Разработка метода оценки влияния инфраструктурных факторов на финансово-экономические показатели освоения участков недр

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-3-138-142

Читать на руссА.А. Козырев, И.Э. Семенова, С.А. Жукова, О.Г. ЖуравлеваыкеН.Д. Харитонов
Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, г. Москва, Российская Федерация
Горная Промышленность №3 / 2023 стр. 138-142

Резюме: Статья представляет собой исследование, посвященное разработке метода оценки влияния инфраструктуры на оценку финансовых показаний для разработки недр. Автор статьи обосновывает необходимость разработки нового метода, который позволит более точно оценивать влияние инфраструктуры на финансово-экономические показатели освоения участков недр. В статье рассматриваются основные компоненты метода, такие как анализ инфраструктуры, определение связи финансовых показателей и инфраструктурных особенностей. В результате исследования были разработаны и учтены коэффициенты для оценки месторождения, такие как: водоснабжение, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура и энергоснабжение ближайших районов. Одним из основных преимуществ разработанного метода является его практическая применимость. Он может быть использован как на этапе планирования, так и на этапе реализации проектов в области освоения участков недр. Результаты оценки могут помочь принимать решения по оптимизации инфраструктуры и улучшению финансовых показателей проекта. Результаты проведенных исследований представляют интерес для специалистов в области геологии, экономики и управления природными ресурсами.

Ключевые слова: оценка месторождений, геология, полезные ископаемые, разведка, экономика, разработка месторождения, горная промышленность, разведка полезных ископаемых, разработка месторожденийа

Для цитирования: Харитонов Н.Д. Разработка метода оценки влияния инфраструктурных факторов на финансово-экономические показатели освоения участков недр. Горная промышленность. 2023;(3):138–142. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-3-138-142


Информация о статье

Поступила в редакцию: 19.04.2023

Поступила после рецензирования: 05.05.2023

Принята к публикации: 10.05.2023


Информация об авторе

Харитонов Николай Дмитриевич – аспирант кафедры геологии и маркшейдерского дела, Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Введение

Геолого-экономическая оценка месторождений является одним из важнейших этапов в геологоразведочной деятельности [1]. Этот процесс необходим для определения ценности участка недр, а также определения сложности добычи полезных ископаемых.

Однако добыча полезных ископаемых является сложным и многоступенчатым процессом. Он включает в себя глубокое исследование месторождения, проведение буровых работ, различные методы добычи и переработки. Все это требует больших финансовых и временных затрат [2]. Оценка ценности участка недр, как правило, основывается на нескольких факторах. Первым из них является стоимость добычи, которая включает в себя расходы на геологоразведочные работы, буровзрывные работы, погрузку, перевозку, переработку и др., а также качественные и количественные характеристики минерального сырья. Вторым фактором является необходимость удовлетворения спроса рынка, который может меняться в зависимости от экономической ситуации 1.

Оценка месторождения позволяет определить достоверность и рентабельность добычи полезных ископаемых, а также понять, насколько эта добыча экологически безопасна, обеспечивает не только экономическую выгоду, но и сохраняет природные ресурсы для будущих поколений.

Главные факторы при оценке месторождения

Главными факторами, которые учитываются при оценке, являются геологические особенности месторождения (например, тип полезного ископаемого, глубина залегания, размер рудных тел и т.д.), а также экономические факторы, которые включают стоимость разведки и добычи, наличие инвестиционного капитала [3].

В данной работе мы предлагаем провести оценку месторождений с учетом инфраструктурных факторов, таких как социальная и транспортная инфраструктура, наличие водных и энергетических сооружений, для определения и расчета первоначальных затрат на разработку месторождения. Инвестиции в разработку месторождения (ИН или In) – это первоначальные и последующие вложения капитала в разработку месторождения, которые А.Г. Попов [4] представляет с помощью формулы:

ИН = ИН0 + ИНi, (1)

ИНi = КЗвос + КЗзр, (2)

ИН0 = (НПФ+ПФ) * Кит + Коб + КЗвос + Кзр, (3)

где ИН0 – первоначальные вложения; ИНi – последующие вложения; Коб – оборотный капитал; НПФ – непроизводственный фонд капитальных затрат; ПФ – производственный фонд капитальных затрат; КЗвос – капитальные затраты восстановления ОС; КЗр – капитальные затраты реновации производства;

Кит – итоговый балл оценки инфраструктурных особенностей месторождения:

итоговый балл(мб Кит)= 138 f4(4)

Итоговый балл – сумма баллов по всем факторам, умноженных на их весовой коэффициент, что и позволяет оценить удобство использования месторождения в общей сложности.

