Развитие хвостового хозяйства ЕВРАЗ КГОК
Я.В. Чудаев, руководитель проекта в ЕВРАЗ КГОК
С.В. Сухих, руководитель направления (ответственный за технологию) в ЕВРАЗ КГОК
О.В. Лытин, начальник хозяйства (гидротехнические сооружения) в ЕВРАЗ КГОК
А.В. Костромин, главный гидротехник в ЕВРАЗ КГОК
Гидротехнические сооружения и их проблемы
Хвостохранилище расположено в долине р. Выя и ее правобережного притока – р. Рогалевки. Построено по проекту института «Союзводоканалпроект» (г. Москва) и эксплуатируется с 1963 г. За это время в хвостохранилище уложено 1,6 млн м3 хвостов мокрой магнитной сепарации. Большая часть (~66%) хвостов складируется в промежуточный отсек хвостохранилища и 34% – в Рогалевский.
Учитывая масштабы производства и рекомендуемую для климатических условий Качканара интенсивность складирования хвостов, руководством принято решение по организации нового поля для складирования хвостов ММС с применением современной технологии сгущения и классификации с помощью технически инновационного оборудования.
При выполнении работы использованы данные ранее подготовленных проектов по реконструкции системы гидротранспортирования хвостов при условии предварительного сгущения хвостовой пульпы, технического обоснования расположения пульпонасосной станции классификации пульпы и нового отсека КГОКа с учетом изменения технологии складирования песков и возврата оборотной воды, опыт эксплуатации зарубежных предприятий, научные разработки.
Генеральный проектировщик – АО «Механобр Инжиниринг», г. Санкт-Петербург. На первоначальной стадии к проектированию были подключены компаниипроизводители оборудования: Outotec, FLSmidth Russia/CIS, Caroline Ingeneering, Engineering Dobersek, Metso, Thrane Teknikk и другие. Экспертное заключение по представленным концепциям и проектным решениям выполнено компанией SRK Сonsulting совместно с Paterson&Cooke.
С учетом относительно небольших линейных размеров проектируемого участка и имеющихся ограничений обязательное техническое условие организации нового поля хвостохранилища – возможность продолжения работоспособности хвостохранилища в период с 2025 до 2038 г., а именно:
• увеличение площади складирования хвостов мокрой магнитной сепарации за счет присоединения площадей нового отсека хвостохранилища к существующим;
• строительство системы замкнутого цикла оборотного водоснабжения КГОКа (возврат воды из хвостохранилища) за счет максимального обезвоживания пульпы в комплексах сгущения и комплексе классификации.
Это позволит решить технологические и экологические задачи ЕВРАЗ КГОК.
Технологические задачи:
• сократить объём перекачиваемой пульпы в хвостохранилище почти в 4 раза (476 vs 132 млн м3/год);
• сократить объем оборотной воды хвостохранилища в 3 раза (402 vs 120 млн м3/год);
• уменьшить число работающих пульповодов и грунтовых насосов, материалоемкость производства;
• снизить энергетические затраты на перекачку пульпы;
• значительно снизить затраты на замену труб пульповодов за счет применения футеровки труб полиуретаном;
• обеспечить снижение интенсивности наращивания существующих отсеков хвостохранилища с увеличением коэффициента устойчивости и безопасной эксплуатации.
Экологические задачи:
• осуществить полный перехват фильтрационных вод хвостохранилища в объёме 27,2 млн м3/год и сократить потребление свежей воды на 98%;
• уменьшить пыление хвостохранилища на 87% путём строительства системы орошения пляжей хвостохранилища;
• снизить экологическую нагрузку на окружающую среду;
• исключить из состава сооружений постоянный отстойный пруд и потенциальную опасность возможного развития гидродинамической аварии.
Этапы реализации проекта
В октябре 2024 г. планируется запуск первого пускового комплекса (комплексы сгущения, ГТС дамб №3 и №4, законтурный дренаж дамбы №1, техперевооружение действующих пульпонасосных станций).
Пусковой комплекс №1. Технология
Объекты строительства:
• Комплексы сгущения №1 и 2
• Техническое перевооружение существующих пульпонасосных станций
Эффект:
• сгущение текущей пульпы с содержанием твердого 9% до – содержания песка в пульпе 40% с возвратом в оборотное водоснабжение 185 млн м3/год, минуя отстойные пруды хвостохранилища;
• сокращение объёма транспортировки пульпы в хвостохранилище в 4 раза;
• снижение риска прорывов дамб за счет снижения подачи воды на хвостохранилище;
• автоматизация технологических процессов сгущения и транспортировки пульпы с повышением управляемости.
Пусковой комплекс №1 Экология
Объекты строительства:
• Гидротехнические сооружения дамб №3 и 4
• Устройство законтурного дренажа дамбы №1 Эффект:
• полный перехват фильтрационных вод хвостохранилища в объёме 27,2 млн м3/год;
• обеспечение полного возврата воды из хвостохранилища в производство за счет системы замкнутого цикла оборотного водоснабжения.
