли к выстраиванию долгосрочной стратегии. Эта стратегия включает в себя партнерство с производителями и поставщиками аккумуляторных батарей, автопроизводителями и финансовыми игроками. Цель такого партнерства – формирование более широкого рынка для добываемых материалов. В обзоре показано, что уже в настоящее время происходит процесс формирования глобальных цепочек стоимости, обеспечивающих прозрачность и надежность поставок материалов от шахты, в которой они добываются до производства и установки аккумуляторных батарей на электромобили.

Ключевые слова: электромобили, аккумуляторные батареи, литий, кобальт, никель

Для цитирования: Кондратьев В.Б. «Старые» материалы для новой экономики. Горная промышленность. 2020;(4):109– 119. DOI: 10.30686/1609-9192-2020-4-109-119.


Информация о статье

Поступила в редакцию: 29.06.2020

Поступила после рецензирования: 17.07.2020

Принята к публикации: 21.07.2020


Информация об авторе

Кондратьев Владимир Борисович – доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..


Список литературы

1. Majoe A. (ed.) Global EV Outlook 2017: Two million and counting. IEA Publications, 2017. DOI: 10.1787/9789264278882-en

2. Irle R. Global BEV & PHEV Sales for 2019. Available at: http://www.ev-volumes.com/country/total-world-plug-in-vehicle-volumes/

3. Sharma A. EV and the impact on the automotive value chain. May 29, 2018. Available at: https://www.autocarpro.in/feature/evsimpactautomotive-value-chain-28821

4. Lebedeva N., Di Persio F., Boon-Brett L. Lithium ion battery value chain and related opportunities for Europe. European Commission, Petten; 2016. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/jrc105010_161214_li-ion_battery_value_chain_jrc105010.pdf

5. Azevedo M., Campagnol N., Hagenbruch T., Hoffman K., A Lala., Ramsbottom O. Lithium and cobalt: A tale of two commodities. McKinsey&Company, June 22, 2018. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/metals-and-mining/our-insights/lithium-andcobalta-tale-of-two-commodities

6. Худалов М., Порохова Н. «Аккумулятивный эффект»: рост производства лития и кобальта приведет к падению цен на них. 2018. 2 апреля. Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/research/662

7. U.S. Geological Survey. Mineral commodity summaries 2020. U.S. Geological Survey; 2020. DOI: 10.3133/mcs2020.

8. Джумайло А. Россия не спешит заряжать батареи: доля РФ в мировой добыче лития и кобальта резко не вырастет. Коммерсант. 2018. 3 апреля. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3592261

9. Moreno-Brieva F., Marínc R. Technology generation and international collaboration in the Global Value Chain of Lithium Batteries. Resources, Conservation and Recycling. 2019;146:232–243. DOI: 10.1016/J.RESCONREC.2019.03.026.

10. Larrarte A.M., Claudio-Quiroga G. How to avoid flawed minerals-for-infrastructure deals like DR Congo and China’s Sicomines pact. April 3, 2019. Available at: https://qz.com/africa/1586753/china-and-dr-congo-sicomines-cobalt-mine-deal-is-flawed/

11. Campagnol N., Hoffman K., Lala A., Ramsbottom O. The future of nickel: A class act. McKinsey&Company, November 28, 2017. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/metals-and-mining/our-insights/the-future-of-nickel-a-class-act

12. Трифонова П. Батареи просят никеля. Ведомости. 2019. 19 июля. С. 11. Режим доступа: https://vedomosti.profkiosk.ru/745093