Возможность применения различных типов ленточных конвейеров при циклично-поточной технологии глубоких карьеров
В.И. Галкин, Е.Е. Шешко
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС». г. Москва, Российская Федерация
Горная Промышленность №3 / 2023 стр. 117-122
Резюме: Происходящее в настоящее время углубление карьеров приводит к ухудшению условий эксплуатации горнотранспортной техники в системе цикличной технологии с применением автотранспорта, что приводит к неизбежности внедрения циклично-поточной технологии с применением подъёмных ленточных конвейеров – как традиционных, так и специальных. В связи с этим возникает необходимость оценки возможности их применения в конкретных условиях эксплуатации. Выполнен технический анализ подъёмных систем с применением традиционных ленточных конвейеров в условиях Лебединского, Михайловского ГОКов, АО Карельский окатыш, а также крутонаклонных с прижимной лентой, трубчатых ленточных со специальной шевронной лентой и конвейеров типа RopeCon. Установлено, что для карьеров с производительностью выше 20 млн т/год наиболее перспективным является ленточный крутонаклонный конвейер с прижимной лентой, а для карьеров с малой производительностью – до 10 млн т/год – трубчатые крутонаклонные.
Ключевые слова: циклично-поточная технология, ленточный конвейер, крутонаклонный конвейер, трубчатый конвейер, производительность, длина, лента, высота подъёма, коэффициент готовности
Для цитирования: Галкин В.И., Шешко Е.Е. Возможность применения различных типов ленточных конвейеров при циклично-поточной технологии глубоких карьеров. Горная промышленность. 2023;(4):117–122. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-4-117-122
Информация о статье
Поступила в редакцию: 25.05.2023
Поступила после рецензирования: 29.06.2023
Принята к публикации: 01.07.2023
Информация об авторах
Галкин Владимир Иванович – доктор технических наук, профессор, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Шешко Евгения Евгеньевна – кандидат технических наук, профессор, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Введение
В настоящее время значительная часть крупных карьеров, добывающих руду, достигла глубины разработки 600 м и более, при этом в перспективе их проектная глубина может достигать 800–1000 м. Углубление карьеров приводит к резкому ухудшению условий эксплуатации горной техники в системе цикличной технологии (ЦТ) разработки месторождения с применением автотранспорта или железнодорожного транспорта, сопровождается увеличением затрат на перемещение полезного ископаемого и возрастанием вредных выбросов от автотранспорта в атмосферу, что занимает значительную часть в себестоимости добычи полезного ископаемого [1; 2]. В связи с этим единственным возможным способом подъёма горной массы из карьера и транспортирования на его поверхности может быть только циклично-поточная технология (ЦПТ) [3].
Основными факторами, влияющими на выбор в пользу применения ЦПТ, являются: глубина карьера и производительность; расстояние транспортирования (плечо откатки), которое регламентируется для автомобильного транспорта ≈ 4–5км, а также срок эксплуатации карьера, составляющий не менее 12–15 лет.
Кроме того, при внедрении на горном предприятии ЦПТ можно уменьшить затраты на автотранспорт за счёт снижения количества рабочих самосвалов в среднем на 40%, что приведёт к уменьшению выброса пыли на 30% и уменьшению объёмов отработки вскрыши на 35%.
На основании анализа информации из публикаций об инвестиционных затратах горнодобывающих компаний по применению комплексов ЦПТ можно констатировать, что зависимость вложений в дробильно-конвейерный комплекс (ДКК) от годовой производительности карьеров близка к прямо пропорциональной, но с незначительной тенденцией возрастания в области высоких производительностей в интервале от 40 до 60 млн т/год (рис. 1) [2]. Следует отметить, что для более глубокого анализа инвестиций ДКК необходимо рассматривать зависимость технико-экономических показателей не только от производительности, но и от эксплуатационных параметров подъёмного конвейерного комплекса: степени дробления руды; угла наклона, высоты подъема, протяженности и конфигурации трассы конвейера; типа ленты, её ширины и скорости движения; количества конвейеров в линии от дробилки до склада.
