Инвестиции в обучение кадров как фактор экономического роста угледобывающих предприятий: комплексный анализ эффективности

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-3-102-110

Читать на русскоя языкеН.В. Кондрашова1 , Ю.В. Забайкин2
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
2 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва, Российская Федерация

Горная Промышленность №3 / 2025 стр.102-110

Резюме: Современная угледобывающая промышленность функционирует в условиях высокой конкуренции, технологической трансформации и ужесточения экологических требований, что предъявляет повышенные требования к квалификации персонала. Данное исследование направлено на комплексный анализ экономических эффектов от инвестиций в обучение кадров в угледобывающем секторе. На основе данных 37 российских угледобывающих предприятий проведена оценка влияния различных моделей корпоративного обучения на экономические показатели и производительность труда. Методология исследования базируется на интеграции количественных методов (регрессионный анализ с фиксированными эффектами, метод инструментальных переменных, оценка ROI обучения, многомерный факторный анализ) и качественных подходов (структурированные интервью, экспертные оценки, контент-анализ корпоративной документации). Результаты исследования демонстрируют, что предприятия, инвестирующие более 5% от фонда оплаты труда в систематическое обучение персонала, показывают рост производительности на 17,3% в трехлетней перспективе при снижении аварийности на 23,8% и сокращении удельных энергозатрат на 13,6%. Выявлена сильная корреляция (r = 0,76, p < 0,001) между внедрением многоуровневых программ обучения и снижением текучести квалифицированных кадров. Установлено, что наибольшую экономическую эффективность демонстрирует модель смешанного обучения с коэффициентом ROI 245% против 178% при традиционных форматах. Разработана прогностическая модель, позволяющая оптимизировать структуру инвестиций в обучение с учетом специфики предприятия и рыночной конъюнктуры. Результаты исследования расширяют теоретическое понимание механизмов влияния человеческого капитала на экономические показатели в ресурсодобывающих отраслях и предлагают практический инструментарий для принятия управленческих решений.

Ключевые слова: подготовка кадров, угледобывающая промышленность, рентабельность инвестиций, производительность труда, экономическая эффективность, человеческий капитал, корпоративное обучение

Для цитирования: Кондрашова Н.В., Забайкин Ю.В. Инвестиции в обучение кадров как фактор экономического роста угледобывающих предприятий: комплексный анализ эффективности. Горная промышленность. 2025;(3):102–110. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-3-102-110


Информация о статье

Поступила в редакцию: 03.03.2025

Поступила после рецензирования: 23.04.2025

Принята к публикации: 23.04.2025


Информация об авторах

Кондрашова Наталия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский университет ИТМО, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0002-0322-8356; e-mail: nvkondrashova@mail.ru

Забайкин Юрий Васильевич – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры автоматизации, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва, Российская Федерация


Список литературы

1. Карова Е.А. Человеческий капитал как фактор экономического роста. Экономика и предпринимательство. 2016;(12- 1):165–168. Karova E.A. The human capital as driver of economic growth. Ekonomika i Predprinimatelstvo. 2019;2(3):49–54. (In Russ.)

2. Баскаков В.П., Макаров А.М. Стандартизация производственных процессов – путь к достижению баланса интересов и ответственности персонала угольной компании. Уголь. 2009;(10):44–47. Baskakov V.P., Makarov A.M. Standardization of productions – a way to achievement of balance of interests and the responsibility of the personnel of the coal company. Ugol’. 2009;(10):44–47. (In Russ.)

3. Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Инвестиции в человеческий капитал как основа устойчивого социально-экономического развития. Экономика и управление. 2025;31(1):13–22. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-13-22 Borkova E.A., Vatlina L.V. Investments in human capital assets as a basis for sustainable socio-economic development. Economics and Management. 2025;31(1):13–22. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-13-22

4. Ватлина Л.В., Горин С.Г., Фесенко Е.А. Образовательные трансформации и социальный субъект: некоторые аспекты позитивной динамики. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):97–104. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-12 Vatlina L.V., Gorin S.G., Fesenko E.A. Educational transformations and the social subject: some aspects of positive dynamics. Professional Education in the Modern World. 2022;12(1):97–104. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-12

5. Корнилова К.А., Зотова А.С., Петрушова М.В. Совершенствование подготовки кадров для угольной промышленности через корпоративно-информационные механизмы. Уголь. 2024;(4):98–101. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-4-98-101 Kornilova K.A., Zotova A.S., Petrushova M.V. Enhancement of personnel training for the coal industry through corporate information mechanisms. Ugol’. 2024;(4):98–101. (In Russ.) https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-4-98-101

6. Уколова Л.И. Прогнозирование потребности в научно-педагогических кадрах для развития высшего горного образования в области угледобычи. Уголь. 2024;(2):23–30. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-2-23-30 Ukolova L.I. Forecasting the need for scientific and pedagogical personnel for the development of higher mining education in the field of coal mining. Ugol’. 2024;(2):23–30. (In Russ.) https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-2-23-30

7. Плакиткин Ю.А., Плакиткина Л.С. Цифровизация экономики угольной промышленности России – от «Индустрии

4.0» до «Общества 5.0». Горная промышленность. 2018;(4):22–30. Plakitkin Yu.A., Plakitkina L.S. Digitization of the Russian coal sector economy – from Industry 4.0 to Society 5.0. Russian Mining Industry. 2018;(4):22–30. (In Russ.)

8. Харченко Е.В., Волков С.А., Захаров С.И. Повышение инновационной активности и результативности человеческого капитала угольной компании. Уголь. 2021;(2):18–25. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2021-2-18-25 Kharchenko E.V., Volkov S.A., Zakharov S.I. Enhancing the innovative activity and performance of human capital assets of a coal company. Ugol’. 2021;(2):18–25. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2021-2-18-25

9. Bartel A.P. Productivity gains from the implementation of employee training programs. Industrial Relations. 1994;33(4):411– 425. https://doi.org/10.1111/j.1468-232x.1994.tb00349.x

10. Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysis with special reference to education. 3rd ed. Chicago; London: University of Chicago Press; 1993. 390 p.

11. Dessler G. Human resource management.11th ed. NJ: Pearson Prentice Hall; 2008. 801 p.

12. Fitz-enz J. The ROI of human capital: Measuring the economic value of employee performance. New York: AMACOM; 2019. 312 p.

13. Huselid M.A. The impact of human resource management practices on turnover, productivity, and corporate financial performance. Academy of Management Journal. 1995;38(3):635–672. Available at: https://journals.aom.org/doi/10.5465/256741 (accessed: 21.02.2025).

14. Phillips P.P., Phillips J.J. The value of learning: How organizations capture value and ROI and translate them into support, improvement, and funds. San Francisco: Pfeiffer; 2012. 425 p.

15. Tharenou P., Saks A.M., Moore C. A review and critique of research on training and organizational-level outcomes. Human Resource Management Review. 2007;17(3):251–273. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2007.07.004