В данной формуле: водоснабжение Rв, транспортная доступность Rтд и энергетическая инфраструктура Rэ, социальная инфраструктура, Rси – факторы, которые оцениваются в баллах от 0 до 1 и являются мерой удобства использования месторождения.

Весовой фактор Кв, Ктд, Кэ, Кси определяет важность каждого фактора для конкретного полезного ископаемого, однако некоторые полезные ископаемые можно объединить в подгруппы, в которых важность одного фактора выше остальных, что увеличивает весовой коэффициент (табл. 1) [5].

Таблица 1 Зависимость весовых коэффициентов

Table 1 Dependence of weight coefficientsТаблица 1 Зависимость весовых коэффициентов Table 1 Dependence of weight coefficients

Доступность транспортной инфраструктуры

Для разработки месторождений полезных ископаемых важной составляющей является доступность транспортной инфраструктуры. Этот фактор может существенно влиять на экономическую эффективность добычи, а также на ее экологическую безопасность [6].

Хорошо развитая транспортная инфраструктура позволяет уменьшить вклад в первоначальные инвестиции и уменьшить себестоимость добычи ископаемого, зависящего от стоимости доставки:

, (5)

где МС – количество полученного минерального сырья (добытое, обогащенное, первично переработанное полезное ископаемое), проданное и транспортированное минеральное сырье до пункта реализации (порт, завод и пр.) с учетом всех расходов.

Одним из примеров зависимости можно считать угольную промышленность в России, где из-за недостаточно развитой транспортной инфраструктуры увеличиваются расходы на доставку угля до портов.

Однако кроме расположения с транспортными узлами на фактор транспортной инфраструктуры также влияет и «Состояние дорог и коммуникаций» по пути следования.

Фактор «Состояние дорог и коммуникаций» относится к оценке технических возможностей проезда транспортных средств к залежам и состояния дорожной инфраструктуры в целом. Важным аспектом этого фактора является не только наличие дороги, но и ее качество, достаточность грузоподъемности мостов и тоннелей, наличие мест для парковки техники и возможность обеспечения быстрого и качественного ремонта дорог.

Например, при проведении работ на месторождениях стратегически важной нефтегазовой компании в Африке были выявлены проблемы с доступностью дорог и их качеством. Данный фактор сказался на персонале, приводя к недостаточному выполнению работ и продлению сроков их выполнения.

Объединив эти факторы в один, можем получить общий фактор «Транспортной доступности» (табл. 2).

Таблица 2 Транспортная доступность

Table 2 Transport accessibilityТаблица 2 Транспортная доступность Table 2 Transport accessibility

Среди всех факторов, учитываемых при оценке месторождений, фактор состояния дорог и коммуникаций должен учитываться как один из основных критериев.

Наличие энергоинфраструктуры

Наличие энергоинфраструктуры при разработке месторождений полезных ископаемых является критически важным фактором для успешной и эффективной добычи. Наличие энергии позволяет проводить работы на месторождении, а также обрабатывать и транспортировать добытый материал [7].

При добыче полезных ископаемых разных типов (угля, нефти, газа, руды и т.д.) предъявляются свои требования к энергоинфраструктуре, что определяет необходимость индивидуального подхода и адаптации стратегии разработки месторождения. С учетом этого фактора наличие «подходящей» энергетической инфраструктуры существенно снижает объём первоначальных инвестиций [8]. С учетом расположения и наличия энергоструктур классификацию месторождений можно сделать по следующим признакам (табл. 3):

Таблица 3 Классификация месторождений по степени наличия энергоструктуры

Table 3 Classification of deposits according to the degree of energy infrastructure availabilityТаблица 3 Классификация месторождений по степени наличия энергоструктуры Table 3 Classification of deposits according to the degree of energy infrastructure availability

Наличие водообеспечения

Наличие водоснабжения является одним из важных факторов, который необходимо учитывать при оценке и разработке месторождений [9]. Необходимость оценки и разработки месторождений с учетом наличия водной инфраструктуры становится жизненно важной задачей для любой компании, занимающейся добычей природных ресурсов.

Из-за разнообразия водных ресурсов введем классификацию различных видов инженерных и природных сооружений.