Состояние рассматриваемого вопроса
При применении ЦПТ в качестве основного транспортного средства, осуществляющего подъём горной массы на поверхность карьера и дальнейшее её транспортирование до обогатительной фабрики или до места складирования, применяются обычно стандартные ленточные конвейеры. Вместе с тем в зависимости от технологии ведения горных работ, помимо дробильного комплекса, установленного в карьере, могут быть эффективны в качестве «подъёмных» и ряд других перспективных типов ленточных конвейеров:
• крутонаклонный ленточный конвейер с прижимной лентой с углом подъёма до 90°;
• ленточный трубчатый конвейер с углом подъёма до 25°, а также со специальной гофрированной лентой до угла подъёма 45°;
• ленточный конвейер типа RopeCon с гофрированной лентой на ходовых опорах и перегородками с углом подъёма до 35°, благодаря появлению в промышленности следующих инновационных решений: высокопрочных, энергосберегающих резинотросовых конвейерных лент с прочностью до 10 000 Н/мм ширины ленты; роликоопор с низким коэффициентом сопротивления вращению ω^'= 0,022 и пробегом подшипников до 50 000 ч; приводных блоков мощностью по 5000 кВт и более; инновационных систем автоматизации и средств контроля за функционированием основных узлов конвейера.
Рассмотрим более подробно перечисленные варианты применения различных типов ленточных конвейеров в качестве подъёмных.
Установка традиционного ленточного конвейера с углом подъёма до 16° возможна при трассе, проложенной по диагонали на борту карьера, или при проходке траншеи или полутраншеи, в связи с чем значительно возрастают затраты на горно-капитальные работы, которые увеличивают стоимостные параметры транспортного комплекса.
В последнее время такие транспортно-технологические системы успешно применяются на следующих карьерах. Лебединский ГОК компании «Металлоинвест» в 2022 г. запустил в эксплуатацию комплекс ЦПТ, включающий два дробильных комплекса и две параллельные подъёмные конвейерные системы длиной 3773 м каждая, разработанные германской фирмой Tssenkrupp.
Загрузка каждой транспортной цепочки начинается с пластинчатого питателя длиной L1=10 м, на который поступает руда крупного дробления из дробилки. С пластинчатого питателя руда перегружается на погрузочно-разгрузочный ленточный конвейер длиной L2=101 м, имеющий скорость движения ленты v2=2 м/с, с которого перегружается на разгонный конвейер длиной L3=30 м со скоростью ленты v3=4 м/с. Применение погрузочно-разгрузочного конвейера связано с формированием направления движения грузопотока руды, совпадающего с направлением движения ленты подъёмного конвейера.
Разгонный конвейер загружает руду на подъёмный ленточный конвейер длиной L4=3150 м, который состоит из двух участков – подъёмного с углом наклона +15° длиной 985 м, поднимающего груз на высоту +294,3 м и проходящего по диагонали борта карьера, а также горизонтального участка длиной 2165 м, располагаемого на поверхности карьера. Суммарная мощность двухбарабанного регулируемого привода каждого подъёмного конвейера составляет 7500 кВт. С разгрузочного барабана наклонного конвейера руда поступает на перегрузочный конвейер длиной L5= 482 м, высотой подъёма +3,7 м и мощностью привода 355 кВт. С этого конвейера руда поступает в бункер и затем на конвейерную систему буферного склада крупнодроблёной руды 1.
Производительность каждого конвейера в транспортной цепочке конвейерного подъёма по руде составляет 5500 т/ч, ширина резинотросовой ленты – 1600 мм при регулируемой скорости до 5,35 м/с.
Если принять коэффициент готовности каждого ленточного конвейера в транспортной цепочке и перегрузочного пункта равным KГ=0,98, что для перегрузочного пункта является «явно» завышенной величиной, то при установке в линию шести конвейеров (пяти ленточных и одного пластинчатого), а также наличия шести перегрузочных пунктов – суммарный коэффициент готовности такой транспортной системы получается равным KГΣ = 0,77. На одном из бортов Михайловского ГОКа для подъёма руды также используется подобная транспортная система, но имеющая большую производительность и меньшую длину.
Для этой системы из-под дробилки руда транспортируется сначала пластинчатым питателем, затем перегружается на ленточный разгонный конвейер с шириной ленты В = 2000 мм, длина транспортирования которого L1= 50 м, угол подъёма β1 = +4°, производительность Q = 7200 т/ч. Далее руда поступает на подъёмный ленточный конвейер с шириной ленты В2 = 1600 мм, который устанавливается в траншее, пройденной под углом β2 = +13° по борту карьера. Длина конвейера L2 = 800 м, причём наклонный участок имеет длину 700 м, а оставшиеся 100 м – горизонтальный участок на поверхности карьера, где расположен привод конвейера. Подъёмный конвейер перегружает руду на 3-й конвейер, установленный на поверхности карьера под углом β3 = +10°, имеющий ширину ленты 1600 мм. Длина конвейера L3 = 650,0 м, причём наклонный участок имеет длину 580 м, а оставшиеся 70 м – горизонтальный участок, где установлены привод и узел перегрузки.
