ГК «КАНЕКС»: Анализ российского рынка флотационных машин, используемых на углеобогатительных фабриках

С.О. Боговик, аналитик группы «КАНЕКС»

Отдел маркетинга машиностроительной группы «КАНЕКС» благодарит редакцию журнала «Горная промышленность» за помощь в проведении исследования рынка флотационных машин, а также выражает признательность за содействие следующим предприятиям: УК «Кузбассразрезуголь» (ООО «УГМК-Холдинг»), ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел»), ООО «РУК» (ООО «Евразхолдинг»), АО «Сибирский Антрацит» и информационному агентству АО «Росинформуголь».

Отдел маркетинга машиностроительной группы «КАНЕКС» благодарит редакцию журнала «Горная промышленность» за помощь в проведении исследования рынка флотационных машин, а также выражает признательность за содействие следующим предприятиям: УК «Кузбассразрезуголь» (ООО «УГМК-Холдинг»), ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел»), ООО «РУК» (ООО «Евразхолдинг»), АО «Сибирский Антрацит» и информационному агентству АО «Росинформуголь».

Кратко о методе

Известны такие методы обогащения углей, как гравитационный, флотационный, магнитный, электрический и другие. Интересующее нас флотационное обогащение относится к наиболее эффективному и практически единственному способу обогащения угольных шламов, в основе которого заложено избирательное прилипание взвешенных в воде угольных частиц к воздушным пузырькам. В отличие от угольных частиц, минеральные частицы к пузырькам не прилипают, так как у них иные поверхностные свойства. Процесс флотации эффективен для извлечения частиц угля крупностью от 0,05 до 0,2 мм – в зависимости от типа применяемых аппаратов.

По принципу действия различают технологии масляной, плёночной и пенной флотации. Масляная и плёночная признаны недостаточно эффективными из-за малой производительности оборудования. Пенная флотация, напротив, получила широкое промышленное распространение. Она заключается в том, что в аэрированной (насыщенной пузырьками воздуха) пульпе при непрерывном подъёме вверх воздушных пузырьков происходит избирательное прилипание к ним относительно чистых угольных частиц, вынос их на поверхность и концентрация в виде флотационной пены, которая снимается специальными устройствами. Частицы породы к воздушным пузырькам не прилипают и остаются в пульпе. Для интенсификации пенной флотации в пульпу добавляются специальные реагенты.

Аппараты, используемые для флотации, называют флотационными машинами. В зависимости от способа перемешивания пульпы и создания воздушных пузырьков их разделяют на механические, пневмомеханические и пневматические. При флотации угольных шламов наибольшее распространение получили флотационные машины механического типа, в которых перемешивание и аэрация пульпы осуществляются с помощью механической мешалки – импеллера.

Производители флотационных машин

Долгое время на углеобогатительных предприятиях большая часть флотационных машин была отечественного производства. Закупка импортного оборудования началась в процессе строительства обогатительных фабрик и их реконструкции. Его доля сегодня превышает 65% (рис. 1).

Рис. 1 Структура российского потребления флотационных машин по компаниям-производителям

Рис. 1 Структура российского потребления флотационных машин по компаниям-производителям

Основными поставщиками флотомашин для углеобогатительных фабрик стали компании из Дании (FLSmidth) и США (Capital Equipment and Trading Corporation).

До 2013 г. основные поставки флотомашин для углеобогатительных фабрик (около 17% рынка) выполняла американская СЕТСО – структурное подразделение Minerals Technologies Inc. Машины под её брендом изготавливались в ЮАР компанией Savannah Metallurgical Systems, а официальным представителем в России было ООО «Коралайна Инжиниринг». С 2013 г. по настоящее время лидерство в этом сегменте сохраняет датская компания FLSmidth (примерно 25% рынка РФ). Представителем компании на территории РФ является ООО «Флсмидт Рус».

Из иностранных марок на рынке также присутствуют: – немецкая MBE Coal & Minerals Technology (до 2009 г. находилась в составе KHD Humboldt Wedag GmbH). В Россию поставляла машины типа PNEUFLOT. Объём поставок был очень мал. В феврале 2019 г. MBE-CMT признана банкротом. – Eriez Manufacturing Co со штаб-квартирой в США и производством в Канаде. Специализируется на выпуске пневматических флотационных машин колонного типа. На российском рынке их доля тоже очень мала.