В июле 2025 г. планируется запуск второго пускового комплекса (комплекс классификации и сооружения Нового отсека)
Пусковой комплекс №2
Объекты строительства:
• Комплекс классификации
• Сооружения Нового отсека
Эффект:
• увеличение срока службы действующих отсеков хвостохранилища за счёт снижения интенсивности наращивания, применения технологии классификации пульпы и перераспределения части объёмов крупнозернистых хвостов в новый отсек;
• автоматизация технологических процессов классификации, транспортировки пульпы и возврата оборотной воды с повышением управляемости.
Пусковой комплекс №3
Объекты строительства:
• Система обеспыливания хвостохранилища Эффект:
• Снижение пыления хвостохранилища на 87%. На протяжении всего периода строительства объектов ИП «Развитие ЦХХ. 2 очередь» будет приостановлен прирост существующего отвала скального грунта за счет вторичного использования вскрыши в качестве строительного материала.
Технология складирования хвостов
Существующее хвостохранилище предназначено для складирования хвостов мокрой магнитной сепарации обогатительной фабрики. С начала эксплуатации (1963 г.) в него уложено около 1,6 млрд т хвостов.
Существующая технология приводит к ежегодному росту высоты действующего хвостохранилища. После достижения отметки выше 363,5 м высока вероятность потери устойчивости дамб, что создает риск прорыва дамбы, долговременной остановки КГОКа, негативных экологических последствий.
Внедряемая схема транспортировки и складирования хвостов с технологией сгущения, классификации позволяет:
• продлить работоспособность хвостохранилища до 2038 г.;
• повысить устойчивость дамб и снизить/исключить риск возникновения аварии (прорыв дамб) в 50 раз.
Комментарии:
В соответствии с выполненными расчетами емкость нового отсека и существующего хвостохранилища позволит складировать хвосты с 2025 по 2038 г.
Проектные решения позволят исключить потери воды за счет полного перехвата фильтрационных вод хвостохранилища в объёме 27,2 млн м3/год.
К 2038 г. необходима реализация проекта ЦХХ-3 по одному из двух вариантов:
• строительство нового хвостохранилища позволит складировать хвосты до 2078 г.;
• приращение к существующему хвостохранилищу защитного отсека и дальнейшее наращивание в высоту объединенного ХХ позволит складировать хвосты до 2052 г.
Цифровизация параметров мониторинга ГТС
Текущее состояние мониторинга ГТС
В настоящее время мониторинг параметров безопасности ГТС – «ручной»
На ЕВРАЗ КГОК ежегодно проводится более 11 тыс. ручных замеров с занесением в рукописный журнал.
Эффективной аналитики состояния ГТС нет. Большая протяженность планового маршрута специалиста для замера одного из параметров – уровней воды в пьезометрах, большая разнесенность измерительных точек в плане и по высоте, наличие высоких и низких температур, осложняют мониторинг пьезометрических наблюдений.
Реализация проекта «Автоматизированная система диагностического контроля» (АСДК) на гидротехнических сооружениях АО «ЕВРАЗ КГОК»
• Преимущество АСДК – это скорость и передача данных в онлайн режиме.
• Система АСДК ГТС позволяет сравнивать основные параметры контроля ГТС, оперативно диагностировать и формировать предупреждающие сообщения о нарушениях параметров контроля, повышает достоверность полученных данных, производит автоматизированный мониторинг и оперативную диагностику состояния ГТС, а также автоматически создает долговременные архивы данных опросов КИА (контрольно-измерительная аппаратура). Это необходимо для анализа и прогнозирования развивающихся на сооружениях процессов с передачей данных на пункты операторов, персональные компьютеры и мобильные устройства по средствам связи GSM для безопасной эксплуатации ГТС.
На территории ЕВРАЗ КГОК в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору зарегистрированы два ГТС:
– Комплекс гидротехнических сооружений обогатительной фабрики хвостового хозяйства (I класс);
– Гидротехничесие сооружения Нижне-Выйского (Нижне-Качканарского) водохранилища (II класс).
Данная система АСДК необходима на ГТС ЕВРАЗ КГОК.
Предлагаемая к реализации структурная схема системы АСДК
Предлагаемые решения:
• Утвердить бюджет для реализации в 2023–2024 гг. проекта АСДК на площадке ЕВРАЗ КГОК, для ГТС – I класса (Комплекс ГТС ОФ ХХ) и II класса (ГТС Нижне-Выйского (Нижне-Качканарского) водохранилища).
• Этапы реализации по годам:
– 2023 – единое проектирование АСДК;
– 2023 – разработка ПО Евраз-Техника;
– 2024 – СМР.
Управляющей компанией ЕВРАЗ принято решение о реализации проекта со статусом высокого приоритета как на существующем хвостохранилище, так и на вновь проектируемом ИП «Развитие хвостового хозяйства – 2 очередь». Сформирована рабочая группа для создания единой автоматизированной системы мониторинга состояния ГТС, разрабатываются типовые технические решения, проектная документация, проводятся изыскания для проектирования. По завершении необходимых этапов проектирования комбинат приступит к реализации проекта «Автоматизированная система диагностического контроля» (АСДК) на гидротехнических сооружениях АО ЕВРАЗ КГОК.
Журнал "Горная Промышленность" №3 / 2023, стр.19-22