Четвёртый конвейер с такой же шириной ленты – горизонтальный, имеет длину L4 = 960 м, транспортирует руду на склад. На ставе этого конвейера установлен штабелёр, осуществляющий складирование доставленной руды.
Таким образом, мы имеем транспортную систему, состоящую из четырех конвейеров, с четырьмя узлами перегрузки и общей длиной L = 2460 м. Коэффициент готовности такой системы будет составлять KГΣ = 0,85.
АО Карельский окатыш компании ПАО Северсталь в 2023 г. закончил строительство проекта по транспортированию железной руды и вскрыши на поверхность карьера за счёт применения ЦПТ с целью уменьшения затрат на транспорт. Для этого в карьере на глубине 236 м установили две дробилки для измельчения руды и вскрышных пород. Измельченные руда и порода перегружаются двумя разгрузочными ленточными конвейерами на два подъёмных ленточных, смонтированных параллельно в траншее, пройденной под углом +14° до поверхности карьера на высоту +236 м. На поверхности карьера руда перегружается на складской стационарный конвейер, который укладывает руду в штабели, а затем погрузчики загружают её в думпкары для доставки на дробильно-обогатительную фабрику. Следует отметить, что в установленных транспортных системах для перегрузки руды и породы из-под дробилок на подъёмные конвейеры отсутствуют пластинчатые питатели, что положительно влияет на надёжность работы конвейерных линий.
Вскрышная порода с подъёмного конвейера на высоте +225 м перегружается на поверхностный соединительный конвейер, установленный под углом +7° и поднимающий породу ещё на +107 м, где она перегружается на отвалообразователь и отсыпается в отвал.
Технические параметры всех используемых конвейеров в цепочке подъёма руды и породы представлены в табл. 1. На основании принятой ранее величины коэффициента готовности ленточного конвейера и перегрузочного пункта, равной KГ = 0,98, получаем: для подъёмной конвейерной линии, состоящей из трех ленточных конвейеров, транспортирующих руду, длиной LΣ = 2408 м , суммарный коэффициент готовности будет равен KГΣ = 0,88, а для транспортирования дроблёной породы конвейерной линией, состоящей из четырех ленточных конвейеров длиной LΣ = 3917 м и четырех перегрузочных пунктов, суммарный коэффициент готовности будет KГΣ = 0,85.
В последние годы некоторые крупные рудные карьеры России – Оленегорский, Михайловский ГОКи – начали использовать ЦПТ с применением крутонаклонных ленточных конвейеров с прижимной лентой, которые установлены под углом +37°.
Конструктивной особенностью такого конвейера является наличие двух ленточных контуров – грузонесущего и прижимного, что отражается на капитальных затратах и монтаже. Достаточно подробно о преимуществах, а также конструктивных и эксплуатационных особенностях КНК изложено в статье [4].
С учётом опыта эксплуатации КНК в Мурунтау (Узбекистан) на Оленегорском и Михайловском ГОКах можно обозначить наиболее проблемные конструктивные узлы, влияющие на их эксплуатационные параметры:
• по возможности применять на грузонесущем полотне конвейера арамидные ленты, погонный вес которых в среднем в 1,5 раза меньше, чем резинотросовых, что повлечёт уменьшение диаметров и веса приводных, натяжных и отклоняющих барабанов, а также уменьшение потребляемой мощности привода;
• обосновывать параметры переходного загрузочного участка;
• обосновывать параметры прижимных устройств ленты в зависимости от длины става крутонаклонного участка конвейера;
• осуществлять расчёт и выбор подшипниковых узлов роликоопор грузовой ветви конвейера с учётом дополнительных усилий, возникающих от веса прижимной ленты и усилий прижимных устройств.
Наиболее эффективные области применения крутонаклонного ленточного конвейера с прижимной лентой при циклично-поточной технологии с установкой его под углом больше 30° в сравнении с экскаваторно-автомобильным транспортом; подъёмным традиционным ленточным конвейером; крутонаклонным ленточным трубчатым конвейером – представлены в работах [5; 6].
