Оценка социально-экономического значения и рисков развития горнодобывающего предприятия в Республике Тыва (по материалам ООО «Лунсин»)

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-6-166-169

Читать на русскоя языкеВ.О. Ооржак
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, г. Кызыл, Российская Федерация
Горная Промышленность №6 / 2023 стр. 166-169

Резюме: Объектом исследования является одно из первых вновь создаваемых на территории горного труднодоступного приграничного региона России предприятий по освоению природных ресурсов – ООО «Лунсин». С целью оценки влияния деятельности компании на социально-экономическое развитие региона и определения рисков развития проведён сбор и анализ данных официальной статистики, государственных органов власти, самой компании и другой доступной информации. Представлены история создания, современное состояние и виды деятельности компании. Показано, что несмотря на имеющиеся объективные трудности удалось привлечь существенные инвестиции в экономику республики по созданию данного предприятия (более 28382 млн руб.), компания работает успешно. За период 2014–2022 гг. организацией уплачено налогов в бюджет республики в общей сумме 3,6 млрд руб. Количество сотрудников достигло 1072 человек, за 2022 г. получена чистая прибыль в сумме 7,3 млрд руб. Сделан вывод, что производственная деятельность ООО «Лунсин» показывает значительную эффективность для социально-экономического развития региона, но наряду с успешным освоением богатейшего Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, имеются определённые риски развития, связанные с вопросами сохранения уникальной экологии верховий Большого Енисея – Бий-Хема. Вносятся предложения по усилению проведения природоохранных мероприятий.

Ключевые слова: приграничный регион, оценка рисков, Республика Тыва, Лунсин

Благодарности: Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН Проект №121031300230-2.

Для цитирования: Ооржак В.О. Оценка социально-экономического значения и рисков развития горнодобывающего предприятия в Республике Тыва (по материалам ООО «Лунсин»). Горная промышленность. 2023;(6):166–169. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-6-166-169


Информация о статье

Поступила в редакцию: 03.10.2023

Поступила после рецензирования: 27.11.2023

Принята к публикации: 04.12.2023


Информация об авторе

Ооржак Валерий Окпан-оолович – кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0003-2985-0722; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Введение

Глобальные изменения мирового масштаба, социально-экономические потрясения, которые затрагивают почти все страны и регионы нашего континента, обусловливают актуальность изучения потенциальных возможностей и рисков развития промышленных комплексов в приграничных регионах страны, в том числе и особенно в восточноазиатских. Проблемы взаимодействия и устойчивого развития природных и социально-экономических территориальных систем, связанных с созданием крупных производственных предприятий по освоению природных ресурсов, рассматриваются в научных трудах учёных в различных аспектах [1; 2]. В работе [3] показана целесообразность установления новых научных связей, усиления охраны окружающей среды и экологии в границах экономического коридора Китай–Монголия–Россия, в которых ожидаются активизация освоения природных ресурсов, в том числе и в Республике Тыва. В настоящее время в таких приграничных субъектах России, как Республика Тыва, также происходят существенные изменения и в структуре экономики, активизируется проведение мероприятий по освоению природных ресурсов, созданию новых крупных промышленных предприятий в разных отраслях, в том числе по выпуску экспортоориентированной продукции с привлечением иностранных инвестиций.

В то же время в некоторых работах учёных подчеркивается необходимость оценки эффективности организации и рисков развития компаний по освоению природных ресурсов, в особенности с привлечением иностранных инвестиций [4–6]. В связи с чем главной целью данного исследования является оценка социально-экономического значения и рисков развития крупных промышленных предприятий региона. На основании анализа данных официальной статистики, государственных органов власти, создаваемых и действующих компаний и другой доступной информации автор попытался оценить социально-экономическое значение и риски развития крупных промышленных предприятий региона на примере горнодобывающего предприятия – ООО «Лунсин».

