Тенденции и перспективы развития российского рынка рудничного рельсового транспорта
С.О. Боговик, аналитик группы «КАНЕКС»
А.В. Иванов, директор по маркетингу группы «КАНЕКС»
Важным фактором, обеспечивающим эффективность горнодобывающего предприятия, является способ транспортировки минерального сырья. В рудных и угольных шахтах наибольшее распространение получили конвейерный и рельсовый транспорт (рудничный рельсовый транспорт – РРТ). В этой статье мы рассмотрим импорт, экспорт, объем и динамику рынка РРТ с 2011 г. и определим перспективные области для его применения.
Отечественные производители РРТ
В России не так много компаний, изготавливающих шахтные вагонетки и локомотивы, несмотря на это доля отечественных изделий на рынке составляет почти 90% (за исключением локомотивов, применяемых на монорельсовых дорогах, – их основными производителями являются иностранные компании). В табл. 1 приведены наиболее крупные российские поставщики РРТ.
- Табл. 1 Основные производители шахтных вагонеток и локомотивов
Из трех типов вагонеток (грузовые, пассажирские и специальные) подавляющее большинство – грузовые. Статистику по пассажирским и специальным типам привести не удалось: поскольку они исторически производились горнодобывающими предприятиями собственными силами, в обход требований промышленной безопасности, то и компаний, которые их специализированно выпускают, пока не так много. Явным лидером по производству шахтных вагонеток является ООО «ОКБ МИКРОН» (входит в группу «КАНЕКС»), который изготавливает все типы вагонеток. Наряду с вагонетками на рудных и угольных шахтах широкое распространение получили контактные электровозы в исполнении РН и аккумуляторные электровозы в исполнении РП и РВ, причем на абсолютном большинстве рудных шахт применяют контактные электровозы, а на угольных шахтах из всего электровозного парка более 70% приходится на долю аккумуляторных электровозов. Стоит отметить, что среди отечественных компаний, выпускающих локомотивы, явного лидера нет, на сегодняшний день все предприятия находятся примерно на одном уровне.
Импорт и экспорт
Доля импорта в поставках РРТ составляет около 10%. Главной страной-импортером вагонеток (в основном ВГ-1,3 и ВГ-1,4) и локомотивов (гировозов, контактных и аккумуляторных электровозов) в силу кооперационных связей, налаженных еще во времена СССР, для всех союзных республик всегда была Украина. Однако начиная с 2014 г. объемы продукции этой страны в Россию активно снижаются. Это связано с ослаблением курса рубля (цены на поставки зафиксированы в долларах) и обострением политической ситуации на Украине. При этом необходимо отметить, что все большее распространение получают дизелевозы, используемые на монорельсовых дорогах. Причин две: усиление контроля за соблюдением требований безопасности, а также большая эффективность транспортировки различных грузов спецвагонами. Среди лидеров-поставщиков можно выделить FERRIT S.R.O. (Чехия), SMT SCHARF GMBH и SCHOMA CHRISTOPH SCHOTTLER (оба – Германия).
- Рис. 1 Импорт вагонеток и локомотивов, шт., в 2011–2016 гг.
- Рис. 2 Импорт локомотивов в разрезе стран-поставщиков, руб., с НДС
Основными потребителями российского рудничного рельсового транспорта являются компании из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Объем экспортных поставок шахтных локомотивов и вагонеток находится на стабильно невысоком уровне. Скачкообразное потребление в 2011 и 2015 гг. обусловлено разовыми закупками под конкретные проекты (2011 г. – ПАО «ЕВРАЗ СУХА БАЛКА», 2015 г. – НГМК) (рис. 4).
- Рис. 3 Импорт вагонеток в разрезе стран-поставщиков, руб., с НДС
- Рис. 4 Экспорт вагонеток и локомотивов, шт., в 2011–2016 гг.
Объем рынка и потребления шахтных вагонеток и локомотивов
В настоящий момент в российских шахтах эксплуатируется около 7,5 тыс. шахтных вагонеток и около 850 локомотивов. Годовой объем потребления вагонеток около 1200 ед., локомотивов – 65 ед.
В денежном выражении объем рынка шахтных вагонеток лежит в диапазоне 457–568 млн руб., локомотивов – 479– 535 млн руб.
Наибольшей популярностью на рудных шахтах пользуются вагонетки типа ВГ-4,5 – они занимают 38% от всех используемых грузовых вагонеток (рис. 5).
- Рис. 5 Вагонетки, используемые при подземной добыче в РФ (на начало 2019 г.)
На угольных шахтах распространение получили вагонетки типа ВГ-3,3 и вагонетки с донной разгрузкой. При этом предприятия предпочитают их ремонтировать, нежели закупать новые, поскольку ремонт корпуса и замена колесных пар (как самых изнашиваемых частей) в разы дешевле.