Табл. 1 Основные производители флотационных машин для обогащения угля на рынке РФ

Табл. 1 Основные производители флотационных машин для обогащения угля на рынке РФ

– НПК «Гравикон» (Украина), унаследовавший наработки института «Гипромашуглеобогащение». Выпускает модернизированные флотомашины типа МФУ-12.

– ООО «Луганский машиностроительный завод им. Пархоменко» – небольшое предприятие, которое изготавливает и поставляет флотомашины МФУ разной вместимости и запасные части к ним на ОФ шахт Ростовской области РФ. – TechGart Industrial Technology Co., Ltd. (Китай) – наиболее крупная среди своих соотечественников компания, предлагающая комплексные решения для проектов в угольной отрасли. В частности, она осуществляла прямые поставки для горно-обогатительного комплекса «Денисовский» (ООО «УК “Колмар”»). Необходимо отметить, что это не единственное предприятие из Поднебесной. Начать активное освоение российского рынка и закрепляться на нем китайским компаниям позволили санкции, введённые США и Евросоюзом против России в 2014 г., а также сравнительно низкая стоимость продукции китайского машиностроения.

Среди отечественных производителей отметим:

– ООО «Элемет», которое специализируется на проектировании, производстве, сервисном обслуживании и капитальном ремонте оборудования для углеобогатительных и горнодобывающих предприятий. В частности, электрогорское предприятие поставляло камерные флотомашины типа M-Flot для Распадской угольной компании.

– АО «Машзавод Труд» – старейшее предприятие в России по выпуску гравитационного обогатительного оборудования. Сегодня компания занимается инжинирингом, производством и обслуживанием широкой линейки оборудования для горнодобывающей отрасли. Выпускаемые заводом флотационные машины типа КФ-6.5М и ФПМК-40 могут применяться для обогащения угля, однако данных о применении машин этого типа на угольных фабриках нет.

– ООО «Машстройиндустрия» специализируется на разработке и производстве обогатительного оборудования для горнодобывающего комплекса. Изготавливает самые распространённые типы флотационных машин МФУ-6 и МФУ-12.

Импорт флотационных машин

Низкий уровень импортных поставок флотационных машин в период с 2014 по 2016 г. обусловлен продолжением эксплуатации на части углеобогатительных фабрик машин, изготовленных ещё в СССР, а также замедлением развития экономики в стране в связи с ослаблением курса рубля (цены на поставки зафиксированы в долларах). Стабилизация экономики с 2017 г. открыла возможность реконструкции производств, что вызвало рост импортных закупок оборудования для угольных шахт (рис. 2).

Рис. 2 Динамика импорта флотационных машин в разрезе стран: в рублях (без НДС) – левая шкала; в штуках – правая шкала

Рис. 2 Динамика импорта флотационных машин в разрезе стран: в рублях (без НДС) – левая шкала; в штуках – правая шкала

Датская компания FLSmidth – лидер поставок флотационных машин для обогащения угля, производство которых для импорта в Россию размещено на территории Великобритании и Китая. Самая покупаемая модель (13 шт.) – шестикамерная флотомашина типа Wemco 1+1 общей стоимостью 209 млн руб. (без НДС) (табл. 2).

Табл. 2 Импорт флотационных машин с 2014 по 2018 г. (по данным таможенных баз)

Табл. 2 Импорт флотационных машин с 2014 по 2018 г. (по данным таможенных баз)

Стоит особо отметить, что, по данным тех же таможенных баз, с 2014 по 2018 г. экспорта флотационных машин для обогащения угля из России не было.

Объем российского рынка флотационных машин

Анализ данных табл. 2 позволяет отметить:

  • более 65% объёма рынка заполнено импортной продукцией;
  • подавляющее большинство российских и импортных машин – камерные;
  • число камер у большей части машин – 6 шт.;
  • объём камер – от 12 м3 до 16 м3 (в старых отечественных – 6 м3).

На базе полученных данных (последних трёх пунктов) появилась возможность определить среднюю стоимость импортной флотомашины, а по данным исследовательской группы «Инфомайн» – цену отечественной:

  • импортная флотационная машина –16 млн руб.;
  • отечественная флотационная машина – 4 млн руб.

На углеобогатительные фабрики России с 2014 по 2018 г. поступило 25 флотационных машин зарубежного производства, т.е. в среднем приобреталось по 5 единиц в год. Учитывая, что на действующих предприятиях отношение импортных машин к отечественным составляет 2:1, получаем среднегодовой объем потребления, не превышающий 8 единиц, что в денежном выражении — не более 100 млн руб. (без НДС).