Возможность применения при ЦПТ в качестве подъёмных трубчатых ленточных конвейеров (ЛТК), которые в определённых условиях могут конкурировать с крутонаклонными конвейерами с прижимной лентой, рассмотрена в работе [4].
В традиционном исполнении ЛТК может транспортировать насыпной груз с углом наклона до +25°, однако с учётом экспериментальных исследований, проведённых в Германии на трубчатом конвейере, была установлена специальная конвейерная лента с шевронными выступами, препятствующими скатыванию транспортируемого груза2 [7–9]. В результате область его применения расширилась до угла наклона в +46° и глубины до 700 м. Кроме того, он может транспортировать груз по пространственной криволинейной трассе с радиусом кривизны в 450 м и максимальным размером куска до 350 мм. Производительность конвейера с такой лентой может быть до 6000 м3/ч при скорости её движения 4 м/с.
Следует отметить существенные недостатки ЛТК, влияющие на их стоимостные параметры, которые заключаются в следующем: завышенная стоимость конвейерной ленты; при равной ширине ленты площадь сечения располагаемого на ней груза, а следовательно, и производительность – у традиционного ленточного конвейера на 25% больше, чем у ЛТК; сложности с обслуживанием; количество роликов, приходящихся на единицу длины става ЛТК, в два раза больше, чем у крутонаклонного конвейера с прижимной лентой (КНК). При этом удельная металлоемкость става трубчатого ленточного конвейера (без опор, ленты и приводной станции) при диаметре трубы 800 мм и ширине ленты 2300 мм составляет 1,15 т/м, а у КНК с прижимной лентой шириной 2000 мм при той же производительности – 1,74 т/м, что на 34% больше, чем у трубчатого ленточного конвейера [4].
Ленточный конвейер типа RopeCon® с гофрированной лентой, перегородками и на ходовых опорах также может применяться в качестве подъёмного с углом наклона до +35°. Его конструктивные и эксплуатационные особенности достаточно подробно представлены в работах [10–13]. Линейный став рассматриваемого нами конвейера представлен на рис. 2, он состоит из шести однотипных стальных канатов, состоящих из несущих канатов 6 и направляющих канатов 5 для ходовых роликов грузовой и порожней ветвей. Конвейерная лента 1 с гофрированными бортами снабжена ходовыми роликами 2 с осями, закреплёнными на нижней обкладке ленты с заданным интервалом. Все канаты объединены между собой в вантовую систему с помощью опорной рамы 4, имеющей захваты 7 и кронштейны 3.
Данные проекта установки под углом +22° к горизонту конвейера RopeCon® длиной 945 м, производительностью 5000 т/ч для транспортирования медной руды из карьера глубиной 350 м представлены на портале недропользователей dprom.online 3.
На рис. 3 изображена схема установки данного конвейера в карьере, из которой видно, что его канатный став смонтирован над уступами без промежуточных опор, а привод установлен на почве поверхности карьера. В табл. 2 представлены исходные данные и результаты расчёта основных параметров конвейера RopeCon®, изображённого на рис. 3.
портирование в 4 раза меньше в сравнении с традиционным ленточным конвейером, по причине применения ленты с ходовыми опорами вместо поддерживающих роликоопор.
Основные недостатки заключаются в следующем: стоимость ленты возрастает из-за применения гофробортов и перегородок; трудности в очистке конвейерной ленты, изза чего на порожней ветви применяются два устройства для переворота ленты; скорость движения ленты ограничена ≈ 3,5 м/с – условием максимального заполнения грузом объёма между перегородками на ленте, особенно при углах установки конвейера более чем +20°.
Выводы
На основании представленных в статье материалов можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что с возрастанием глубины карьера применение ЦПТ с цепочкой подъёмных ленточных конвейеров позволяет уменьшить затраты за счёт снижения количества рабочих самосвалов в среднем на 40%, что приведёт к уменьшению объёмов отработки вскрыши на 35%, а также к уменьшению выброса пыли на 30%.
2. Инвестиции в ЦПТ зависят не только от производительности карьера, но и от эксплуатационных параметров подъёмного конвейерного комплекса: степени дробления руды; угла наклона, высоты подъема, протяженности и конфигурации трассы конвейера; типа ленты, её ширины и скорости движения; количества конвейеров в линии от дробилки до склада.