Среди локомотивов самыми распространенными на рудных шахтах являются электровозы типа К14 и К10, которые занимают 42 и 32% соответственно от объема всех используемых локомотивов (рис. 6).
- Рис. 6 Локомотивы, используемые при подземной добыче в РФ (на начало 2019 г.)
На угольных шахтах наибольшую популярность получили аккумуляторные электровозы АМ-8Д и АРП-14. В последние годы импортные электровозы (равно как и вагонетки) угольными шахтами не закупались.
Перспективные области применения
После анализа данных о закупках мы выявили, что РРТ используется в большей степени на золотодобывающих (25%) и угольных предприятиях (20%) (рис. 7). Интерес золотодобывающих компаний объясняется ситуацией на рынке: цены на золото за последние несколько лет находятся на стабильно высоком уровне.
- Рис. 7 Потребление РРТ, распределенное по видам полезного ископаемого
В перспективе рост добычи золота будет обеспечен:
• вводом в строй новых месторождений: Сухой Лог и Чертово Корыто («Полюс»), Нежданинское и Прогноз («Полиметалл»), Гросс («Нордголд»), Курасан и Высокое (ЮГК), Кекура и Клен (Highland Gold);
• вводом новых мощностей по переработке упорных руд и концентратов: Покровский рудник («Петропавловск»), золото-сурьмяных флотоконцентратов месторождения Олимпиады («Полюс»);
• увеличением мощностей действующих месторождений: Павлик-2 (ИК «Арлан»), Наталка, Вернинское и Куранахское («Полюс»), Албазино и Майское (Амурский ГМК, «Полиметалл»).
Отсюда следует вывод, что в ближайшем будущем потребление РРТ предприятиями, ведущими подземную добычу золота, должно увеличиться.
Что касается угольных предприятий, то здесь прослеживается тенденция к сокращению потребления шахтных вагонеток (с 2010 г. количество вагонеток сократилось в 2,6 раза). Это связано:
• с ликвидацией угольных шахт. С 2010 года часть угольных предприятий обанкротилась (объединение «Прокопьевскуголь», шахта «Интинская» «Интауголь»), часть затоплена после взрыва метана (шахта «Северная» «Воркутауголь»), в части шахт отработаны запасы («Шахта имени 7 ноября» ОАО «СУЭК»);
• с вытеснением локомотивной откатки более производительным конвейерным транспортом (шахта «Комсомолец» «СУЭК-Кузбасс»);
• с переходом на открытую добычу (шахта «ДжебарикиХая» «Якутуголь», шахта ¹12 «Стройсервис»). При этом количество локомотивов на угольных предприятиях после 2010 г. увеличилось в 1,6 раза. Это объясняется тем, что их большая часть закупается для монорельсовых дорог, которые используются на современных и реконструируемых шахтах.
- Рис. 8 Динамика объема рынка шахтных вагонеток и локомотивов, млн руб.
- Рис. 9 Динамика объема рынка грузовых шахтных вагонеток и локомотивов, млн руб.
Прогноз объема российского рынка шахтных вагонеток и локомотивов до 2023 г.
Рассмотрим два варианта развития событий: 1. Реалистичный вариант (стагнация рынка). Объем российского рынка шахтных вагонеток и локомотивов незначительно уменьшится. Это связано с постепенным вытеснением локомотивной откатки конвейерным транспортом. Помимо этого, добывающие компании предпочитают не закупать вагонетки, а ремонтировать.
К 2023 г. объем рынка шахтных вагонеток составит 450– 550 млн руб., а шахтных локомотивов – 470-530 млн руб. 2. Оптимистичный вариант. Объем российского рынка РРТ к 2023 г. может увеличиться на 15% за счет ввода в эксплуатацию новых подземных месторождений.
К 2023 г. объем рынка шахтных вагонеток составит 500–600 млн руб., а шахтных локомотивов – 53–590 млн руб.
Выводы
1. Годовой объем потребления шахтных вагонеток – около 1200 единиц, что в денежном выражении составляет 457– 568 млн руб., а локомотивов – 65 единиц, что эквивалентно 479–535 млн руб.
2. К 2023 г. объемы рынка будут находиться в диапазоне 450– 550 млн руб. для вагонеток и 470–530 млн руб. – для локомотивов (реалистичный вариант) или 500–600 млн руб. для вагонеток и 530–590 млн руб. для локомотивов (оптимистичный вариант). 3. Основными потребителями РРТ будут золотодобывающие компании, т.к. на угольных шахтах количество вагонеток и электровозов ежегодно сокращается (исключение – локомотивы для монорельсовых дорог).
4. Спрос на вагонетки специального назначения будет увеличиваться, т.к. изготовленная по заказу техника эффективней и безопасней переделанных «гаражным» способом стандартных вагонеток.