Табл. 3 Углеобогатительные фабрики РФ, использующие флотационное обогащение

Табл. 3 Углеобогатительные фабрики РФ, использующие флотационное обогащение

Анализ приведенных в табл. 3 данных позволяет отметить, что на сегодняшний день на углеобогатительных фабриках России используется не более 130 флотационных машин.

Ситуация в угольной отрасли и ее влияние на рынок продаж флотационных машин

Добыча российских коксующихся углей ежегодно увеличивается, при этом весь он перерабатывается на углеобогатительных фабриках. Поэтому объёмы добычи и переработки фактически совпадают (рис. 4 и 5).

Рис. 3 Долевое распределение производителей коксующегося угля в России

Рис. 3 Долевое распределение производителей коксующегося угля в России

Рис. 4 Динамика годовых объёмов добычи коксующихся углей в РФ, млн т (по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»)

Рис. 4 Динамика годовых объёмов добычи коксующихся углей в РФ, млн т (по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»)

Рис. 5 Динамика объёмов переработки коксующихся углей и суммарных мощностей обогатительных фабрик, млн т

Рис. 5 Динамика объёмов переработки коксующихся углей и суммарных мощностей обогатительных фабрик, млн т

В группу лидеров производства коксующихся углей в России в настоящее время входят ООО «Евразхолдинг» с долей 34%, ПАО «Мечел» – с 17% и ПАО «Северсталь» – с 12% (рис. 3).

Как видно из рис. 5, российские углеобогатительные фабрики в среднем загружены на 70% от проектной мощности, т.е. в целом мощностей в стране достаточно. В ближайшей перспективе будут реализованы проекты, которые позволят увеличить объёмы добычи и переработки коксующихся углей (табл. 4).

Табл. 4 Проекты по добыче и переработке коксующихся углей

Табл. 4 Проекты по добыче и переработке коксующихся углей

В перспективе объём потребления флотационных машин может увеличиться за счёт реализации представленных в табл. 4 проектов. Помимо этого, при устойчивом экономическом положении предприятиям может понадобиться реконструкция действующих производств, на которых эксплуатируется устаревшее оборудование.

Динамика объёма российского рынка флотационных машин

По данным Минэкономразвития РФ, инфляция в 2019 г. составила 3%, к концу 2020 она будет на уровне 3,8%, к концу 2021 и 2022 – по 4,0% соответственно.

Рассмотрим два возможных варианта развития рынка флотационных машин:

1. Оптимистичный вариант: в 2020–2022 гг. объём российского рынка флотационных машин увеличится за счёт закупки нового оборудования для запуска шахт и обогатительных фабрик (ООО «УК “ПМХ”», ООО «Евразхолдинг» и ООО «УК “Колмар”»), а также за счёт замены устаревшего в рамках программ реконструкции и модернизации производств. К 2022 г. объём российского рынка будет составлять от 140 до 160 млн руб.

Рис. 6 Оптимистичный прогноз изменения объёма рынка флотомашин, млн руб.

Рис. 6 Оптимистичный прогноз изменения объёма рынка флотомашин, млн руб.

2. Пессимистичный вариант: учитывая ситуацию, связанную с распространением коронавируса, запуск предприятий и проектов может быть перенесён на более поздние сроки, поэтому значительный объём поставок оборудования и, следовательно, рост объёма рынка сместятся на 2021 г. Помимо этого, возможно общее замедление развития экономики. К 2022 г. объем российского рынка будет составлять от 70 до 90 млн руб.

Рис. 7 Пессимистичный прогноз изменения объёма рынка флотомашин, млн руб.

Рис. 7 Пессимистичный прогноз изменения объёма рынка флотомашин, млн руб.

Выводы

1. В период с 2014 по 2018 г. среднегодовой объём потребления флотационных машин, применяемых на отечественных углеобогатительных фабриках, составил 8 штук, что в денежном выражении не превысило 100 млн руб. (без НДС).

2. К 2022 г., по оптимистичному сценарию развития, объём рынка флотационных машин будет составлять 140–160 млн руб., по пессимистичному – 70–90 млн руб. Объём рынка в любом случае очень мал, так как загруженность обогатительных предприятий не превышает 70% от имеющихся мощностей. Спрос на флотомашины может заметно возрасти при запуске новых обогатительных фабрик или замене уже имеющегося оборудования, а также при глобальном расширении мощностей.

Журнал "Горная Промышленность" №2 / 2020, стр.30