3. Анализ подъёмных транспортных комплексов, применяемых при ЦПТ в России, показал, что их суммарная длина может достигать 4000 и более метров, а количество конвейеров в линии – больше 5, что приводит к снижению коэффициента готовности транспортного комплекса до KГΣ = 0,77 и влечёт за собой увеличение вероятности его отказа.
4. Наиболее перспективным типом подъёмного конвейера можно считать крутонаклонный с прижимной лентой, при этом эффективная область его применения в ЦПТ будет при установке под углом больше 30°, и при относительно высоких производительности и высоте подъёма полезного ископаемого.
5. Использование ленточного трубчатого конвейера в качестве крутонаклонного подъёмного может быть конкурентоспособным в сравнении с КНК при производительности карьера от 5 до 10 млн т/год, а также при ограниченном пространстве в карьере у пункта загрузки транспортируемого материала на конвейер, поскольку конструкция его става более компактная и менее металлоёмкая.
Список литературы
1. Журавлев А.Г., Семенкин А.В. Оценка эффективности циклично-поточной технологии в условиях современных карьеров. Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2020;331(10):80–90. https://doi.org/10.18799/24131830/2020/10/2852
2. Семенкин А.В., Антонов В.А. Исследование экономического показателя затрат при циклично-поточной технологии на рудных карьерах. Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2019;(1):103–111. https://doi.org/10.21440/0536-1028-2019-1-103-111
3. Глебов А.В., Берсенев В.А., Кармаев Г.Д., Семенкин А.В. Новые подходы и решения по применению циклично-поточной технологии на карьерах. Горный журнал. 2017;(6):48–52. https://doi.org/10.17580/gzh.2017.06.09
4. Семенкин А.В., Журавлев А.Г. Прогноз сравнительных областей применения крутонаклонных конвейеров. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2021;(5-2):322–337. https://doi.org/10.25018/0236_1493_2021_52_0_322
5. Шешко Е.Е. Влияние величины прижимного усилия на крутонаклонном конвейере с прижимной лентой на его работоспособность и основные параметры. Горный журнал. 2019;(4):74–77. https://doi.org/10.17580/gzh.2019.04.15
6. Шешко Е.Е., Пестриков О.В. Обоснование зависимости величины необходимого прижимного усилия на крутонаклонном конвейере с прижимной лентой от его длины и угла наклона. Горный журнал. 2021;(5):83–85. https://doi.org/10.17580/gzh.2021.05.10
7. Галкин В.И. Расширение области применения трубчатых ленточных конвейеров за счёт конструктивных инновационных решений. Горный журнал. 2020;(5):52–56. https://doi.org/10.17580/gzh.2020.05.09
8. Zhang Y. The technology behind one of the world’s longest pipe conveyors. January 9, 2018. Available at: https://www.powermag.com/the-technology-behind-one-of-the-worlds-longest-pipe-conveyors/
9. Zamiralova M.E., Lodewijks G. Shape stability of pipe belt conveyors: From throughability to pipe-ability. FME Transactions. 2016;44(3):263–271. Available at: https://www.mas.bg.ac.rs/_media/istrazivanje/fme/vol44/3/6_mzamiralova_et_al.pdf
10. Minkin A., Wolpers F.M., Hellmuth T. Overcoming a mines embankment: IPCG system with new belt conveying concept for steep opencast minewalls. Bulk Solids Handling. 2019;37(2):18-23. Available at: https://www.bulk-online.com/en/article/technical-article/overcoming-mines-embankment-ipcc-system-new-belt-conveying-concept-steep
11. Галкин В.И. Новый тип ленточных конвейеров ROPECON®, реальность и перспективы. Анализ конструктивных и эксплуатационных параметров специальных ленточных конвейеров с подвеской на канатах. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2019;(6):136–146. https://doi.org/10.25018/0236-1493-2019-06-0-136-146
12. Галкин В.И., Доблер М.О. Анализ конструктивных особенностей става ленточного конвейера типа Ropecon®. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2022;(8):85–94. https://doi.org/10.25018/0236_1493_2022_8_0_85
13. Fedorko G., Molnár V., Kopas M. Calculation and simulation model of a system RopeCon. TEM Journal. 2018;7(3):480–487. https://doi.org/10.18421/TEM73-02