Социально-экономическое значение ООО «Лунсин» для развития региона

В результате проведённых работ по освоению природных ресурсов в настоящее время на территории Республики Тыва реализуются пять значительных инвестиционных проектов по добыче полезных ископаемых; «Тардан Голд», «Межегейуголь», «ТГРК», ООО «Лунсин» и «Голевская ГРК», которые существенно влияют на социально-экономическое развитие региона. 15% поступлений собственных доходов бюджета республики обеспечивают налоги от данных предприятий. Численность работников достигает в общей сложности свыше 2500 человек, из которых более 70% – жители Тувы1. В период с 2013 по 2019 г. в составе валового регионального продукта доля пoказателя «Дoбыча пoлезных ископaeмых, oбpaбатывающие пpoизводства, пpoизводство и рacпределение электpoэнергии, гaза и вoды» выpocла более чем в два раза – с 9,1 до 23,0%, в которой 44,3% – это продукция горнодобывающих предприятий. Из этого объёма наибольшая часть – 69,7% – добыча полиметаллических руд является продукцией компании ООО «Лунсин».

Создание ООО «Лунсин» было организовано в 2005 г. в целях освоения Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд. По предложениям регионального министерства промышленности, предприятие было зарегистрировано на территории Республики Тыва, также в условия аукциона был включен пункт об обязательном заключении с победителем конкурса Соглашения о взаимодействии и участии в социально-экономическом развитии Республики Тыва с Правительством Республики Тыва. Учредителем ООО «Лунсин» является общество с ограниченной ответственностью «Хэйлунцзянская горная компания Цзыцзинь Лунсин»2. В марте 2007 г., подписав инвестиционное Соглашение с Правительством Республики Тыва, компания начала свою деятельность. Одним из признаков надёжности предприятия является его уставный капитал, составляющий 700 млн руб. Основной деятельностью являются добыча, обработка, переработка прочих полезных ископаемых и геологическая разведка, а также реализация конечного продукта. В августе 2008 г. была проведена торжественная церемония начала строительства Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината (далее – ГОК). На первом этапе строительства вложено 3 млрд 500 млн юаней инвестиционных средств. 25 июня 2015 г. первая очередь комбината была официально введена в эксплуатацию (рис. 1).

Рис. 1 Первая очередь Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината Источник: https://yandex.ru/images/search?lr= 213&source=serp&stype=image&text=как ую%20продукцию%20производит%20 ооо%20лунсин%20официальный Fig. 1 The first stage of the Kyzyl-Tashtyg Mining and Processing Plant Source: https://yandex.ru/images/search?l r=213&source=serp&stype=image&text=ка кую%20продукцию%20производит%20 ооо%20лунсин%20официальныйРис. 1 Первая очередь Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината Источник: https://yandex.ru/images/search?lr= 213&source=serp&stype=image&text=как ую%20продукцию%20производит%20 ооо%20лунсин%20официальный

Fig. 1 The first stage of the Kyzyl-Tashtyg Mining and Processing Plant Source: https://yandex.ru/images/search?l r=213&source=serp&stype=image&text=ка кую%20продукцию%20производит%20 ооо%20лунсин%20официальный

С вводом Кызыл-Таштыгского ГОКа создается устойчивая основа для экономического развития территории, развивается и поддерживается надежная автотранспортная дорога в труднодоступный район республики. В строительство автомобильной дороги Боярова – Тоора-Хем вложено 1,5 млрд руб. и ежегодно на обслуживание направляется более 20 млн руб. Компания как крупное горно-обогатительное предприятие в Сибирском федеральном округе является самым первым и успешным примером сотрудничества между Россией и Китаем в горнодобывающей сфере. Открыла новую главу в истории горнодобывающей отрасли Республики Тыва и России. Предприятие получило высокую оценку со стороны Правительства Российской Федерации и Республики Тыва, было награждено медалями «Самое лучшее страховое предприятие в России» и «За вклад в развитие экономики Республики Тыва». Общий объем инвестиций составил 28382 млн руб. За 2014– 2022 гг. предприятие уплатило в бюджет республики только налогов 3,6 млрд руб. В том числе за 2019 г. уплачено налогов и сборов на общую сумму 1835,013 млн руб. Из них в консолидированный бюджет Республики Тыва на сумму 757,940 млн руб., в том числе в республиканский бюджет 692,028 млн руб., в муниципальный бюджет Тоджинского кожууна 65,912 млн руб.