К водным объектам, которые учитываются в данном факторе, относятся: подземные воды, поверхностные воды, включая реки, озера, водохранилища, талые и дождевые воды, а также водные ресурсы морей и океанов [10]. Для классификации месторождений по степени обеспеченности водными ресурсами недостаточно одной информации о самой водной инфраструктуре района, так как не все полезные ископаемые требуют больших объёмов водных ресурсов в процессе их добычи и переработки (табл. 4) [11].

Таблица 4 Виды месторождений по степени обеспеченности водными ресурсами

Table 4 Types of deposits according to the degree of water resources availabilityТаблица 4 Виды месторождений по степени обеспеченности водными ресурсами Table 4 Types of deposits according to the degree of water resources availability

Наличие социальной инфраструктуры

Для расположения любого горного предприятия первым делом необходима установка качественного социального «Фундамента» [10] – наличие базовых услуг для удовлетворения потребностей рабочего персонала – для дальнейшего проведения работ. Вне зависимости от полезного ископаемого социальная инфраструктура всегда одинаковая. Классификация социальной инфраструктуры при разработке месторождений может быть представлена как формула, также в табл. 5 можно увидеть распределение факторов наличия социальной инфраструктуры:

138 f6(6)

На основании этих критериев можно сделать распределение месторождения по расположению относительно развитых или слаборазвитых районов страны.

Важно отметить, что степень развития социальной инфраструктуры может зависеть не только от местоположения месторождения, но также от уровня развития страны, региона или состояния рынка полезных ископаемых.

Заключение

Разработка метода оценки влияния инфраструктурных факторов на финансово-экономические показатели освоения участков недр является важным шагом для определения оптимальных условий разведки и добычи природных ресурсов. Этот метод позволяет учитывать все необходимые факторы, такие как доступность и состояние дорог, наличие энергоснабжения и связи, наличие необходимых линий передачи, условия жизни и работы персонала.

Такой метод оценки необходим для выявления наиболее целесообразных условий освоения недр как в финансовом, так и в экономическом аспекте, и может повысить эффективность проведения работ. Он также может помочь определить необходимый уровень инвестиций в инфраструктуру для успешной реализации проекта.

Таблица 5 Критерии классификации социальной инфраструктуры

Table 5 Criteria for classification of social infrastructureТаблица 5 Критерии классификации социальной инфраструктуры Table 5 Criteria for classification of social infrastructure


Список литературы

1. Асанов М.А., Кадыкова М.Б. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых. Алматы; 2012. 92 с.

2. Городнянский И.В. Экономические и правовые основы недропользования. Бишкек: Изд-во КРСУ; 2014. 246 с.

3. Самсонов Н.Ю., Семягин И.Н. Обзор мирового и российского рынка редкоземельных металлов. ЭКО. 2018;44(2):45–54. Режим доступа: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/730

4. Попов А.Г. Экономические основы разведки и разработки месторождений. Твердые полезные ископаемые. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2022. 112 с.

5. Замотин В.Б., Кошкина Л.Б., Лысков И.А. (сост.) Подсчет запасов твердых полезных ископаемых. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та; 2012. 33 c.

6. Полуфунтикова Л.И., Сандакова Л.Г. Организация геологоразведочных работ и сметно-финансовые расчеты. Якутск: ИПК СВФУ; 2012. 107 с.

7. Плякин А.М. Подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых. 2-е изд. Ухта: УГТУ; 2011. 235 с.

8. Valacchi G., Raffo, J., Daly, A. Et al. Mining innovation and economic cycles: how commodity prices affect mining related patenting? Mineral Economics. 2023. https://doi.org/10.1007/s13563-022-00359-7

9. Hго Чан Тхиен Кюи, Кириченко Ю.В. Минеральный потенциал подводных месторождений в Южно-Китайском море Вьетнама. Горная промышленность. 2020;(1):140–143. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2020-1-140-143

10. Ческидов В.В., Барабанов Н.Н., Ложкин М.О., Смирнов П.А., Лагутина А.А. Анализ закономерностей распределения соединений серы и железа на примере намывных техногенных массивов. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2021;(3):142–153. https://doi.org/10.25018/0236-1493-2021-3-0-142-153

11. Cheskidov V.V., Lipina A.V., Manevich A.I., Kurenkov D.S. Status monitoring of sloping structures. In: Litvinenko V. (ed.) Topical Issues of Rational Use of Natural Resources. Proceedings of the International Forum-Contest of Young Researchers, 2018, St. Petersburg, April 18–20, 2018. St. Petersburg; 2019, pp. 41–47. https://doi.org/10.1201/9780429398063