ООО «Лунсин» является финансово устойчивым, рентабельным, деятельно участвующим в социально-экономической жизни республики предприятием (табл. 1).

Таблица 1 Финансовые показатели ООО «Лунсин» за 2022 г.

Table 1 Financial performance of Lunsin LLC for 2022Таблица 1 Финансовые показатели ООО «Лунсин» за 2022 г. Table 1 Financial performance of Lunsin LLC for 2022

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов компанией ООО «Лунсин» были получены 17 лицензий. Численность работающих составляет более 1100 человек, из них жителей Республики Тыва – 860 человек, в том числе жители таёжного Тоджинского кожууна – 70 человек. Средняя заработная плата на предприятии составляет около 70 тыс. руб., работникам предоставляются социальные гарантии: медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, обеспечение детскими дошкольными учреждениями.

Таким образом, производственная деятельность Кызыл-Таштыгского ГОКа ООО «Лунсин» имеет значительные позитивные эффекты для социально-экономического развития труднодоступного таёжного Тоджинского кожууна приграничного субъекта России – Республики Тыва в целом.

Риски развития

В связи с тем, что главной целью данного исследования является не только оценка социально-экономического значения и рисков развития крупного горнодобывающего предприятия, но и оценка рисков его влияния на устойчивое развитие самого горного приграничного субъекта, предполагается рассмотреть данную проблему в двух аспектах. В аспекте оценки рисков развития самого предприятия и оценки рисков развития региона, в аспекте антропогенного влияния создаваемых в целях освоения природных ресурсов и минерального сырья на территории Республики Тыва компаний на её природу.

К факторам, которые могут вызвать риски для развития горнодобывающего предприятия ООО «Лунсин», можно отнести следующие обстоятельства:

– конъюнктуру цен на металлы и концентраты на мировом рынке. В частности, ожидаемые в 2023 г. снижение стоимости на металлы и концентраты и повышение пошлины на вывоз продукции, из-за чего предприятие может сработать за год опять без прибыли…

– неустойчивую динамику основных показателей деятельности самого предприятия за последние 7 лет (рис. 2). Из финансовых отчетов видно, что показатель «выручка» за 2016–2018 гг. рос (с 5,5 до 15,5 млрд руб.), а за 2019– 2020 гг. снизился до уровня 8,0 млрд руб. Также показатель «чистая прибыль» за тот же период снижался до убыточности в сумме 132,7 млн руб. в 2020 г.

Рис. 2 Динамика основных показателей деятельности ООО «Лунсин» Источник: составлено автором по данным ООО «Лунсин» Fig. 2 Dynamics of key performance indicators of Lunsin LLC Source: compiled by the author based on the data of Lunsin LLCРис. 2 Динамика основных показателей деятельности ООО «Лунсин» Источник: составлено автором по данным ООО «Лунсин»

Fig. 2 Dynamics of key performance indicators of Lunsin LLC Source: compiled by the author based on the data of Lunsin LLC

Определённые беспокойства вызывает и огромное количество проверок со стороны государственных органов, которые также могут отрицательно повлиять на производственную деятельность предприятия. Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры Российской Федерации за период с 2015 г. в отношении компании ООО «Лунсин» инициировано 314 проверок.

В арбитражных судах РФ было рассмотрено 71 судебное дело с участием ООО «Лунсин», из них в 40 – в качестве истца (56,3%), в 31 – в качестве ответчика (43,7%). При оценке уровня рисков антропогенного влияния деятельности данного горно-обогатительного комбината на экологию, взаимодействия человека и природы, социальных институтов необходимо учесть следующие условия.

Во-первых, проект строительства Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината разработан Российским научно-исследовательским институтом ОАО «Сибцветметниипроект». В мае 2007 г. проект прошел государственную экспертизу в Красноярском филиале ФГУ «Главгосэкспертиза России», получил положительное заключение, что и является подтверждением того, что в проекте были заложены все природоохранные мероприятия. Однако вопрос о безусловном выполнении всех требований проекта и природоохранного законодательства со стороны компании вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные проверки со стороны контрольных органов власти, которые также могут вызвать риски для развития предприятия и региона.

Во-вторых, Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд находится в верховьях великой реки Енисей (Эне-Сай). Поэтому предпосылки загрязнения окружающей среды в виде создания там ГОКа, особенно попадания каких-либо вредных отходов производства в чистые воды горных рек, а далее в Большой Енисей, вызывает определённые опасения как у властей, так и у жителей субъекта. Об этом свидетельствуют результаты научных исследований и опросов населения. В то же время необходимо иметь в виду что излишне преувеличенные, ради популизма, «слухи» и «сообщения-информации» могут отрицательно повлиять не только на имидж предприятия, но и в целом на проводимые мероприятия по освоению природных ресурсов региона и вызвать определённые риски для развития производственных отраслей экономики приграничного субъекта страны.

Заключение

На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы и предложения: в настоящее время инвестиционные проекты по освоению природных ресурсов, реализуемые на территории Республики Тыва, такие как ООО «Лунсин», показывают положительную эффективность и имеют существенное значение для социально-экономического развития региона. В то же время деятельность ООО «Лунсин» наряду с успешным освоением богатейшего Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, эксплуатацией горно-обогатительного комбината может вызвать риски развития антропогенного характера, связанные с несоблюдением требований природоохранного законодательства в аспекте сохранения уникальной экологии верховий Большого Енисея – Бий-Хема. Для достижения результативности проведения природоохранных мероприятий необходима активизация взаимодействия бизнеса, власти, науки и общества.


Список литературы

1. Гончиков Ц.Д. (ред.) Устойчивое развитие в Восточной Азии: актуальные эколого-географические и социально-экономические проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященная 30-летию высшего географического образования и 60-летию фундаментальной географической науки в Бурятии, г. Улан-Удэ, 17–19 мая 2018 г. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета; 2018. 476 с. Режим доступа: https://www.bsu.ru/university/publisher/publication/publications/?id=19

2. Владимиров И.Н. (ред.) Экономический коридор «Китай–Монголия–Россия»: географические и экологические факторы и возможности территориального развития: тезисы Междунар. географ. конф., г. Иркутск, 20–26 августа 2018 г. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН; 2018. 306 с.

3. Иванов С.А. Участие властей провинции Хэйлунцзян в российско-китайском экономическом сотрудничестве (1979–2009): дис. … канд. ист. наук. Иркутск; 2015. 277 с.

4. Лебедев В.И., Дабиев Д.Ф. Тува приграничная. Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2016;(2):90–95.

5. Монгуш С.П., Ойдуп Т.М. Актуальные аспекты деятельности золотодобывающих предприятий (на материалах Республики Тыва). Региональная экономика: теория и практика. 2018;16(9):1640–1654. https://doi.org/10.24891/re.16.9.1640

6. Куклина М.В., Труфанов А.И., Красноштанова Н.Е., Богданов В.Н., Рыгзынов Т.Ш., Гордт М.В., Самаева Л.Н. Транспортная инфраструктура отдаленных территорий (пример Тоджинского кожууна Тывы и Окинского района Бурятии). Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021;(10-2):135–143. https://doi.org/10.17513/vaael.1879